Об особенностях правового регулирования внешнеэкономических сделок в странах СНГ и ЕАЭС на примере договора купли-продажи

Касымова Малика Рустамовна – студентка магистратуры Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: В представленной статье отмечается, что, несмотря на наличие широкой совокупности нормативных актов в сфере внешнеэкономической деятельности, основа регулирования купли-продажи в странах ЕАЭС и СНГ по-прежнему не сложилась. Как следствие, страны-участницы активно применяют положения международного законодательства, в частности, Венской Конвенции, а спорные ситуации разрешаются Экономическим судом СНГ и специализированным судом ЕАЭС.

Ключевые слова: СНГ, ЕАЭС, торговля, регулирование, купля-продажа.

Правовая регламентация внешнеэкономических сделок осуществляется на нескольких уровнях, включая национальное, наднациональное (региональное) и международно-правовое регулирование. К преимуществам наднационального регулирования закономерно следует отнести возможности учета региональных особенностей государств, объединенных по территориальному, политическому и социально-экономическому признаку общностью подходов к реализации тех или иных правоотношений. В сфере внешнеэкономического взаимодействия указанное означает наличие сходного или в определенной степени унифицированного регулирования деятельности субъектов предпринимательства при заключении и реализации внешнеэкономических контрактов, а также разрешении споров, возникающих в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий таковых договоров.

В рамках данного анализа представляется целесообразным обратиться к особенностям регулирования в рамках СНГ и ЕАЭС следующего вида договоров: договора купли-продажи.

Взаимоотношения государств-участников СНГ и ЕАЭС в сфере внешнеторговой деятельности проистекают из тех структурных связей, которые сложились непосредственного в рамках указанных наднациональных организаций. Наиболее существенным в указанном ракурсе является вопрос установления зон свободной торговли, зон беспошлинного передвижения товаров, свободных таможенных зон и прочее.

В рамках СНГ такие зоны созданы не были, а потому сущность регионального правового регулирования торгового оборота участников Содружества сводится к существованию специальных норм в сфере упрощения выбора применимого права, облегчения процедур гражданского оборота, а также разрешения споров посредством возможности обращения в Экономический суд СНГ. Так, например, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенное между государствами-участниками СНГ 20.03.1992 г. [1], установившее правила применения гражданского законодательства одного государства – участника СНГ на территории другого государства – участника СНГ, отмечает, что права и обязанности сторон по договору определяются по законодательству страны места заключения такого договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 11). Аналогичное положение содержится в ст. 41 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной 22.01.1993 г. [2]

В то же время, отсутствие глобальных актов, регламентирующих сферу заключения и реализации договоров купли-продажи, компенсируется заключаемыми между отдельными или несколькими странами-участниками СНГ – соответствующих двусторонних или многосторонних договоров. Так, соглашения о свободной торговле действуют между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан; Республикой Беларусь; Республикой Казахстан; Республикой Таджикистан.

Отдельно следует обратить внимание на взаимодействие торгово-промышленных палат государств, устанавливающих отдельные аспекты правовой регламентации упрощения взаимодействия государств во внешнеэкономической деятельности, в том числе в вопросах обеспечения торговой деятельности как на общегосударственных уровнях, так и на уровне регионов отдельных государств.

Также значимую роль в регулировании взаимоотношений субъектов предпринимательства – резидентов государств – участников СНГ, играет Экономический Суд СНГ, разрешающий в исследуемой сфере лишь ряд вопросов, связанных с толкованием международно-правовых (наднациональных) актов, обеспечивающих создание и функционирование в СНГ зоны свободной торговли.

Экономический Суд СНГ (ECONOMIC COURT OF THE CIS) был создан в соответствии с ст.32 Устава СНГ [3] в 1992 г. на основе Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. [4] 3 марта 2004 г. подписано Соглашение между СНГ и ЕврАзЭС о возложении его обязанностей ЕврАзЭС на Экономический Суд.

К компетенции Суда отнесены решения межгосударственных экономических споров:

  • возникающие при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;
  • о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.

Механизмы реализации решений Суда не определены; решение носит рекомендательный и толковательный (консультативный) характер; как инструмент разрешения споров фактически не работает, а эффективность деятельности Суда низкая: он рассматривает крайне малое количество дел – 127 за все годы функционирования, а их разрешение по существу не относится к компетенции Суда.

Однако Консультативные заключения Суда имеют значимость для установления правил взаимодействия между контрагентами, представителями различных государств-участников СНГ. Так, например, в консультативном заключении от 10 сентября 2002 года № 01-1/2-02 Экономическим Судом СНГ было осуществлено толкование по вопросу, при каких условиях импорт товара, происходящего из страны государства-участника Соглашения от 15 апреля 1994 года, влечет предоставление тарифных преференций резидентам других государств-участников данного Соглашения и обязательно ли при этом наличие прямой хозяйственно-договорной связи между резидентами страны происхождения товара и страны ввоза. Суд осуществил толкование по указанному вопросу с учетом требований п. 1 ст. 3 Соглашения от 15 апреля 1994 г., установив, что предоставление тарифных преференций при осуществлении государствами взаимной торговли является мерой по реализации положений Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. и связано с построением общего экономического пространства государств-участников, предполагающего свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, а также упрочение прямых связей хозяйствующих субъектов государств-участников (преамбула Договора от 24 сентября 1993 года).

Соответственно, можно утверждать, что в рамках деятельности СНГ презюмируется осуществление контрагентами, являющимися резидентами государств – участников СНГ, в рамках свободной торговли, с учетом установленных между государствами изъятий и ограничений. При этом, отсутствует прямая регламентация взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности при заключении внешнеэкономических договоров купли-продажи, а потому при установлении их условий стороны должны исходить из обычных условий, а также требований законодательства, определенного в качестве применимого к устанавливаемым между ними правоотношениям. Разрешение споров, возникающих в связи с заключением и реализацией договоров купли-продажи, происходит с учетом Консультативных заключений Экономического Суда СНГ.

Что же касается ЕАЭС и регламентированных нормами права указанной наднациональной институции правоотношений, проистекающих из заключения и реализации договоров купли-продажи, то в данном случае следует отталкиваться от того, что государства – участники ЕАЭС договорились об общей таможенной зоне с функционированием Таможенного Союза; гармонизации взаимоотношений в сфере налогообложения; унификации валютного регулирования, а также функционировании единых финансовых и иных экономических рынков.

В целях создания эффективно работающего внутреннего рынка союза страны-участницы при экспорте/импорте между государствами не применяют таможенные пошлины, систему нетарифного регулирования, прочие запреты и ограничения (ст.28 Договора о ЕАЭС). Это относится не только к товарам, страной происхождения которых является одно из государств Союза, но и к товарам, импортированным в ЕАЭС и выпущенным в свободное обращение (т.е. полностью очищенным с точки зрения таможни).

В указанных условиях при наличии зоны свободной торговли и единого таможенного пространства, договоры купли-продажи становятся базисом для осуществления торговых связей. Установление таковых взаимоотношений предполагает также наличие требований к функционированию внутренних рынков государств – участников ЕАЭС.

За относительно короткий период времени, прошедший с начала функционирования ТС – 1 января 2010 года – проделана масштабная работа по созданию благоприятных условий для взаимного доступа государств-членов на внутренний рынок Союза. Получены практические результаты в реализации «четырех свобод» на пространстве Союза, значительное число препятствий на внутреннем рынке Союза уже устранено [5].

Следует отметить, что в 2016 году по инициативе Республики Беларусь Советом Комиссии был принят фундаментальный для последующей работы по устранению препятствий документ – распоряжение Совета Комиссии от 18.10.2016 г. № 29 «О ходе работы по выявлению и устранению барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза» [6]. Принятие данного распоряжения стало новой вехой развития направления работы по обеспечению функционирования внутреннего рынка Союза без барьеров, изъятий и ограничений. Кроме того, ЕАЭС заключены торговые соглашения с иными государствами, не являющимися участниками указанной наднациональной институции.

Отдельно следует остановиться на деятельности Суда ЕАЭС, который, как и Экономический Суд СНГ, не только разрешает споры, проистекающие из осуществления внешнеэкономической деятельности (включая куплю-продажу) субъектов предпринимательской деятельности, являющихся резидентами государств – участников СНГ и ЕАЭС, но и вырабатывает обобщения и рекомендации для дальнейшего использования в ходе заключения и реализации внешнеэкономических контрактов.

Проведенный анализ организационно-правовых основ регламентации договоров купли-продажи между контрагентами – субъектами предпринимательской деятельности, являющихся резидентами государств – участников ЕАЭС, позволяет судить о том, что базис правовой регламентации в данном случае зиждется преимущественно на тарифно-таможенном регулировании, установлении порядка и правил перемещения товаров (их импорта и экспорта), а также осуществления соприкосновенных к импортно-экспортным операциям аспектов деятельности.

В то же время, ни один правовой акт регионального характера не регулирует специфику заключения договоров купли-продажи, установления их правил и прочее. В целом, применяются общие для международного товарооборота правила купли-продажи, закрепленные международными правовыми актами. В практике международной торговли используются такие источники правового регулирования международной купли-продажи:

  • Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
  • Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. [7]
  • Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г. [8], и др.

Наиболее широко в практике международной торговли используется Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи, принятая в Вене в 1980 г. Она представляет собой международный документ, имеющий практическое значение при подписании и исполнении внешнеторговых контрактов. Венская конвенция была разработана комиссией ООН о праве международной торговли (ЮНСИТРАЛ) с целью определения единых норм, регулирующих международные торговые договоры.

Поскольку большинство государств СНГ и ЕАЭС являются участниками указанных конвенционных актов, то в рамках осуществления правоотношений, связанных с трансграничной куплей-продажей, в том числе в рамках зон свободной торговли, применимыми являются указанные основополагающие правила.

Чтобы договор купли-продажи был заключен, необходимо:

  • чтобы одна сторона договора предложила заключить договор на определенных условиях. Такое предложение заключить договор в торговой практике принято называть офертой;
  • чтобы другая сторона дала согласие заключить договор на тех условиях, что предложила первая сторона. Согласие заключить договор в торговой практике принято называть акцептом.

Соответственно, как и в рамках национального регулирования, чтобы состоялась купля-продажа, необходимо, чтобы имели место оферта продавца и ее акцептирование покупателем. При этом, акцепт должен быть осуществлен относительно всех существенных условий договора купли-продажи: цена; порядок платежа; качество и количество товара место и срок поставки; объем ответственности одной из сторон перед другой; решения споров.

Подводя итог, следует отметить, что непосредственного регулирования купли-продажи в рамках СНГ и ЕАЭС не существует, а субъекты предпринимательской деятельности, являющиеся резидентами государств – участников СНГ и ЕАЭС, преимущественно ориентируются на соответствующие положения Венских конвенций, а также правила ЮНСИТРАЛ. Правовая база СНГ и ЕАЭС в исследуемой сфере регламентирует лишь выбор применимого права, а также позволяет упростить документооборот и процедуры разрешения споров.

В то же время, наличие соглашений о свободной торговле, упрощение таможенно-тарифного регулирования и унификация налоговых процедур позволяют говорить о создании предпосылок для выработки эффективного базиса, направленного на активизацию торгового оборота между субъектами предпринимательства различных государств, участвующих в СНГ и ЕАЭС.

Список литературы

  1. Соглашение стран СНГ от 20.03.1992 "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности". – М.: Закон, 1993 - №1.
  2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997). // Собрание законодательства РФ. - 24.04.1995. - N 17. - ст. 1472.
  3. Решение Совета глав государств СНГ <О принятии Устава СНГ> (Вместе с "Уставом Содружества Независимых Государств") (Принято в г. Минске 22.01.1993) (с изм. от 19.09.2003). // Бюллетень международных договоров. – 1994. - №1.
  4. Соглашение о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств (Заключено в г. Москве 06.07.1992) (с изм. от 13.09.2017) (вместе с "Положением об Экономическом суде Содружества Независимых Государств"). // Бюллетень международных договоров. – 1994. - №9.
  5. Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС. Доклад. – М.: Евразийская экономическая комиссия, 2017.
  6. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 29 "О ходе работы по выявлению и устранению барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза" [Электронный ресурс]. - Консультант-плюс. – 1997-2020. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=60384#04457348842684803 (дата обращения: 12.07.2020).
  7. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Заключена в г. Нью-Йорке 14.06.1974) (вместе с "Протоколом об изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Вена, 1980 г.)" (Подписан в г. Вене 11.04.1980)) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2650/ (дата обращения: 12.07.2020).
  8. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров [рус., англ.] (Заключена в г. Гааге 22.12.1986) [Электронный ресурс]. / Консультант-плюс. – 1997-2020. – Электрон, дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15170#029782863770552126 (дата обращения: 10.07.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: