Применения проводов нового типа (AERO-Z)

Магеррамов Эльдар Надирович – бакалавр кафедры Электроэнергетики и электротехники Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: В статье анализируются причины замены классических проводов марки АС на провода нового типа. На высоковольтных линиях 110 кВ и выше в России принято устанавливать неизолированные провода марки АС, но при этом сейчас существуют провода с улучшенными качествами новых марок типа AERO-Z, имеющие улучшенные свойства а именно: меньшее электрическое сопротивление следовательно и меньшие потери; пониженное налипание снега и образование гололеда благодаря меньшему диаметру и гладкой поверхности провода; уменьшенная масса провода (что влечет за собой меньшие механические нагрузки на опоры) в следствии отсутствия стального сердечника как в проводах марки АС и заменой его на сердечник из композитного материала; меньшая стрела провеса; повышенная термостойкость, позволяющая увеличить пропускную способность.

Ключевые слова: AERO-Z, провода нового типа, номинальное напряжение сети, провод.

Актуальность проблемы. Для предоставления качества и надежности электроэнергии электросетевые компании должны постоянно модифицировать электрические сети с помощью:

  • Повышения номинального напряжения сети;
  • Расщепление фазы;
  • Построение допольнительных линий электропередачи;
  • Замена воздушной линии на линию большего сечения.

Данные методы широко применяются на территории РФ и не только, но имеют некоторые недостатки: например повышение номинального напряжения сети в основном требует полной реконструкции линии и подстанций, замена ВЛ на большее сечение, к сожалению не всегда возможно, так как провод большего сечения обладает и большей массой и поэтому потребуется и замена опор, что достаточно дорогостояще и подобные проблемы «преследуют» данные методы.

Проблемы такого типа можно решить при помощи применения проводов нового типа.

Таблица 1.

Марка

Диаметр, мм

Сечение, мм2

Сопротивление, Ом/км

Масса, кг

АС-240-56

22,4

241

0,122

1110

AERO-Z 346-2Z

22.4

345

0.097

958

1

Рисунок 1. Поперечный разрез провода AERO-Z.

2

Рисунок 2. Поперечный разрез провода АС.

Поверхность верхнего повива AERO-Z гладкая, за счет этого провод получается более компактный и при том же диаметре имеет большее сечение алюминия.

Относительно бльшая контактная поверхность между двумя Z-образными проволоками одного слоя обеспечивает эффективную защиту от просачивания консистентной смазки изнутри провода. Следовательно внутренняя защита проводов оказывается лучшем чем у классических сталеалюминиевых.

При обрыве проволоки внешнего повива провода AERO-Z остаются на месте под действием мехаических рабочих напряжений. Это возможно пока не оборвется 5 смежных проводов.

Провода нового типа имеют повышенную крутильную жесткость, а поэтому лучше проотивостоят налипанию снегу и образованию гололеда.

Но существуют и недостатки, к сожалению, провода нового типа в среднем в шесть раз дороже чем классические.

Список литературы

  1. Правила устройства электроустановок. 7-е издание. М.: ЗАО «Энергосервис», 2010. – 854 с.
  2. СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия.
  3. Провода для высоковольтных воздушных линий электропередачи. Компактированные типа Z марки AAAC-Z. Сим-Росс Ламифил.
  4. Провода нового поколения как средство повышения надежности и энергоэффективности. Федоров Н.А. . Сим-Росс Ламифил.
  5. Нормы технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35- 110 кВ. Стандарт организации ОАО «ФСК ЕЭС».СТО 56947007-29.240.55.192-2014.
  6. Идельчик В. И. «Электрические системы и сети» М.: Энергоатомиздат. 1989 г. 592 с.
  7. Зуев Э.Н. «Технико-экономические основы проектированияэлектрических сетей» Учебное пособие М.: МЭИ 1988 г.

Интересная статья? Поделись ей с другими: