gototopgototop

УДК 37.015.31

Применение цифровых технологий при преподавании психологических дисциплин в транспортном вузе

Хомова Наталья Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Общеобразовательных и профессиональных дисциплин филиала Самарского государственного университета путей сообщения в городе Нижнем Новгороде.

Аннотация: В основу статьи легли наши исследования, представленные на II Международной научной конференции «Тенденции экономического развития в XXI веке» в Минске, в феврале 2020 года. Статья посвящена использованию современных цифровых технологий в преподавании психологических дисциплин в транспортном (железнодорожном) Вузе. Рассмотрены варианты использования цифровых технологий на лекционных и практических занятиях, а также во всем современном вузовском пространстве, где цифровые коммуникативные средства являются сегодня основой формирования профессиональных компетенций, способствующих самореализации и социализации молодых людей.

Ключевые слова: цифровые технологии, преподавание, интернет, цифровое обучение, студенты, психологические дисциплины.

В современном мире неизбежной реальностью является цифровизация всех сфер человеческой деятельности. Студенчество постоянно использует информационные технологии и погружено в атмосферу «цифры». Информационные технологии в образовательном процессе, при преподавании различных дисциплин, в частности гуманитарного профиля - отражают потребности цифрового общества и открывают новые возможности обучения в вузе.

Как мы сегодня используем цифровые технологии в образовании, в частности в преподавании психологических дисциплин? Мы расскажем о том, как устроено цифровое образование и преподавание психологии в нашем Вузе.

Наше общество, его деловая активность в высшей степени цифровизованы, но современные образовательные организации только делают первые шаги, чтобы стать цифровыми. Мы понимаем, что оцифровка преподавания и обучения в современном Вузе не может быть достигнута лишь путём покупки компьютеров, планшетов или интерактивных досок. Каким бы нелогичным это ни казалось, бездумно приобретённое технологическое оборудование часто оказывается препятствием, замедляющим цифровизацию.

Цифровизация высших учебных заведений всегда должна включать в себя «создание новых, более интересных и эффективных процессов обучения и преподавания в области информационных технологий, которые делают возможными новые процессы, а не просто заменяют маркеры, карандаши, ручки или доски электронной версией» [3]. Технология всегда должна приносить пользу педагогике.

Информационные технологии используются нами в преподавании многих дисциплин, с целью обогащения самого процесса преподавания и увеличения его методического разнообразия, тем самым предоставляя студентам предпосылки для изучения нового материала. Использование информационных технологий в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из стратегических целей учебной программы и учебного заведения. 

На наш взгляд основное внимание при использовании технологий в образовании стоит уделять не обучению техническим навыкам, а использованию педагогических информационных и коммуникационных технологий в различных предметах и темах. Трудность возникает и в том, что «люди нецифрового поколения учат представителей цифровой эпохи. Иногда учителя с учениками разговаривают на «доцифровом языке» и при этом сопротивляются различным образовательным нововведениям» [1]. Наибольшее преимущество от использования технологий получают, когда пользуются ими систематически в процессе обучения и обучающиеся и педагоги. Нами в процессе преподавания психологических дисциплин (психология, психология управления, конфликтология, этика деловой коммуникации) используются следующие цифровые инструменты:

В рамках преподаваемых психологических дисциплин мы активно используем информационные технологии, которые действуют как средство обучения. Нами, например, активно используется система Moodle (электронное обучение). Система позволяет создать для студентов курсы изучаемых дисциплин и наполнить их разнообразным контентом (рабочие программы, лекции, вопросы к практическим семинарам и практикам, тесты…). Создавая такие курсы, мы даем возможность обучающимся получить доступ к материалам и проверить свои знания автоматизированно, доступно в любое время при наличии у него компьютера или мобильного устройства, подключенного к интернету. Использование этой системы помогает студенту, к примеру, пропустившему занятие по болезни, изучить материал и проверить свои знания.

Сегодня интернет является большим помощником в поиске, обработке и передаче информации. Сеть и социальные сети являются обширными источниками информации, и фактически интернет называют «всемирной системой». Там много ресурсов, помогающих обучающемуся и преподавателю, находить через службы поиска и базы данных необходимые материалы. Мы часто используем в своей работе психологические ресурсы интернета, порталы содержащие новости психологии, большие подборки психологической литературы, психологический софт и тесты, новости сайтов и организаций, психологические мероприятия, материалы по всем отраслям психологии («Псипортал», «Мир психологии», «PSYCHOLOGY.RU» и др.).

Общение - одна из наиболее важных возможностей, которые обеспечиваются технологиями. Компьютеры и интернет позволяют нам обмениваться электронными письмами, сообщениями, звонками, а также проводить видеоконференции, психологические тренинги. Студенты могут использовать информационные технологии для общения со специалистами в различных областях психологических знаний. Компьютер больше не просто техника, это ещё и коммуникационная среда. Мы активно используем эти возможности при преподавании психологических дисциплин. С помощью информационной системы нами был проведен анонимный интернет опрос, на странице филиала в социальной сети VK. «В опросе приняли участие 60 студентов 1-2 филиала СамГУПС в городе Нижнем Новгороде. Опрос был посвящен теме «Боязни публичных выступлений». Нами установлено, что 40 респондентов из 60 не переносят публичных выступлений, либо могут выступать лишь перед узким кругом знакомых. На практических занятиях по курсу «Психология и педагогика», в рамках изучения тем: «Общение», «Психология стресса» мы используем, для студентов, психологический экспресс-тренинг как наиболее эффективный метод активного обучения по преодолению страха публичных выступлений, с использованием интернет ресурсов» [2]. Введение в тренинговую работу мультимедийных средств делает тренинги более интересными, динамичными и эффективными. 

Информационно-коммуникационные технологии очень полезны, когда студенты и педагоги используют их для создания собственного контента. Обучающиеся могут создавать свои собственные тексты, изображения, звук, музыку, презентации, графику на компьютерах или мобильных устройствах. Более продвинутая форма использования информационных технологий подразумевает, что студенты и преподаватели создают свой уникальный интерактивный контент и используют программы и алгоритмы в своих выходных данных. Это дает возможность наполнения сайта оригинальными авторскими материалами, обладающими высокой смысловой нагрузкой.

Интернет и социальные сети могут быть использованы для публикации совместных результатов студентов. Например, обучающиеся могут создавать онлайн-журналы или публиковать собственные музыкальные фрагменты, видеоролики, видеоклипы, слайд шоу... Публикация студенческих результатов часто имеет мотивирующий эффект – работа выполнена в рамках собственного исследования, а не «для педагога».

Используя информационные технологии, студенты имеют возможность разрабатывать свои собственные концептуальные свидетельства: концептуальные карты, графики, диаграммы. В этом случае ИКТ выступают в качестве важного инструмента развития процесса технологического мышления. Важным является не сам результат, а процесс, когда обучающиеся разрабатывают свои собственные информационные структуры и способы технологического мышления.

Еще один положительный аспект - это онлайн – обучение, привлекающее миллионы людей во всем мире. Сегодня это наиболее инновационный и интересный способ организации учебного процесса. Например, дискуссионные форумы. Принцип совместного создания не просто знаний, а идеальной среды, заключается в том, что совместное формирование информации - создание знаний - способствует более эффективному обучению и лучшему конечному результату, чем работа в одиночку. Совместное построение знаний онлайн важно для обучения, потому что этапы процесса формирования знаний документируются и остаются видимыми. Впоследствии результаты работы можно просмотреть повторно, вернуться к представленным мыслям и развить их позже.

Задачи с использованием цифровых технологий обучения психологическим дисциплинам определяют, как студенты наблюдают и обрабатывают информацию. Поэтому основная цель лекционных и практических заданий всегда состоит в том, чтобы узнать что-то новое, а не проверить то, что уже изучено. Ключевым элементом цифрового обучения психологическим дисциплинам является создание самих знаний. Обучающиеся объединяют, моделируют и конструируют новые для себя знания, используя при этом разные источники: веб-страницы, книги, журналы, статьи студенческих конференций, личный опыт и наблюдения. Обучением становиться деятельность, в которой студенты создают новую информацию с активным использованием цифровых технологий. Педагоги влияют на обучение в режиме онлайн с помощью техник, отличающихся от тех, которые обычно используются в контактном обучении. В цифровом обучении учебные ситуации, как контактные, так и дистанционные, равномерно распределены. Процесс цифрового обучения определяется инструкциями и обратной связью в течение всего образовательного процесса, на основе которого студенты развивают свою собственную компетентность.

Мы считаем, что только при совместном обучении педагогов и студентов возможна эффективная цифровая трансформация – создание новых знаний. Цифровое обучение позволяет легко и оперативно обсуждать, и развивать идеи вместе с педагогом и другими студентами. Крайне важным мы считаем возможность делиться промежуточными идеями и результатами, находящимися в процессе разработки, получать отзывы о них в ходе самого процесса изучения дисциплины и развивать их вместе. Обратная связь необходима не в конце обучения, а на всех этапах изучения дисциплины.

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что цифровое обучение необходимо должным образом изучать, разрабатывать и использовать в работе педагогам высшей школы. Такое обучение дает новые возможности для педагогов, из непосредственного ретранслятора знаний педагог переходит в роль партнера студентов в освоении различных наук.

Список литературы

  1. Агеенко Н.В., Барашкина Е.А., Масленкова Н.А. «Трансформация образовательных практик в условиях цифровой среды»/ Н.В. Агеенко, Е.А.Барашкина, Н.А. Масленкова – Самара: Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 4 (40). С. 34-43.
  2. Хомова Н.А. «Психологический экспресс-тренинг как метод преодоления страха публичного выступления студентов высшей школы» Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика, психология, общество»/ Н.А. Хомова – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. - С.294-298.
  3. Олеся Дворак «Как происходит цифровая трансформация образования. Изменения в образовании под воздействием цифровизации, 2019. https://mel.fm.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail