Роль семьи в процессе подготовки дошкольника к обучению в школе

Пономарева Екатерина Владимировна – аспирант Московского городского педагогического университета.

Аннотация: Статья посвящена вопросам о роли семьи в процессе подготовки дошкольника к обучению в школе. Рассмотрен педагогический потенциал родителей в период подготовки дошкольника к обучению в школе, их специфические возможности.

Ключевые слова: семья, роль семьи, подготовка к школе, родители, дошкольник, процесс подготовки к школе, обучение в школе.

Одним из главных субъектов образовательного процесса выступает семья. Семья является основным институтом развития и образования ребенка. Недаром говорят, что ребенок – это зеркало семьи. Потенциал семейного воспитания безгранично велик, ведь ребенок перенимает от своего семейного окружения, от своих родителей абсолютно все и хорошее и плохое. Именно в семье человек получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится взаимодействовать с окружающим миром и очень важно, чтобы родители смогли подкреплять личным конкретным примером то, чему они хотят научить свое чадо. Собственный пример родителей чрезвычайно необходим, потому как ребенок должен быть уверен в том, что теория взрослых не расходится с их практическими действиями. В противном случае может произойти то, о чем писал В.О. Ключевский: «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей». Поэтому родителям стоит быть особенно внимательными не только в момент целенаправленного обучения ребенка, но и тогда, когда вроде бы ребенок занят игрой. Супругам необходимо регулировать отношения друг между другом, особенно важно согласие, умение находить общее решение и избегать противоречий в позициях отца и матери, дабы избежать непонимания со стороны ребенка. Для ребенка старшего дошкольного возраста большую роль играет общение с родителями. Семья должна проявлять заинтересованность, внимание к любознательности ребенка, его познавательному интересу, который благодаря поддержке близких будет только возрастать.

Одним из главных факторов подготовки ребенка к обучению в школе является создание родителями мотивации и радостного ожидания поступления в школу. Этого можно достичь с помощью дополнительного образования, досуговой деятельности детей (музыкальная школа, спортивные секции, творческие кружки и т.д.), если ребенку нравится заниматься художественной, спортивной деятельности следует его поддержать. Еще родители могут привлечь младшего ребенка к школьным праздникам старших детей. Рассказать о своих любимых учителях, показать фотографии со школьной поры, грамоты за заслуги, создать условия для игры в школу и непосредственное участие в ней, познакомить ребенка с пословицами и поговорками, в которых восхваляется ум и обучение. Во время поездки можно организовать игры с ребенком «слова», «живое-неживое», «правда или ложь», «наблюдай за облаками», «угадай цифру», «что на вывески скажи» и т.п.

Так же в контексте нашей проблемы очень важным моментом является желание и умение родителей всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Приведем пример, по пути в детский сад сын пытается выяснить у мамы, почему после дождя появилась радуга, мама торопится и раздраженно отвечает ребенку – «смотри под ноги, а не по сторонам!» После нескольких подобных ответов охота спрашивать у ребенка пропадает. Впоследствии, когда начинают возникать проблемы в обучении, родители недоумевают, почему ребенок не проявляет активность в познании, ничем не интересуется.

Еще одним важным моментом является способность родителей включить ребенка в осмысленную деятельность, дать ему понять и обнаружить новые явления, свойства и отношения предметов на своем собственном опыте. Ключевым выступает словосочетание «самостоятельно обнаружить», то есть родители не должны давать готовые ответы и знания детям, но и не отмахиваться от вопросов, которые ребенок задает, а дать возможность отыскать знания самостоятельно.

Еще важно не только дать возможность дошкольнику самостоятельно добыть знания, но и приучать его к самостоятельности в быту (просить помочь убрать в комнате, накрыть на стол и др.), естественно элементарные навыки самообслуживания дошкольникам необходимо освоить для того, чтобы им проще было адаптироваться в школе.

В период подготовки к обучению в школе не теряет свою значимость и режим дня. Родители должны постоянно обеспечивать ребенку правильный распорядок дня, следить за соблюдением норм сна и бодрствования, уделять внимание смене деятельности дошкольника. Это значительно снизит вероятность возникновения трудностей при адаптации к режиму школы.

В ресурсах родителей и покупка детям интересных, красочных, занимательных книг, которые выступят средством стимулирования интереса к чтению и узнаванию чего-то нового. Интерес к чтению и книгам – это одна из ступеней к учебной деятельности. При чтении литературы важна эмоционально-чувственная составляющая. Как писал А.Л. Венгер «Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка — необходимое условие формирования его положительного отношения к школе». Поэтому в обязанностях родителей сообщать детям материал не только понятно, но и эмоционально окрашено. Это касается не только информации связанной со школой, но и с окружающим миром в целом. Ребенок должен прочувствовать, пережить то, о чем говорит родитель, а условием этого является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Для того чтобы сделать материал интересным и вызвать положительные чувства у ребенка родители могут устраивать семейное чтение художественной литературы, организовать книжный уголок в семье для ребенка, показать на личном примере поиск ответа на вопрос в семейной библиотеке.

Очень важный момент, о котором хочется сказать отдельно это утопическое использование детьми разного рода информационных коммуникативных технологий. В силах и возможностях семьи сделать так, чтобы ребенок проводил меньше времени за гаджетами и компьютером с целью развлечения. Родители способны дозировать просмотры ребенком телевизора, игр как по времени, так и по содержанию и вполне могут научить ребенка с пользой проводить это время: научить правильно пользоваться интернет-ресурсами, использовать развивающие игры, задания, обучающие мультфильмы, познакомить с полезными программами, вместе просматривать телепередачи, фильмы (мультфильмы) о школе. После таких просмотров родители могут обсудить с ребенком интересные ситуации, замеченные в сюжете передач.

Конечно же в приоритете родителей должна стоять поддержка ребенка в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, что способствует сближению родителей с детьми. Создание ситуации успеха и вера в безграничные возможности ребенка позволит добиться уверенности ребенка в самом себе, положительно повлияет на его самооценку, у него возникнет желание проявлять свои способности и таланты, с интересом изучать окружающий мир. Родительская похвала ребенка имеет большую силу, придает особое значение его достижениям.

Список литературы

  1. А.Л. Венгер. Психологическая готовность к школе [Электронный ресурс]. – URL: https://uch.click/dlya-roditeley-psihologiya/venger-psihologicheskaya-gotovnost-20618.html
  2. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / предисл. Н. Д. Никандрова. – М.: Питер, 2011. – 394 с.
  3. Зимонина О. В. Семейная педагогика: системный подход. – Брянск: Курсив, 2011. – 311 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: