gototopgototop

УДК 37.013

Создание современной развивающей речевой среды в образовательной системе школы

Сульгина Светлана Викторовна – заместитель директора по научно-методической работе МОУ Школа № 8 г.Черемхово Иркутской области.

Аннотация: В статье обобщается практический опыт реализации модели современной развивающей речевой среды в образовательной системе школы. Основная цель модели – подбор сочетания организационно-педагогических условий, обеспечивающих оптимальное речевое развитие школьников на всех уровнях общего образования. При описании практики автор акцентирует внимание на способах реализации принципа метапредметности в условиях эффективной речевой среды, осуществления преемственных связей в процессе речевого развития школьников в периоды образовательных переходов, на возможностях обогащения речевой среды в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: образовательная система школы, развивающая речевая среда, модель речевой среды, принцип метапредметности, преемственность, цифровые технологии, образовательные практики.

В стремительно изменяющемся мире цифровых технологий, ресурсоемких производств, обесценивания человеческого капитала реформы в системе образования происходят с особой регулярностью, постоянно вносятся изменения в образовательную систему школы, в которой выделяют следующие структурные компоненты: участники целостного педагогического процесса; содержание целостного педагогического процесса; формы и методы целостного педагогического процесса [7]. В современной школе все изменения касаются, как правило, содержания образования, а не структуры и формы образовательной деятельности школьников. Поэтому проблема ее обновления в настоящее время обретает особую актуальность. Это, на наш взгляд, связано с острой потребностью в новых подходах к проектированию и конструированию такой образовательной деятельности, где в первую очередь должна осуществляться поддержка разнообразия Детства, должны учитываться факторы личностного развития всех субъектов образовательных отношений, формироваться понимание необходимости укрепления внутренних социальных связей между ними, формирования готовности к различным видам коммуникаций в системе «педагог-ребенок-родитель». Существующая ситуация осложняется и новым образовательным трендом - создание и апробация цифровой образовательной среды. При анализе новых цифровых возможностей школы мы рассматриваем вопрос о бесконфликтном существовании речевой и цифровой образовательных сред в образовательной системе школы. Внедрение современных цифровых технологий, совершенствуя образовательную деятельность школьников в определенных предметных областях, предоставит ученикам возможность применять технологии виртуальной и дополненной реальности. Данный процесс существенно снизит речевые и коммуникативные потребности детей и, следовательно, их коммуникативно-речевую активность. Поэтому перед педагогическими работниками как никогда остро стоит проблема создания такой искусственной речевой среды, в условиях которой обучение через «цифру» обогащалось бы разнообразной активной, целенаправленной и контролируемой речевой деятельностью школьников на всех уровнях общего образования. Педагоги всех без исключения предметных областей попали в ситуацию необходимости разработки новых подходов к речевому развитию учащихся, современной модели развивающей речевой среды.

В основу модели была положена идея о том, что только единая, насыщенная, культурная, активная речевая среда способна обеспечить достижение планируемых результатов нормативного речевого развития школьников по критериям: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст».

Следует отметить, что принципиально важным является положение о включенности всех групп учащихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сниженную учебную мотивацию, имеющими трудности в освоении образовательных программ, нарушения в коммуникативной сфере, девиации поведения), всех сотрудников и родителей в развивающую речевую среду образовательной организации.

1

Рисунок 1. Модель развивающей речевой среды в школе.

Для создания единой развивающей речевой среды в школе разработан и реализуется единый речевой режим образовательной организации, который определил направления активной речевой деятельности, планируемые результаты речевого развития школьников на всех уровнях общего образования, требования к организации речевой среды в условиях урочной и внеурочной деятельности, а также к речевой деятельности педагогических работников. В школе определена система единых для всех требований, предполагающих строгое соблюдение учащимися и педагогами литературной нормы в области орфоэпии, грамматики, логики, орфографии и каллиграфии; грамотное оформление всех материалов, в том числе сайта школы, документов; систематическое исправление всех ошибок и недочетов в устной и письменной речи учащихся с обязательной последующей работой над допущенными ошибками; система овладениями терминами и специальными сочетаниями по всем предметам учебного плана; система оформления тетрадей, журналов и учебных материалов.

Особый профессиональный интерес у педагогов вызывает реализация принципа метапредметности в условиях созданной в школе речевой среды. Мы проанализировали ее возможности для реализации метапредметности образования. В образовательной деятельности педагоги создают новые образовательные пространства для тренировки универсальных учебных действий, используя следующие способы реализации принципа метапредметности в условиях эффективной речевой среды: метапредметы «Проблема», «Знак», метапредметные программы, метапредметный урок, предметный урок + метапредметная тема, метапредметные задания, метапредметные проблемные ситуации, межпредметные и надпредметные проекты. Педагогические наблюдения учителей показали, что только путем вовлечения учащихся в активную коммуникативно-речевую деятельность можно создавать продуктивные метапредметные образовательные ситуации. Следует отметить, что изучение новых образовательных решений позволило определить важность и значимость текстоцентрического подхода как способа создания метапредметной образовательной ситуации, где текст рассматривается как предмет изучения и единица обучения речи при реализации принципа метапредметности. Текст как готовая речевая единица заключает в себе большие возможности для выявления и развития языковой, лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся [3]. В работах Гальперина И.Р., Золотовой Г.А., Ладыженской Т.А., Николиной Н.А. и др. выделяются следующие характеристики текста, позволяющие выделить его как основу для развития коммуникативных умений и навыков и реализации принципа метапредметности: коммуникативная направленность и коммуникативная завершенность, информативность, наличие подтекста, структурно-смысловое единство, целостность, связность, многомерность, диалогичность, ориентированность на определенный тип читателя, форма общения [2], [4], [5], [6].

Для создания метапредметных образовательных ситуаций педагогами школы активно используются образовательные технологии, обеспечивающие формирование и развитие умения выступать публично как комплексного коммуникативно-речевого умения (составлять связное устное высказывание, соблюдать орфоэпические и грамматические нормы, выделять интонационно-значимые части высказывания, соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения, сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах, уместно использовать в выступлении разные виды несплошных текстов, выражать свое мнение и аргументировать его, оформлять учебно-исследовательские работы, пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), вести дискуссию). Среди таких технологий наиболее часто используются дебаты, технологии развития критического мышления и кейс-стади, технологии проблемно-диалогического и исследовательского обучения.

Для того, чтобы разработанная модель речевой среды была жизнеспособной и эффективной, необходимо простроить соответствующие преемственные связи между всеми уровнями общего образования, обеспечив полноценное развитие у учащихся всех видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), умений владеть русским литературным языком как средством общения с раскрытием его функциональных возможностей в соответствии с коммуникативной целью и ситуацией общения, с культурными нормами устной и письменной речи, нормами речевого этикета; коммуникативно-речевой практики личности. Мы глубоко убеждены, что верное толкование и понимание процессов преемственности имеет особое значение для организации адекватной, педагогически целесообразной образовательной деятельности по речевому развитию школьников на разных уровнях общего образования, так как преемственность - это не только целенаправленная подготовка к освоению новых форм и содержания речевой деятельности, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и обогащение необходимого и целесообразного «старого» в коммуникативно-речевой деятельности, взаимосвязь между прошлым речевым опытом, актуальным уровнем речевого развития и речевой активности и перспектив речевого развития учащихся, обуславливающая устойчивость речевой среды и обеспечивающая поступательное развитие каждого субъекта коммуникативно-речевой деятельности в образовательной системе школы. Структура педагогической системы преемственности представлена А.В. Батаршевым тремя взаимосвязанными элементами, адекватными основным компонентам образовательного процесса: преемственность в становлении личности учащегося; преемственность в содержании образования; преемственность в методах, формах и средствах обучения [1]. В соответствии с этим чрезвычайно важно определить приоритеты речевого развития на каждом возрастном этапе.

Для развития преемственной речевой среды нами созданы и реализуются «сквозные» образовательные практики, которые обеспечивают преемственность задач речевого развития учащихся; преемственность в содержании образования; преемственность в методах, формах и средствах активизации коммуникативно-речевой деятельности (см. табл.).

Таблица 1. Образовательные практики, способствующие созданию полноценных преемственных связей между уровнями общего образования.

Тема образовательной практики

Методическое обеспечение практики

(методические продукты)

Организация учебного сотрудничества для создания эффективной речевой среды

Онлайн-стажировка «Организация учебного сотрудничества для создания эффективной речевой среды».

Вебинар «Определение качества учебных заданий, направленных на формирование навыков учебного сотрудничества».

Алгоритм оценки учебного задания, направленного на формирование навыков учебного сотрудничества.

Методический комплект для обучения педагогов анализу учебных заданий.

Банк учебных заданий, обеспечивающих целенаправленное развитие универсальных учебных действий группы «Учебное сотрудничество».

Сборник методических материалов для учителей-предметников для организации учебного сотрудничества на образовательном занятии.

Банк видеоуроков, демонстрирующих образовательную практику.

Активизация речевой деятельности школьников при целеполагании на уроке

Методический семинар «Организация речевой деятельности учащихся на этапе целеполагания»

Образцы формулировки целей уроков.

Сборник методических материалов для учителей начальных классов и учителей-предметников по обучению учащихся формулированию целей деятельности.

Банк видеоуроков, демонстрирующих образовательную практику.

Учебное моделирование как эффективный способ развития письменной речи учащихся

Вебинар «Обучение написанию сочинений с использованием учебного моделирования»

Набор моделей текстов разных типов.

Сборник методических материалов для учителей начальной школы, русского языка и литературы

Разработки уроков развития речи в 1-4 классах, в 5-7 классах.

Рабочая программа курса «Учимся писать сочинение».

Учебное пособие для учащихся 10-11 классов «Учимся писать историческое сочинение».

Банк видеоуроков, демонстрирующих образовательную практику.

Использование приемов исследовательского обучения при создании речевой среды на уроке и во внеурочной деятельности

Сборник методических материалов для учителей начальной школы, истории, обществознания, русского языка и литературы.

Банк видеоуроков, демонстрирующих образовательную практику.

Блок-схемы для организации исследовательского обучения на уроках русского языка.

Метапредметная учебно-дидактическая игра «Река времени российской истории».

Создание речевой среды при организации оценочной деятельности школьников в условиях освоения русского языка

Онлайн-стажировка «Создание речевой среды при организации оценочной деятельности школьников в условиях освоения русского языка».

Обучающий видеоролик, демонстрирующий образовательную практику на уровнях начального и основного общего образования.

Сборник инструментов для организации оценочной деятельности на уроках в начальной школе и на разных учебных предметах в основной и старшей школе.

Методические материалы для активизации речевой деятельности при использовании оценочных инструментов.

Банк видеоуроков, демонстрирующих образовательную практику.

Мы убеждены, что речевая среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Нами определен новый вектор развития речевой среды – ее прогресс в условиях цифровизации образования. На наш взгляд, наиболее удачным образовательным решением является использование моделей смешанного обучения. Во-первых, смешанное обучение предполагает реализацию обучения и самообучения, которые построены на коммуникативной основе. Наши педагоги определили место коммуникативно-речевой деятельности школьников на разных этапах организации образовательного занятия: целеполагание и планирование образовательной деятельности, речевое сопровождение процесса открытия нового знания, речевая поддержка деятельности в пространстве тренировки учебных действий, самоконтроля и самооценки процесса и результатов учебного труда на уроке. В настоящее время наибольший интерес для нас представляет применение в образовательной деятельности моделей группы «Ротация». Для совершенствования речевой среды на уроке смешанного обучения актуально чередование очной коммуникации учителя и учащегося с интерактивом участников групповой деятельности и самостоятельной работой учеников по инструкции в online –зоне. Наши педагоги убеждены, что в любой рабочей зоне при использовании смешанного обучения можно организовывать работу по речевому развитию детей: объединение в группы и организация работы в них, постановка и принятие учебных задач, процесс усвоения системы опорных знаний и учебных действий, организация самостоятельной работы, оценочная деятельность для определения индивидуальных затруднений и определения путей коррекции. С точки зрения речевого развития наибольший интерес представляет организация работы детей в зоне самостоятельной работы школьников. В данной зоне для организации речевой деятельности целесообразно использовать следующие учебные задания: определить, в каком месте учебника можно найти словесное описание объекта или явления, изображенных на иллюстрации, схеме, модели; составить вопросы, которые помогут узнать новое в тексте; составить уточняющие либо восполняющие вопросы; выделить ключевые фразы, расположив их в определенной последовательности; разработать план; преобразовать информацию в таблицу, схему и наоборот; найти логическую ошибку в тексте и исправить ее; сжать текст без потери его основного смысла. При организации смешанного обучения для создания полноценного коммуникативно-речевого пространства учителя используют разные виды чтения, поиск, преобразование и интерпретацию текстовой и внетекстовой информации, приемы создания развернутого речевого высказывания, построение диалогов, речемыслительные упражнения, речевое творчество, игровые образовательные ситуации.

Мы глубоко убеждены, что созданная нами развивающая речевая среда позволит придать образовательной деятельности на всех уровнях общего образования перспективный, динамический характер, будет способствовать реализации принципов метапредметности и преемственности образования. Мы рассматриваем речевую среду как пространство возможностей для развития нашей школы.

Список литературы

  1. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности в общеобразовательной и профессиональной школе.- СПб: 1996.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. 139 с.
  3. Горбачева Н.А. Текстоцентрический подход к формированию коммуникативных умений и навыков учащихся. – Режим доступа: http://virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp8/Gorbacheva.pdf.
  4. Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык. От системы к тексту. - М., 2002. - 320 с.
  5. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1975. – 255.
  6. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003. - 256 с.
  7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: в 2-х ч. / под ред. В. А. Сластенина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 288 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail