Применения проводов нового типа (AERO-Z)
Магеррамов Эльдар Надирович – бакалавр кафедры Электроэнергетики и электротехники Дальневосточного федерального университета.
Аннотация: В статье анализируются причины замены классических проводов марки АС на провода нового типа. На высоковольтных линиях 110 кВ и выше в России принято устанавливать неизолированные провода марки АС, но при этом сейчас существуют провода с улучшенными качествами новых марок типа AERO-Z, имеющие улучшенные свойства а именно: меньшее электрическое сопротивление следовательно и меньшие потери; пониженное налипание снега и образование гололеда благодаря меньшему диаметру и гладкой поверхности провода; уменьшенная масса провода (что влечет за собой меньшие механические нагрузки на опоры) в следствии отсутствия стального сердечника как в проводах марки АС и заменой его на сердечник из композитного материала; меньшая стрела провеса; повышенная термостойкость, позволяющая увеличить пропускную способность.
Ключевые слова: AERO-Z, провода нового типа, номинальное напряжение сети, провод.
Актуальность проблемы. Для предоставления качества и надежности электроэнергии электросетевые компании должны постоянно модифицировать электрические сети с помощью:
- Повышения номинального напряжения сети;
- Расщепление фазы;
- Построение допольнительных линий электропередачи;
- Замена воздушной линии на линию большего сечения.
Данные методы широко применяются на территории РФ и не только, но имеют некоторые недостатки: например повышение номинального напряжения сети в основном требует полной реконструкции линии и подстанций, замена ВЛ на большее сечение, к сожалению не всегда возможно, так как провод большего сечения обладает и большей массой и поэтому потребуется и замена опор, что достаточно дорогостояще и подобные проблемы «преследуют» данные методы.
Проблемы такого типа можно решить при помощи применения проводов нового типа.
Таблица 1.
Марка |
Диаметр, мм |
Сечение, мм2 |
Сопротивление, Ом/км |
Масса, кг |
АС-240-56 |
22,4 |
241 |
0,122 |
1110 |
AERO-Z 346-2Z |
22.4 |
345 |
0.097 |
958 |
Рисунок 1. Поперечный разрез провода AERO-Z.
Рисунок 2. Поперечный разрез провода АС.
Поверхность верхнего повива AERO-Z гладкая, за счет этого провод получается более компактный и при том же диаметре имеет большее сечение алюминия.
Относительно бльшая контактная поверхность между двумя Z-образными проволоками одного слоя обеспечивает эффективную защиту от просачивания консистентной смазки изнутри провода. Следовательно внутренняя защита проводов оказывается лучшем чем у классических сталеалюминиевых.
При обрыве проволоки внешнего повива провода AERO-Z остаются на месте под действием мехаических рабочих напряжений. Это возможно пока не оборвется 5 смежных проводов.
Провода нового типа имеют повышенную крутильную жесткость, а поэтому лучше проотивостоят налипанию снегу и образованию гололеда.
Но существуют и недостатки, к сожалению, провода нового типа в среднем в шесть раз дороже чем классические.
Список литературы
- Правила устройства электроустановок. 7-е издание. М.: ЗАО «Энергосервис», 2010. – 854 с.
- СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия.
- Провода для высоковольтных воздушных линий электропередачи. Компактированные типа Z марки AAAC-Z. Сим-Росс Ламифил.
- Провода нового поколения как средство повышения надежности и энергоэффективности. Федоров Н.А. . Сим-Росс Ламифил.
- Нормы технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35- 110 кВ. Стандарт организации ОАО «ФСК ЕЭС».СТО 56947007-29.240.55.192-2014.
- Идельчик В. И. «Электрические системы и сети» М.: Энергоатомиздат. 1989 г. 592 с.
- Зуев Э.Н. «Технико-экономические основы проектированияэлектрических сетей» Учебное пособие М.: МЭИ 1988 г.