gototopgototop

УДК 34

Проблемы правового регулирование выпуска криптовалют (ICO) и их обращения

Салахов Руслан Анфасович – магистр факультета Экономики и права Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: В данной статье проведен анализ сущности криптовалюты в качестве одного из платежных инструментов, ее официального статуса, правового регулирования обращения в денежной системе государств. Приведены взгляды отечественных ученых на проблему разработки дефиниции понятия «криптовалюты». Исходя из анализа данного материала сделан вывод о том, что криптовалюту не представляется возможным отнести ни к одному из известных видов объектов гражданских прав, которые предусмотрены ст. 182 ГК РФ, кроме как к иному имуществу. Выявлены несколько направлений к решению проблемы определения правовой природы криптовалют.

Ключевые слова: Криптовалюта, цифровая валюта, биткоин, токен, майнинг, законодательство РФ, правовое регулирование, эмиссия.

Введение

Современные российские и международные экономические реалии предопределяют потребность в обеспечении правовой регламентации самых разных сфер жизнедеятельности. Сказанное в немалой мере относится и к финансово-правовой сфере. Общеизвестно, что данная сфера представлена бюджетно-правовой, кредитно-правовой, валютно-правовой и т.д. В рамках цифровизации экономики в контексте данной статьи будет уделено внимание именно валютно-правовой сфере, поскольку именно она в настоящее время более всего подвергается воздействию тенденции цифровизации экономических отношений.

С ростом потребностей человеческого сообщества приходят более совершенные, отвечающие этапу исторического развития платежные средства. Популяризация интернет-пространства, развитие информационных систем привели к возникновению такого явления, как криптовалюта.

Проблема влияния технологии криптовалюты на мировое общество и экономику, вызвавшая необходимость регулирования их обращения на государственном уровне в настоящее время стоит на повестке дня многих стран, занимает умы как простых граждан, так и современных ученых (Рубини Н., Тапскотт Д. и др).

Таким образом, цель данной статьи – выявление проблемы правового регулирование выпуска криптовалют (ICO) и их обращения.

Основная часть

Своё активное развитие криптовалюта получила в начале 2009 года, когда Накомото С. выложил в интернет биткоин – первую криптовалюту.

В настоящее время существует множество различных криптовалют, которые используются по всему миру. Однако именно биткоин продолжает оставаться среди них наиболее популярной.

На сегодняшний день определение понятие «криптовалюта» встречается, как правило, в информационных документах международных и национальных финансовых институтов. Вместо слова «криптовалюта» в данных документах используется термин «виртуальная валюта», который по своему содержанию является более объемным и широким.

Так, Министерство финансов Соединенных Штатов Америки указывает, что виртуальная валюта – это средство обращения, которое используют некоторые сообщества по аналогии с реальной валютой. Параллельно с этим, виртуальная валюта не обладает всем набором признаков, которые характерны для реальной валюты [2].

В Дании Центробанк сделал заявление, согласно которому биткоин не является валютой. Согласно данному заявлению, биткоин, равно как и другие криптовалюты, не имеют реальной торговой стоимости по сравнению с золотом или серебром и его можно приравнять разве что к стеклянным бусам [3].

В среде ученых, также нет какого-либо единого взгляда на сущность криптовалюты.

Например, Железов О.В. считает, что криптовалюта представляет собой особый вид электронных денег, функционирование которых основывается на децентрализованном обращении и механизме эмиссии, являющихся сложной системой информационно-технологических процедур, базирующихся на криптографических методах защиты [5, c. 2].

Перов В.А. считает, что криптовалюту необходимо относить к объектам гражданских прав как имущество. Поэтому он предлагает скорректировать ст. 128 ГК РФ, которая определяет объекты гражданских прав [6, c. 7].

Алексеенко А.П. считает, что криптовалюту нельзя квалифицировать ни как деньги, ни как иные вещи, ни как имущественное право требования, т.к. она не является платежным средством и не эмитируется ЦБ РФ, а также не имеет материального выражения и не порождает права требования [4, c. 117].

Таким образом, несмотря на наличие исследований, которые посвящены изучению криптовалют, их сущность и юридическая природа по-прежнему остается дискуссионной, принимая во внимание практические полное отсутствие сколько-нибудь внятной позиции законодателя. В связи с этим, основная проблема сводится к определению правовой природы криптовалют.

В данном случае можно сформулировать несколько подходов к решению данной проблемы.

Прежде всего, криптовалюты принципиально возможно рассматривать как платежное средство. Тогда потребуется внесение кардинальных изменений в отечественное законодательство, к примеру, в ст. 317 ГК РФ [1], в соответствии с которой денежные обязательства должны быть выражены в рублях.

Принимая во внимание неподконтрольность государству обращения криптовалют, которые рассматриваются как средство платежа, должны быть квалифицированы в качестве денежных суррогатов, легальная дефиниция которых в настоящее время отсутствует. Как правило, их определяют в качестве заменителей официальных форм денег, которые были введены в обращение хозяйствующими субъектами в целях осуществления платежей произвольно.

Минфин РФ представило законопроект «О цифровых финансовых активах», который бы разрешил физическим лицам заключать сделки с криптовалютами лишь на биржах.

Вряд ли представляется возможным найти необходимую аргументацию для обозначения криптовалют в качестве платежного средства. Неподконтрольность государству таких расчетов, легкость уклонения от налогов, возможность осуществления платежей с противоправными целями – уже этого хватает, чтобы наделить криптовалюты статусом платежного средства.

Следующий подход – исследование криптовалюты как собственно валюты или валютной ценности. Такой подход идет вразрез со ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой иностранная валюта представляет собой средства в денежных единицах зарубежных стран и международных расчетных или денежных единицах. Криптовалюта не имеет такого статуса, т.к. ее эмиссия – это результат волеизъявления отдельного юридического или физического лица.

Последний подход подразумевает исследование криптовалют в качестве имущества особого рода, которое способно к участию в гражданском обороте и обладает определенной ценностью. В данном контексте заслуживает поддержки законопроект, который подготовлен Минфином РФ. Данный законопроект содержит регламентацию выпуска и обращения криптовалют, отнесения их к «иному имуществу» в рамках ст. 128 ГК РФ.

Таким образом, удалось выделить три направления решения данной проблемы, кратко проанализировав которые можно сделать вывод о том, что правовое регулирование обращения и выпуска криптовалют в РФ в настоящее время находится в стадии разработки.

Необходимо отметить, что еще одной проблемой является эмиссия криптовалют – «майнинг». Любой гражданин, имеющий компьютер средней мощности, может добывать биткоин и иные криптовалюты из программных кодов.

Трудность заключается в том, что если приравнивать криптовалюту к денежной единице, то является ли эмиссия противоправным действием, ведь эмиссия последних преследуется по закону согласно ст. 186 УК РФ.

Бесконтрольность использования криптовалюты является причиной того, что невозможно отследить денежные средства, которые направлены на финансирование террористических организациий, торговлю людьми, оружием и наркотиками.

В случае мошенничества с криптовалютой невозможно идентифицировать лицо, поскольку система блокчейн предоставляет абсолютную анонимность. При открытии кошелька в данной системе не запрашиваются никакие данные для подтверждения лица. Таким образом, криптовалюта – это основа теневого сектора экономики, что в дальнейшем может иметь отрицательные последствия.

В настоящее время необходимо принятие специального закона, посвященного правовому регулированию обращения криптовалют.

Необходимость принятия закона о регулировании криптовалют в РФ заключается в следующем.

Одной из главных особенностей криптовалюты является ее анонимность и децентрализация. Поэтому необходимо легализовать криптовалюту, что хоть и частично, но позволит контролировать ее, и закроет их от воздействия теневого рынка.

Определение правового статуса криптовалюты. В случае введения закона их приравняют к финансовому активу, что даст возможность использовать его лишь субъектам регулируемой биржи, которая работает с Центральным Банком.

Защита участников рынка. В настоящий момент использование криптовалют является рисковым процессом, который может закончиться достаточно печально для любого, кто осуществляет транзакции. Если будет осуществлена кража, то наказать преступников не получится, поскольку на данный момент соответствующий законопроект еще не был принят и неизвестно – когда это случится.

Следующая необходимость принятия специального закона, регулирующего особенности обращения криптовалют, заключается в противодействии их отмыванию. Регламентация сделок позволит частично контролировать данный процесс.

Формирование базы для лицензирования и налогообложения криптовалют. В настоящее время факт, того, что никто не выплачивает налоги на полученные таким образом средства, лишает бюджет существенного дохода.

Помимо этого, использование криптовалют связано с финансовыми махинациями.

И последняя причина, по которой необходимо принять специальный закон заключается в разработке площадки цифрового бизнеса на его основе.

Однако, необходимо отметить, что в настоящее время никто не понимает, каким образом должна выглядеть такая площадка.

Таким образом, на сегодняшний день проблема о правовом регулировании криптовалюты в Российской Федерации не нашла своего разрешения.

Вместе с тем, Минфин РФ занимается разработкой нескольких законопроектов. Первый из них направлен на регулирование криптовалют, а второй – цифровых технологий, в том числе реестры и майнинг.

Принятие данных законопроектов постоянно откладывается.

Необходимо и дальше изучать опыт других государств, на основе которого можно будет сформировать правовое поле, учитывающее интересы физических лиц, бизнеса и государства. Анализ такого опыта, в частности позволит более эффективно осуществлять судебные разбирательства, предметом которых являются криптовалюты.

Заключение

Таким образом, правовая политика в сфере цифровой экономики как РФ, так и зарубежных государств, имеет в настоящее время имеет множество направлений. Основным направлением, разумеется, является разработка нормативно-правовой базы, направленной на регулирование криптовалюты в качестве объекта правовой политики.

В данном случае предстоит пройти достаточно сложный путь к разработке четкой правовой регламентации анализируемых общественных отношений.

Лишь одно остается несомненным – эффективное регулирование криптовалют станет возможным только за счет межгосударственного сотрудничества, т.к. очевидно, что власть отдельных стран в данном вопросе ограничена, и эта проблема уже давно за пределами какого-либо отдельно взятого государства.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. Department of the Treasury Financial Crimes Enforcement Network Guidance FIN-2013-G001 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fincen.gov/sites/default/files/shared/FIN-2013-G001.pdf (дата обращения04.2020).
  3. Regulation of Bitcoin in Selected Jurisdictions. Denmark [Электронный ресурс] // The Library of Congress. Bitcoin Survey. Режим доступа: http://www.loc.gov/law/help/bitcoin-survey/#denmark (дата обращения: 16.04.2020).
  4. Алексеенко А.П. Проблемные аспекты определения правового статуса криптовалюты в России // 2018. – № 2. – С. 117-124.
  5. Вахрушев Д. С., Железов О.В. Криптовалюта как феномен современной информационной экономики: проблемы теоретического осмысления // Науковедение. – 2014. – № 5 (24). – C. 1-9.
  6. Перов В. А. Криптовалюта как объект гражданского права // Гражданское право. – 2017. – № 5. – С. 7-9.
  7. Суд в Нью-Йорке признал токены Gram ценными бумагами [Электронный ресурс] // Ведомости. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/news/2020/03/25/826131-tokeni-gram-tsennimi-bumagami (дата обращения: 16.04.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail