gototopgototop

Изменения дистанционной продажи ювелирных изделий: сравнительный анализ норм и правил

Слепов Кирилл Александрович – студент-магистрант Государственного социально-гуманитарного университета.

Аннотация: В статье рассмотрены основные изменения в российском законодательстве в сфере дистанционной продажи товаров, в том числе ювелирными изделиями. Рассмотрены основные сравнительные характеристики в законодательстве и нормативно-правовых актах, регулирующих процедуру дистанционной продажи ювелирных изделий.

Ключевые слова: Дистанционная торговля, онлайн-торговля, Интернет-магазин, договор дистанционной продажи, ювелирные изделия.

Дистанционная торговля выступает в качестве одной из форм розничной продажи товарного продукта. Ее необходимым признаком является удаленность друг от дру­га продавца и покупателя в момент заключения сделки, между ними не происходит прямого контакта лицом к лицу, а выбор товара производится на основании ознакомления покупателя с описанием товара, которое передано по разным коммуникационным каналам.

В Российской Федерации купля-продажа ювелирных изделий дистанционным способом регулируется Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О техническом регулировании», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», «О рекламе», «О персональных данных», законом «О защите прав потребителей» (ст. 26.1) (далее – ЗЗПП), Правилами продажи товаров дистанционным способом (далее – Правила №612) и иными нормативно-правовыми актами.

Правила №612 содержит понятие «дистанционный способ продажи», согласно которому под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, которые содержатся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в т.ч. информационно-телекоммуникационной сети (далее при упоминании в тексте – ИТС) Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Следует признать, что на протяжении долгого времени дистанционная ювелирная торговля формально находилась под запретом. Тем не менее, многие ювелирные компании данный запрет нарушали, т.к. преследовали желание не отставать от рынка и его развития, даже перед страхами перед возможными штрафами и блокировкой сайтов.

Свидетельством сказанному является развитие и наращивание Интернет-продаж ювелирными изделиями. Так, например, как показывают исследования на тему «Российский рынок Интернет-торговли: итоги 2019», в 2019 году продажи выросли на 18%, превысив 2 трлн. руб. Основным драйвером роста стало увеличение количества заказов (+21%). Потребители стали покупать чаще онлайн, а средний чек стал меньше (-3%). Не последнюю роль в этом сыграли маркетплейсы, которые перетягивают продажи на себя. Ювелирными изделиями торгуют такие площадки, как Wildberries, Lamoda, Ozon. На площадках продается продукция крупнейших российских производителей, среди которых лидер рынка Sokolov, Московский ювелирный завод, «Алькор», Balex и др.

Если говорить о правилах розничной торговли, то еще в 2018 году было внесено изменение, которое касается разносной торговли- торговли, при которой человек вне торговых объектов может познакомиться с продукцией (ранее это было просто торговля «вне торговых объектов»). Такое определение мешало развитию дистанционного способа реализации (например, онлайн-магазинам ювелирных изделий).

В конце 2019 года Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым было подписано Постановление от 30.11.2019 г. №1542 «О внесении изменения в правила продажи товаров дистанционным способом» (далее – Постановление №1542). Так, в частности, п. 5 указанных Правил продажи товаров дистанционным способом, был дополнен новым абзацем следующего содержания: «На территории РФ допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом с учетом особенностей, установленных законодательством РФ».

Таким образом, Правительством была прямо закреплена возможность дистанционной продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов или камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней.

Так, главные особенности установлены законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и заключаются в обязательном наличии оттиска пробирных клейм на ювелирных изделиях и сертификата на каждый драгоценный камень при их продаже.

Данная информация должна находиться на опломбированном ярлыке изделия. Ранее в качестве обязательного условия было указание сведений следующего характера: наименование изделия и его изготовителя, вид драгоценного металла, артикул, масса, проба, цена изделия (цена за 1 грамм изделия без вставок), вид и характеристика вставок. Теперь необходимо добавлять информацию относительно характеристики вставок – сведения о способе обработки, которое изменило качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а равно, при использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, которые обладают характеристиками или свойствами драгоценных камней – информация о том, что данный камень не является драгоценным. Для продажи украшений онлайн необходимо, чтобы на них присутствовали оттиски пробирных клейм и сертификатов для каждого драгоценного камня.

Здесь возникает вполне логичный вопрос: Как поступать тем продавцам, которые уже выставили для продажи ювелирного изделия потребителю до момента изменений. Представляется, что ответ на данный вопрос должен находиться в поле зрения контролирующих органов и судов и применения принципа действия закона во времени.

Представляется, что данные органы при разрешении вопроса о привлечении к ответственности в таком случае, должны исходить из того, что закон, которым установлена административная ответственность, не имеет обратной силы. Соответственно, продавцы, которые закупили ювелирные изделия, опломбированные по правилам, действующим до вступления в силу изменений, не должны привлекаться к ответственности, так как на момент закупки и выставления на продажу применялись иные требования, соблюдение которых было обеспечено.

При продаже товаров дистанционным способом покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. Это касается, в том числе и товаров надлежащего качества. Если информация о сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев.

Возврат товара надлежащего качества возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем. Деньги должны быть возвращены не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования. 

Потребителю следует руководствоваться положениями ЗЗПП и обратиться по своему выбору либо к продавцу, либо к производителю изделия с требованием о замене изделия, или устранении недостатков, или уменьшении цены и т.д. Следует отметить, что срок предъявления требований относительно недостатков товара ограничен гарантийным сроком, или сроком годности, а если такие не установлены – двумя годами со дня передачи товара покупателю, если иной срок не предусмотрен законом,

Отмечается, что в случае возврата изделия покупателю вернут средства не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления требования, за исключением затрат продавца на доставку от клиента возвращенного товара.

Таким образом, правовые коллизии, которые были разрешены постановлением Правительства №1542, позволят в дальнейшем повысить правовую определенность в отношении возможности дистанционной продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов или сертифицированных драгоценных камней. В результате чего позволит стимулировать интернет-торговлю, так как существовавшие ранее законодательные ограничения, связанные с дистанционной продажей таких изделий физическим лицам, сдерживали развитие данного вида бизнеса.

В заключение следует констатировать, что на сегодня остро стоит вопрос о разработке единого документа на законодательном уровне, которым будет урегулирована дистанционная торговля товарами и изделиями, в т.ч. ювелирными.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ (ред. от 23.05.2018) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. № 13. Ст. 1463.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 04.06.2018) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. № 15. Ст. 766; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 04.06.2018.
  3. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 (ред. от 16.05.2020) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание законодательства РФ. 08.10.2007. № 41. Ст. 4894; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 18.05.2020.
  4. Постановление Правительства РФ от 30.11.2019 г. № 1542 «О внесении изменения в Правила продажи товаров дистанционным способом» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2019; Собрание законодательства РФ. 09.12.2019. № 49 (часть VI). Ст. 7120.
  5. Российский рынок интернет-торговли: итоги 2019 года, тренды 2020-го [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://icef.hse.ru/data/2020/06/15/1605035155/Обзор%20рынка-май2020-финал.pdf (дата обращения: 09.07.2020).
  6. Топ-10 ювелирных сетей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://marketmedia.ru/media-content/top-10-yuvelirnykh-setey/ (дата обращения: 09.07.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail