gototopgototop

УДК 004

Исследование проблем асимметричной информации в образовательном учреждении высшего образования

Никитин Антон Сергеевич – студент филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске.

Цыбина Екатерина Олеговна – студент филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске.

Аннотация: В статье проводится выявление структурных характеристик асимметричности информации в рамках образовательного института и причин ее возникновения для определения и обоснования дальнейших направлений нейтрализации или частичной минимизации данного явления, что непосредственно повлияет на улучшение положения страны на мировом уровне. Так как уровень образования в России является фактором, влияющим на проявление информационного неравенства в стране, которое, в свою очередь замедляет экономическое развитие страны. Методами исследования являлись библиографический анализ литературы, описание, классификация, формализация и абстрагирование.

Ключевые слова: Образовательное учреждение, высшее образование, информационное неравенство, асимметричность информации, информация, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), факторы.

На сегодняшний день Россия входит в список основных стран, развивающих активно индустрию информации. Но, несмотря на развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), она отстает по показателям, характеризующим уровень информатизации, от других стран мира [1]. Один из факторов, замедляющий данный процесс в Российской Федерации, – это информационное неравенство, которое обусловлено недостаточным уровнем адаптации населения к использованию ИКТ. Информационное неравенство, в свою очередь, напрямую влияет на переход страны на этап информационного общества, и тем самым неразрывно связано с замедлением экономического развития государства [1-2].

Одним из основополагающих факторов возникновения информационного неравенства в масштабах государства является образовательный фактор, основанный на отсутствии нейтрализации асимметричности информации в рамках образовательных учреждений ввиду влияния других аспектов [2].

Цель работы заключается в выявлении, анализе проблем в образовательном учреждении высшего образования, фактором возникновения которых является ассиметричная информация, и разработке рекомендации по их устранению. Объектом исследования является образовательное учреждение высшего образования, а предметом исследование – проблемы ассиметричной информации в образовательном учреждении.

Асимметричность информации (с английского языка: Asymmetric information) представляется как ситуация, когда одним участникам какого-либо процесса доступна важная информация, а другим заинтересованным лицам – нет [3]. В условиях системы с высокой конкуренцией, к которой можно отнести образовательное учреждение, а в дальнейшем и рынок труда, к которому ориентируется деятельность данного учреждения, данная проблема может повлиять на социальное и экономическое состояние участников.

Таким образом, асимметричность информации в рамках образовательного учреждения возможна при неравномерном доступе к информационным ресурсам среди студентов института. Возможны случаи, когда среди студентов возникает информационное неравенство ввиду ограниченности доступа к информации одних ввиду внешних факторов. Также такая проблема характерна для ситуации контактов студента с преподавателем, когда создается возможность злоупотребления одного из участников неинформированностью другого. Чаще всего это заметно в случаях, когда студент в рамках общения с преподавателем преподносит информацию с выгодной для него стороны ввиду отсутствия преподавательской осведомленности. Если исключить характер злоупотребления возможно проявление неполного получения знаний и умений при обучении в виду того, что студент не имеет доступа к информации.

Необходимо рассмотреть факторы, которые влияют на возникновение проблемы асимметричности информации в учреждении высшего образования (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Диаграмма Исикавы для проблемы асимметричной информации в образовательном учреждении.

При анализе рисунка 1, отмечается, что проблема асимметричной информации является следствием финансового, технического, языкового, культурного и образовательного факторов.

Финансовый фактор представляет собой отсутствие возможности осуществления доступа к информационным ресурсам обучающихся вне стен учебного заведения. Данная проблема должна быть решена путем повышения оснащенности образовательных учреждений средствами доступа к информации и предоставления возможности обучающемуся использовать их не только во время проведения занятий по расписанию.

Технический фактор является внешним, на который невозможно оказать прямое воздействие для изменения. С каждым днем сектор ИКТ развивается с целью приближения страны, в целом, к постиндустриальному обществу.

Также существуют такие причины асимметричности информации на сегодняшний день, как:

  • отсутствие первоначальных навыков, подготовки и способностей у человека для взаимодействия с информационными технологиями;
  • отсутствие видения необходимости данного взаимодействия ввиду культурных соображений;
  • отсутствие финансовой возможности у представителей слоев населения, обучающихся в высшем учебном заведении, для обеспечения доступа к информационным телекоммуникационным ресурсам.

Из выше представленного возможно исключить культурный фактор, который никак не зависит напрямую от внешнего влияния, предугадать восприятия с действий на него достаточно сложно, он формируется в зависимости от личностных характеристик человека. Со стороны высшего учебного учреждения возможно предпринять попытки воздействия на мышление человека, но вероятность полного восприятия обучающемся данной информации будет мала. Однако, необходимо упомянуть способ воздействия на культурный фактор, которым является проведение курса лекций по психологическим основам информационных технологий, направленным, в первую очередь, на преодоление опасений обучающихся при использовании ИКТ, на объяснение необходимости информационных средств в повседневной жизни на данном этапе развития общества. Практическая реализация подобного курса вызывает множество различных затруднений, поскольку его содержание находится на стыке дисциплин психологического цикла и дисциплин, связанных с программным и аппаратным обеспечением компьютерных и телекоммуникационных технологий. Однако при надлежащей административной поддержке вуза такой курс может стать реальностью, если к его прочтению подключены различные специалисты, как правило, имеющиеся в вузе.

То есть для устранения проблемы асимметричности информации в высшем учебном заведении в первую очередь необходимо воздействовать на образовательный, языковой и финансовый фактор. На образовательный фактор необходимо воздействовать путем создания дополнительных курсов по обучению навыкам работы с ИКТ. Также воздействие необходимо предпринять на языковой фактор, повышая качественные показатели изучения иностранных языков, на которых, в первую очередь, предоставляются ведущие знания в сфере информации. Финансовый фактор можно минимизировать, обеспечив доступ к информационным ресурсам в здании самого заведения высшего образования.

Однако, необходимо учитывать следующие данные. В случае использования современных средств информатизации или, более того, реализации открытого виртуального учебного процесса, полностью основанном на использовании средств ИКТ без очного контакта педагога с обучаемым, трудно представить себе, как можно проявлять невербальные средства общения, которые помогают студенту в определенной степени усваивать знания, путем запоминания сопровождающих средств предоставления чистого текста. К таким средствам относятся следующие: экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика), такесика (рукопожатие, прикосновение), проксемика (ориентация, дистанция), просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех).

Подводя вывод всему вышесказанному, отмечается, что на асимметричность информации в образовательных учреждениях высшего образования возможно и необходимо воздействовать. Однако, все пути по нейтрализации данного явления необходимо предпринимать единовременно и в полном объеме. Но на данный момент времени существуют спорные ситуации, в рамках которых важно проводить работу для решения проблем, с которыми в дальнейшем столкнется образовательная система при осуществлении полномасштабной информатизации.

Список литературы

  1. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 248 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://www.hse.ru/data/2019/06/25/1490054019/ice2019.pdf (дата обращения 20.07.2020).
  2. Цыбина Е.О. Влияние информационного неравенства на социальные процессы в Российской Федерации // Дневник науки. 2019. №11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.dnevniknauki.ru/images/publications/2019/11/sociology/Tsybina.pdf (дата обращения 24.07.2020).
  3. Асимметричность информации // Экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/asimmetrichnost-informacii.html (дата обращения 20.07.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail