gototopgototop

УДК 34

Актуальные проблемы выбора наименования юридического лица в Российской Федерации

Осипова Алла Сергеевна – юрист Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные проблемы определения фирменного наименования юридического лица в качестве одного из инструментов индивидуализации юридического лица. Выделены конкретные критерии фирменного наименования, особенности защиты фирменного наименования юридического лица. Дан анализ фирменных наименований коммерческих и некоммерческих организаций. Особое внимание уделяется современным нормативным актам с точки зрения использования в составе фирменных наименований юридических лиц официального названия слов «Россия», «Российская Федерация» и производных от них слов.

Ключевые слова: юридическое лицо, организационно-правовая форма, коммерческая организация, фирменное наименование, наименование некоммерческой организации, индивидуализация, исключительное право, гражданско-правовая ответственность, формы защиты фирменного наименования.

Регистрация наименования юридического лица обеспечивает защиту юридического лица от различных посягательств на деловую репутацию, что в конечном итоге приводит как к экономической стабильности организации, так и к признанию в обществе. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Юридическое лицо, участвующее в гражданско-правовых отношениях, должно быть индивидуализировано путем присвоения наименования юридическому лицу. В соответствии с законодательством название юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (п. 1 ст. 54 ГК). Это требование важно с практической точки зрения. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Например, общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное общество (АО), производственный кооператив и т. д. Название некоммерческих организаций также должно содержать указание на характер их деятельности. Например, общественная организация «Общество защиты прав потребителей».

Включение в название юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от него, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством РФ [4]

Не могут использоваться в юридических именах полные или сокращенные имена федеральных государственных чиновников, за исключением случаев, закон предусмотрен указами Президента Российской Федерации или действиями правительства Российской Федерации.

Любой субъект, вступающий в отношения с юридическим лицом, получает информацию о том, кто владеет имуществом, каковы права и обязанности этого юридического лица, его учредителей (участников), уполномоченных действовать от имени этого юридического лица, какова зона ответственности, если он нарушает обязательства, и т. д.

Субъекты Российской Федерации могут установить порядок использования в названиях юридических лиц наименования субъектов Российской Федерации.

Коммерческие организации должны иметь фирменное наименование, которое является средством индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и предприятий. Это регулируется разделом 76 четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Фирменное наименование предназначено для индивидуализации коммерческого предприятия. Это указывается в учредительных документах компании и Едином государственном реестре юридических лиц при государственной регистрации.

Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и может иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кроме того, юридическое лицо имеет право на полное фирменное наименование и аббревиатуру на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Фирменный наименование не может состоять только из слов, обозначающих вид деятельности компании.

Название ООО не должно содержать официального-как полного, так и сокращенного - названия федеральных и региональных органов власти (законодательных, исполнительных, судебных и любых другие), а также местных органов власти. ООО с таким названием не может быть зарегистрировано. Существует также риск отказа в регистрации, когда используются не имена чиновников, а слова и комбинации букв, похожие на них. Например, если в названии компании есть комбинации букв «Рос», «Гос», «Мос» и т. д.. Подобные названия указывают на то, что компания принадлежит государственным учреждениям власти (федеральные или региональные) , они могут создать для этом неприемлемые конкурентные преимущества перед другими участниками гражданского оборота.

Употребление слов «Российская Федерация», «Россия» и их производные в именах юридических лиц не запрещены, но существенно ограничены законом. В соответствии с п. 4 статьи 1473 ГК РФ включение в название юридического лица официального названия Российская Федерация или Россия разрешены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

Включение этих слов в наименование юридического лица разрешенос учетом следующих условий:

  • это предусмотрено законодательством;
  • имеется разрешение на использование этих слов в имени юридического лица. Соответствующее разрешение выдает Министерство юстиции РФ, если организация отвечает определенным требованиям (имеет определенное количество филиалов и представительств на территории России, имеет монопольное положение на конкретном рынке товаров и т. д.).

Субъекты Российской Федерации могут ввести определенную процедуру использования в названии юридического лица официального названия субъекта Российской Федерации, а также полные или сокращенные названия федеральных государственных органов (например, "Минюст", "Минфин", " антимонопольщики Комитет " и т. д.).

Одной из основных проблем, требующих особого внимания, является заимствование фирменных наименований других юридических лиц некоторыми организациями. Юридическое лицо, намеренно зарегистрированное под названием ранее существовавшей организации, вводит в заблуждение своих контрагентов, например, в вопросах качества товаров, деловой репутации. Действующее российское законодательство не может защитить добросовестных участников гражданского оборота от таких злоупотреблений. П. 54 ГК РФ содержит общую формулировку, согласно которой юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке с коммерческим названием, имеет право на его использование. Компания, злоупотребляющая чужим зарегистрированным фирменным наименованием, по просьбе владельца фирменного наименования должна прекратить его использование и компенсировать причиненный ущерб.

Если такое требование будет нарушено, юридическое лицо, находящееся под первой регистрацией данной торговой марки, имеет право требовать в суде прекращения использования тождественной или аналогичной фирмой по другим вопросам и равной компенсации, в результате чего, используя это, оно имеет право на фирму, появившуюся ранее в других [6, c. 213].

Незаконное использование чужого фирменного наименования характеризуется показателем наличия идентичности или сходства фирменного наименования, что приводит к возможности их смешивания.

Особое внимание требует проблема определения момента, когда возникает исключительное право фирменного наименования. Согласно ст. 1475 Гражданского кодекса Российской Федерации с даты государственной регистрации этого юридического лица возникает особое право на фирменное наименование.

Однако в научной литературе существует мнение, что исключительное право на фирменное наименование должно возникать с момента начала той или иной деятельности [10]. С таким предложением трудно согласиться, потому что при таком подходе фирменное наименование фактически будет индивидуализировать деятельность, выполняемую этим лицом, а не юридическим лицом.

Однако в некоторых случаях момент начала реализации той или иной деятельности должен иметь существенное значение при рассмотрении споров о защите исключительного права на фирменное наименование. В случае наличия двух юридических лиц с одним и тем же фирменным наименованием, но занимающихся различными видами экономической деятельности, возможна ситуация, когда «старшее» юридическое лицо решает изменить сферу деятельности, которая будет похожа на «молодое» юридическое лицо. В таких случаях «старшее» юридическое лицо может обязать «младшее» юридическое лицо изменить фирменное наименование, поскольку оно раньше имело право на фирменное наименование.

Рассмотрим другую ситуацию. Два юридических лица с аналогичным фирменным наименованием занимались аналогичной деятельностью. «Молодое» юридическое лицо раньше зарегистрировало свое фирменное наименование в реестре, чем «старшее». В таких случаях «младшее» юридическое лицо имеет право запретить «старшему» юридическому лицу использовать фирменное наименование, а тот факт, что «младшее» юридическое лицо занимается деятельностью, подобной деятельности «старшего», не будет иметь никакой юридической силы.

Таким образом, момент начала конкретной деятельности не влияет на момент появления исключительного права на фирменное наименование. Это следует учитывать при рассмотрении дел о защите исключительного права на фирменное наименование.

Важным моментом является защита прав на фирменное наименование. Защита права на фирменное наименование включает юридические меры, которые могут обеспечить восстановление нарушенных прав пострадавшего юридического лица, остановить его нарушения и наложить различные гражданские юридические санкции на нарушителя. Эти меры содержатся во многих действиях действующего законодательства. Анализ существующих норм позволяет выделить характерные формы рассматриваемой сферы, ее средства и способы защиты нарушенных прав.

Для защиты своего фирменного наименования компании могут использовать ряд организационных мероприятий для обеспечения юридически предусмотренных методов защиты. В соответствии с общими правилами защита права на фирму осуществляется в судебном порядке. Такие споры обычно разрешаются через Арбитражный суд. Для защиты права на фирменное название предъявляется и материальное и юридическое требование к ответчику о прекращении и восстановлении нарушения прав.

Действующее законодательство определяет, что требование о прекращении использования фирменного наименования может быть предъявлено юридическому лицу, использующему аналогичное фирменное наименование, следовательно, рассматриваемому в качестве ответчика. В данном случае ответчиком становится лицо, являющееся нарушителем субъективного права. Фактически, такое лицо является основателем или учредителем юридического лица. Решение о запрете использования фирменного наименования применимо при условии внесения соответствующих изменений в устав. Однако, если ответчик является юридическим лицом, это решение фактически становится неприменимым, поскольку юридическое лицо не может вносить изменения в учредительные документы по собственной инициативе. Эти действия, как правило, принадлежат исключительной компетенции их участников, которые являются их учредителями. Соответственно, исполнять такое решение могут только учредители юридического лица.

В настоящее время законодательство, регулирующее вопросы использования фирменного наименования, не отвечает интересам участников гражданского оборота. Проблема права на фирменное наименование, остается одной из самых актуальных и в то же время одной из малоисследованных в гражданском праве РФ. Отсутствие достаточной судебной и арбитражной практики приостанавливает развитие института защиты прав на средства индивидуализации.

Список литературы

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)
  2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
  3. Федеральный закон от 12.11.2019 № 377–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
  4. Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 № 52 (ред. от 25.09.2017) «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования»
  5. ПисьмоМинистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 июня 2018 г. № 26618-АЧ/04 О порядке определения даты возникновения права лицензиата на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
  6. Андреев Ю.Н. Актуальные проблемы гражданского права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 543 c.
  7. Ващенко Ю.С., Горина К.С.. «О некоторых аспектах государственной регистрации юридических лиц в свете законодательных изменений». Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, в. 2, №. 4, 2017. С. 70-79.
  8. Шергунова Е.А., Силакова О.Н. «Проблемы защиты фирменных наименований юридических лиц». Известия Юго-Западного государственного университета, №6, 2016. С.269-277.
  9. Юшкова Е. Фирменное наименование как основное средство индивидуализация юридического лица // Актуальные проблемы цивилистики: сб. научных статей / отв. ред. В.Н. Сусликов; ЮгоЗападный государственный университет. – Курск, 2014. – С. 147-151.
  10. Гаврилов Э.П. О праве на фирменное наименование // Хозяйство и право. – 2008. - № 10.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail