Программа направленная на расширение знаний в области техники «флюид-арт»
Базылева Татьяна Валерьевна – студент Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.
Аннотация: Развить наглядно-образное мышление младших школьников через освоение техники «Флюид-арт». Усвоение общих характеристик наглядно-образного мышления. Разработка и проведение серии занятий. Повышение уровня наглядно-образного мышления.
Ключевые слова: Флюид-арт, наглядно-образное мышление, младший школьник.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что у большинства младших школьников преобладает средний и низкий уровень наглядно – образного мышления. Это позволяет нам предположить, что 5 занятий выполнение творческих заданий в технике «Флюид – арт», будут способствовать развитию наглядно – образного мышления. В нашей исследовательской работе младшие школьники выполняют задания, направленные на повышение уровня актуального уровня. С этой целью была разработана программа, состоящая из познавательно-творческих занятий, основанные на интеграционных технологиях.
Цель занятий: Развить наглядно-образное мышление младших школьников через освоение техники «Флюид-арт».
Задачи:
- Расширить представления младших школьников о художественной технике «Флюид – арт».
- Проанализировать результаты наглядно- образного мышления младших школьников посредством усвоения техники «Флюид – арт».
- Развитие наглядно – образного мышления посредством техники «Флюид – арт».
Эффективное формирование понятия о Флюид – арт возможно лишь при условии систематическом, целенаправленном изучении истории изобразительного искусства. Важно, чтобы эта деятельность обеспечивала решение конкретных задач, связанных с развитием наглядно – образного мышления. Усвоение общих характеристик наглядно – образного мышления способствует проведение серии занятий. Каждое занятие включает в себя элементы современного урока (наглядные пособия, урок мастер класс, интерактивные материалы).
На таких занятиях учащийся начинает понимать что такое Флюид – арт и выполняет самостоятельную работу.
Умение выполнять творческую работу в технике Флюид- арт активизирует изобразительную деятельность учащихся, тем самым улучшает наглядно – образное мышление.
Задания выполняются на формате А4 красками (акрил), и итоговое занятие выполняется по технике Флюид – арт.
Серия занятий состоит из 5 занятий и проводится один раз в неделю по 1 и 2 урока длительностью 45 мин. с 2 - х минутными перерывами на физ. минутку.
При планировании занятий учитывались теоретическая и практическая часть. Методы обучения: словестные, практические, наглядные.
Эффективное развитие наглядно – образного мышления возможно лишь при условии систематическом, целенаправленном изучении техники «Флюид- арт». Важно, чтобы эта деятельность обеспечивала решение конкретных задач, связанных с освоением выразительных средств. Необходимо использование наглядных пособий: слайды с примерами, плакаты, видеоматериал, литература (методические разработки). На таких занятиях учащийся начинает развивать наглядно-образное мышление и в итоге сможет выполнить самостоятельную работу в технике «Флюид – арт» , что продемонстрирует уровень изученного материала.
В процессе работы над темами педагог знакомит учащихся с понятием «Флюид – арт», выразительные средства в ИЗО.
При подготовке к урокам нужно: использовать специальную литературу по методике развития наглядно – образного мышления, приготовить наглядность (подобрать примеры тестовых заданий для выявления первоначального уровня знаний учащихся).
- На начальном этапе обучения, используя тестовые задания, необходимо установить первоначальный уровень наглядно–образного мышления младшего школьника.
- При подаче нового материала нужно учитывать психофизиологические особенности младшего школьника: они не способны выслушивать пространные лекции, поэтому знакомство с техникой «Флюид – арт» лучше провести, используя прием контраста, а именно, демонстрируя с верным и неверным оформлением. В процессе обсуждения учащиеся познают законы техники «Флюид-арт» и усваивают его выразительные средства.
- При организации работы нужно учитывать не только общий уровень подготовки класса, но и индивидуальность каждого ребенка.
- Для закрепления знаний важно разработать систему упражнений и организовать работу в группах или парах сменного состава, где школьники смогут самостоятельно сделать творческую работу в технике «Флюид – арт» , используя полученные знания.
- При организации практической части работы (создания продукта) нужно подготовить творческий класс (ИЗО группа).
- В процессе самостоятельной работы учащихся в технике «Флюид – арт» учитель выступает в роли тьютора.
- Учителю необходимо отмечать успехи и ошибки каждого ребенка, оказывать своевременную помощь в процессе работы.
- По окончании практической части все представленные работы должны быть просмотрены и оценены.
- При оценивании работ важно отметить в первую очередь положительные моменты, а потом указать на недостатки.
Список литературы
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997,- 413с.
- Молодцова Н.Г. Развитие у младших школьников способности понимать смысл зрительного образа / Начальная школа. 2004. № 2.-С.87-89.
- Юнг Т. «Флюид-арт»: Простая техника жидкого акрила для создания завораживающих картин.-