УДК 377.5

Проблемы развития интеграции организаций среднего профессионального образования с предприятиями реального сектора экономики в Кировской области

Беспечальных Анастасия Владимировна – магистрант Вятского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы интеграции профессиональных образовательных организаций с предприятиями. Развитие интеграции предполагает активное объединение обеих сторон во взаимовыгодном взаимодействии. Каковы же реалии жизни, в чем причины невысокой мотивированности предприятий к интеграции, каковы тенденции и прогноз развития данной интеграции в обозримом будущем. В публикации приводятся результаты теоретического исследования сложного социально-экономического явления взаимодействия с точки зрения государственного и муниципального управления этим процессом. Статья может быть полезной руководителям профессиональных образовательных организаций для осмысления проблемы непродуктивного взаимодействия с предприятиями и поиска новых эффективных форм интеграции.

Ключевые слова: интеграция, среднее профессиональное образование, перспективное трудоустройство, работодатель, социальное партнерство, качество образования, предприятие-партнер, тенденции развития, производственная практика, стажировка, практическая подготовка.

Квалифицированные рабочие и служащие, специалисты среднего звена – это основа любого современного предприятия, а соответственно и экономики страны в целом. Без соответствующей практико-ориентированной подготовки, без активного участия работодателей в ней теряется смысл среднего профессионального образования. Сейчас этот вопрос поднимается на уровне регионов, как одна из причин трудовой миграции, неудовлетворенности молодых специалистов условиями труда.

Цель современного профессионального образования – подготовка востребованного специалиста, способного конкурировать на рынке труда. Успешность реформирования системы профессионального образования основывается на интеграции отраслевых учебных заведений всех уровней с работодателями. Интеграция в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия профессиональной образовательной организации с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, а также общественными организациями, нацеленное на максимальное согласование и реализацию интересов всех участвующих сторон.

6 февраля 2020 года ходе совместного расширенного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте по науке и образованию глава Минпросвещения России Сергей Кравцов дал комментарий о развитии системы СПО в стране. Министр обратил внимание на то, что программы среднего профессионального образования должны соответствовать реальным запросам экономики и ориентироваться на малый и средний бизнес. Он напомнил о необходимости тесного взаимодействия предприятий и учреждений СПО.

По его словам, в стране должна быть выстроена совместная работа предприятий и образовательных учреждений как очень эффективная модель подготовки специалистов среднего звена. В ближайшее время будет проанализирована работа всех систем СПО с целью оценки того, насколько связаны те программы, которые реализуют колледжи, с региональными рынками труда.

В соответствии с вышеизложенным, процесс интеграции организаций СПО с предприятиями реального сектора экономики – есть необходимое условие реализации национального проекта «Образование». Целью исследования является суть взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики. Соответственно задачами исследования являются оценка уровня интеграции, определение движущих сил данного взаимодействия, причин и следствий сложного социально-экономического явления, тенденций развития в регионе. Условия активного развития эффективной результативной интеграции.

Ведущий подход исследования – системный, так как рассматривая такое сложное, многогранное социально-экономическое явление как интеграция, невозможно игнорировать многочисленные факторы, влиянию которых подвергаются взаимодействия. Чтобы получить объективные результаты исследования необходимо рассматривать объект в комплексе, системе.

В интеграции как системе можно определить главные компоненты и второстепенные. Главные – это непосредственные участники взаимодействия, организации среднего профессионального образования (техникумы, колледжи г. Кирова и области) и предприятия (организации) материального и нематериального производства, за исключением оказывающих финансовые услуги. К таковым относятся металлургические, агропромышленные, машиностроительные, лесоперерабатывающие, топливно-энергетические, оборонно-промышленные предприятия. Также к главным компонентам следует отнести государственные и региональные органы управления образования, так как именно они создают соответствующие условия для развития системы посредством издания нормативно-правовой основы, регулирующей данное взаимодействие, стимулирующие интеграцию. Вышеперечисленные компоненты являются активными творцами системы, способными целенаправленно воздействовать на процесс интеграции, регулировать его.

К второстепенным факторам следует отнести экономические условия, в которых реализуются взаимодействие, социально-политические условия, формирующие образовательную идею. Также к второстепенным относятся частые факторы, такие как отдаленность техникума, колледжа от областного центра, актуальность реализуемых профессий и специальностей, компетентности специалистов ПОО и предприятий, занимающихся данной работой, сложившиеся традиции во взаимодействии и многое другое.

Методы исследования, целесообразно применимые в данном исследовании следующие. Это изучение нормативно-правовой базы государственного и регионального уровней (национальные проекты в образовании, региональные программы и подпрограммы, проекты реформирования СПО), анализ полноты изученности проблемы, доли внимания к этому явлению. Также изучение лучшего опыта эффективной интеграции организаций СПО с предприятиями региона в целях обобщения механизмов успешной реализации взаимодействия.

Для оценки и прогноза развития интеграции в среднесрочной перспективе применяется экспертный метод социального прогнозирования (анкетный опрос), который применим к главным компонентам системы интеграции, сторонам процесса: руководителям профессиональных образовательных организаций, представителям работодателей и регионального уровня управления образования.

Целесообразно начать исследование обозначенной проблемы сначала с изучения нормативно-правовой основы взаимодействия образовательных организаций СПО и работодателей (заказчиков услуг) и положительного передового опыта, лучших практик как в стране, так и в регионе. Затем изучить мнение представителей главных компонентов системы интеграции, и после этого перейти к анализу и делать выводы по исследованию в целом.

Результаты исследований, их обсуждение. За последние десятилетия в России произошли негативные изменения в системе среднего профессионального образования, что вызвано следующими причинами:

  • полный или частичный отказ государства от функций экономического и социального контроля за процессом воспроизводства квалифицированных рабочих (организация целевого набора и последующее трудоустройство выпускников);
  • отсутствие экономической заинтересованности частных предприятий в поддержке профессиональных образовательных организаций;
  • резкое сокращение бюджетного финансирования профессиональных образовательных организаций (передача обязательств по финансированию на региональный и местный уровень власти привели к тому, что, финансируются только, так называемые, «защищенные» статьи расходов);
  • изменение потребности в образовании у различных социальных групп населения, ориентация на высшее образование.

Согласно программе «Развитие образования Кировской области до 2024 г.» преобразования в сфере образования проводятся недостаточно высокими темпами, и поэтому уровень развития данной сферы по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития области.

Главной проблемой системы среднего профессионального образования области является ее отставание от требований предприятий - заказчиков кадров к качеству подготовки рабочих и специалистов. При высоком спросе на рабочие специальности на рынке труда области наблюдается дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Для решения комплекса проблем в сфере образования требуются масштабные, системные изменения, охватывающие все уровни образования. Иначе проблемы в сфере образования не только сохранятся, но и будут нарастать, что повлияет на качество образовательных услуг и приведет к увеличению доли неэффективных расходов в сфере образования.

Эффективное взаимодействие с предприятиями в данной ситуации должно развернуть вектор развития в нужную сторону. Интеграция — процесс объединения частей в целое. В данном исследовании рассматривается социальная интеграция, понимаемая как процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами, в данном случае между организациями СПО и предприятиями.

В результате анализа полученных с помощью метода анкетного опроса участников взаимодействия, выявлены следующие факторы, тормозящие процесс интеграции:

  • недостаточность нормативно-правовой базы для регулирования взаимодействия ПОО и предприятий вследствие недостаточной юридической грамотности сторон и отсутствия таковой помощи со стороны властей;
  • низкая заинтересованность работодателей в интеграции вследствие недооценки положительных эффектов взаимодействия;
  • недостаточность поддержки государства (властей) предприятиям, заинтересованным в интеграции (льготные условия для развития бизнеса, материальные меры (субсидии, кредиты на льготных условиях);
  • условия сложной эпидемиологической ситуации вследствие пандемии (невозможность личного контактирования);
  • недостаточная активность организаций СПО в сотрудничестве;
  • недостаточное разнообразие (однообразие) методов работы во взаимодействии, не соответствующее запросам времени;
  • перечень рабочих профессий и специальностей не в полной мере соответствует запросам экономики (учат по невостребованным специальностям и профессиям).

Исходя из анализа текущего состояния сферы среднего профессионального образования в контексте стратегических ориентиров развития образования до 2024 года региональным правительством намечены приоритетные направления государственной политики:

  • приведение системы подготовки кадров в соответствие с актуальными и перспективными потребностями рынка труда;
  • развитие механизмов государственно-общественного управления образованием, стимулирование инициативности и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества.

С 2014 года в Государственную программу включены следующие подпрограмма «Развитие профессионального образования». Целями данной подпрограммы являются совершенствование системы профессионального образования, обеспечивающей потребности экономики области в квалифицированных кадрах и востребованность каждого выпускника на рынке труда, а также обеспечение доступности профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья. Достичь цели планируется посредством решения следующих задач:

  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями регионального рынка труда;
  • развитие материально-технической базы областных государственных профессиональных образовательных организаций, обеспечивающей современные условия обучения;
  • повышение эффективности управления системой профессионального образования через развитие социального партнерства и внедрение системы независимой оценки качества профессионального образования;
  • повышение престижа рабочих профессий и специальностей, востребованных на рынке труда.

Показатели реализации программы: концу 2024 года удельный вес численности выпускников областных государственных профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности по сравнению с 2012 годом увеличится с 35% до 60%;

В 2017 г. в г. Кирове создана профильная организация («Областной центр помощи в трудоустройстве обучающимся профессиональных образовательных организаций») с целью проведения работы по профессиональному самоопределению школьников, оказания помощи в трудоустройстве обучающимся профессиональных образовательных организаций, развития взаимодействия общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций с предприятиями-работодателями. Также центр занимается оформлением четырехсторонних соглашений с целью перспективного трудоустройства выпускников ПОО. Стороны соглашения: студент, будущий работодатель, ПОО, центр. За 4 года деятельности заключено более 300 соглашений, десятки молодых специалистов уже приступили к работе. Но цифры для региона недостаточные. Это не решает острую кадровую проблему.

К концу 2021 г. планируется внедрение методических рекомендаций (целевой модели) по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в управлении профессиональными образовательными организациями, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления профессиональной образовательной организацией и участие в обновлении образовательных программ.

Таким образом, мы выяснили, что интеграция – сложное многогранное социально-экономическое явление, которое испытывает влияние многих факторов. Государственные и региональные власти могут влиять на данный процесс целенаправленно, планомерно. ПОО являются в этой системе инициаторами, а предприятия – заказчиками. Участники в силах регулировать данную систему, приводить ее в баланс только при условии совпадения, интересов в образовательной политике и ее результатах, общности форм, видов и содержание деятельности.

Другая группа факторов косвенно, но существенно влияет на систему извне. К ним отнесем экономические и социальные факторы, такие как экономическая обстановка в стране, регионе, уровень экономического развития конкретного предприятия, его потенциал. Из социальных факторов – заинтересованность в результатах интеграции, умения и готовность управлять данным процессом и достигать поставленные цели.

Механизмами участия работодателей в образовательной деятельности являются совместное использование высокотехнологичного оборудования, реализация практико-ориентированных программ обучения, независимая оценка качества подготовки, наставничество. Для такого включения в процесс обучения необходимо проработать создание нормативно-правовых условий для инициативного участия работодателей и других социальных партнеров в решении инфраструктурных проблем СПО.

Список литературы

  1. Дроздов Н.А. Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2016. №180;
  2. Зиядуллаев Д.Ш. Интеграция профессионального образования и производства: региональный аспект // Сборник материалов 14-ой международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития». – Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, СПб, 2016.
  3. Лысенко В.Г., Масюков О.А., Мукаев Р.Ф. Государственно-частное партнерство как условие эффективной подготовки кадров в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017, №1;
  4. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 104 c.;
  5. Петровский А.М., Голубева О.В., Седых Д.В. Правовые аспекты социального партнерства в сфере образования // КНЖ. 2017. №4;
  6. Социальное партнерство в сфере образования: опыт, проблемы, перспективы развития. – Информационный бюллетень №25: Москва, ЦК Профсоюза Работников народного образования и науки РФ. – Выпуск 6, ноябрь 2016 г. – с. 39.
  7. Ткаченко Е. В. Интеграционные процессы в профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2018. №9.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail