gototopgototop

УДК 33

Экономические санкции и государственная политика импортозамещения

Салахов Руслан Анфасович – магистр Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Воробьев Олег Николаевич – магистр Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: В данной статье проведен анализ правовой природы экономических санкций, их влияния на российскую экономику и также были рассмотрены контрмеры и политику импортозамещения, предпринятые Правительством в ответ на санкции. Исходя из анализа данного материала был сделан вывод о том, что санкции, введенные западными странами, носят больше политический характер, однако, нельзя отрицать и негативные экономические последствия, особенно на металлургическую отрасль. Были предложены авторские рекомендации по выходу из-под негативного воздействия санкций на российскую экономику.

Ключевые слова: экономические санкции, политика импортозамещения, экономическое развитие, глобализация, прямые иностранные инвестиции, государственное регулирование экономики.

Введение

Современный этап развития мировой экономики формирует новую повестку дня, внося совершенно новые элементы во взаимоотношениях между экономическими субъектами. Особое место среди этих вызов занимают экономические санкции, вводимые для достижения, в основном политических целей с помощью экономических средств, однако, проблема их правового статуса, эффективности и целесообразности их введения остается открытой.

Глобализационные процессы в мировой экономике, вопреки ожиданиям, не привели к гармоничному и сбалансированному экономическому развитию стран, оставив проблемы конкуренции во внешнеэкономической сфере за ресурсы и рынки сбыта для продукции и услуг. Однако, на деле ситуация обстоит другим образом, и вышеперечисленные проблемы проявляются довольно часто в международных экономических отношениях.

Проблема введения экономических санкций коснулась и Российской Федерации в связи с событиями на Украине в 2014 году. В ответ на меры, введенные западными странами, Россия ввела ответные меры, и была принята политика импортозамещения. Однако, проблема влияния санкций на экономику Российской Федерации до сих пор остается открытой.

В научной литературе большое количество отечественных и зарубежных исследований посвящены изучению данной тематики, среди которых М. Голлиард, К.А. Эллиот, Ц.А. Эль-Ашкер и др.

Таким образом, целью данной статьи является выявление проблемы введения экономических санкций и мер по защите от их негативного воздействия на экономику страны, против которой вводятся ограничительные меры.

Основная часть

Термин «санкции» первоначально происходит от латинского «sanction», что означает «незыблемое постановление» и в современной профессиональной экономической терминологии можно найти несколько основных вариантов трактовки данного понятия. В том числе санкции трактуют, как меру воздействия (экономического, политического, военного), которую применяют по отношению к государству, которое не выполняет международные соглашения.

Другими словами, санкции представляют собой меры принудительного внешнего воздействия, направленные на ограничение свобод, соответствующих субъектов международных отношений для достижения определенных целей.

Урегулирование данных мер обеспечивается как сторонами процесса, так и соответствующими международными организациями, которые наделены необходимыми полномочиями. Среди международных организаций основная роль отведена структурам ООН, Всемирной торговой организации и Европейской комиссии.

В статье 41 Устава ООН закреплены все санкционные инструменты Совета Безопасности ООН, к которым относятся: перерыв в экономических взаимоотношениях, прерывание железнодорожных, воздушных, почтовых, морских, телеграфных, радио или других средств сообщения, прекращение дипломатических отношений, использование воздушных, морских или сухопутных сил, демонстраций, блокад и других операций [2]. Перечень указанных действий далеко не исчерпывающий. Современная международная жизнь развивается крайне динамично, поэтому вполне возможно возникновение новых видов санкций. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что в международном праве не содержится точное определение того, что представляют собой экономические санкции: каждая ситуация их применения обсуждается отдельно.

Крайне актуальной для Российской Федерации остается проблема влияния на устойчивый экономический рост санкций, вводимых с 2014 года против российской экономики.

В марте 2014 года из-за присоединения Крыма к составу Российской Федерации и событий на Украине США и страны Евросоюза ввели ограничительные меры экономического и политического характера. Их поддержали страны Большой семерки и некоторые другие партнеры США и ЕС.

Введение санкций против Российской Федерации можно разделить на два основных этапа:

  • с 17 марта по 15 июля 2014 г. - были введены индивидуальные санкции в отношении политиков и предпринимателей, запрет на въезд в США и страны Евросоюза определенных лиц, замораживание их банковских счетов и активов, и ограничения на совместные деловые операции;
  • с июля 2014 года по настоящее время - были введены санкции в отношении банков-лидеров и компаний нефтегазовой отрасли с целью уменьшения финансирования и нанесения ущерба большинству отраслей российской экономики.

С каждым годом западные страны включают в санкционный список все большее количество российских компаний и физических лиц.

Введение санкций привело к следующим негативным результатам:

  1. Произошло кратное увеличение статей расходов федерального бюджета для снижения негативного влияния на стратегически важные отрасли российской экономики.
  2. Усилилась инфляция, произошло обесценивание национальной валюты.
  3. Крупные проекты с привлечением зарубежных компаний и инвесторов были закрыты, например, демонтаж «Южного потока», отказ BMW AG от размещения производственных мощностей на территории России и т.д.
  4. Индекс потребительской уверенности и показатели потребительских ожиданий значительно снизились в 2015 г.
  5. В значительной степени из-за санкций пострадала металлургическая промышленность, размер ущерба которой оценивается в 4 млрд. долларов.

В Центральном банке РФ экономические антироссийские санкции считаются главными факторами, мешающими росту российской экономики; ожидаемые темпы годового роста экономики колеблются от 0 до 0,6% с учетом предположения, что мировая экономика будет расти [5].

В ответ на введенные санкции 6 августа 2014 года Президент России Владимир Путин подписал указ об ответных мерах.

Введение контрсанкций стало крайне неожиданным событием для западных стран, так как данные меры не вводилось раннее ни одной страной, находившейся под санкционным влиянием. С 2015 года действуют политические санкции на въезд чиновников; с 2014 года введены санкции на запрет импорта сельскохозяйственной продукции из стран, выступающих с санкциями к России (годовым объемом примерно 9 млрд долл. США), целью которых является ограждение интересов отечественных производителей данной продукции; с 2014 года ограничен ввоз товаров легкой промышленности [3, c. 5]. Кроме этого, в качестве контрмер Россия налаживает отношения со странами Евразии, увеличивая направления сотрудничества.

На повестке дня стоит вопрос о развитии политики импортозамещения, введенной в условиях взаимного влияния санкций и контрсанкций и ослабления отдельных отраслей экономики.

Наиболее целесообразным является введение альтернативного метода - импортозамещающая индустриализация с привлечением прямых иностранных инвестиций (ПИИ), так как использование классической модели импортозамещения, предполагающей использование только собственных ресурсов, может быть крайне проблематично из-за потери ведущих позиций на мировом рынке многих отраслей экономики [4].

Важной базой в привлечении ПИИ выступает аграрный сектор экономики Российской Федерации, который является целостным комплексом, тесно связанным с природными условиями, ресурсами, техническими возможностями и квалифицированными специалистами. Благодаря привлечению ПИИ и переходу к интенсивному развитию агропромышленного сектора экономики, можно в значительной степени высвободиться из-под негативных последствий санкций и развить отечественный аграрный сектор экономики.

Заключение

Таким образом, на сегодняшний день санкции выступают одним из наиболее мощных инструментов достижения политических целей экономическим путем. Все виды возможных санкций перечислены в статье 41 Устава ООН. Данный перечень не является исчерпывающим, так как новые виды санкций могут быть вызваны многообразием международной жизни.

В марте 2014 г. США и странами Евросоюза в отношении России были приняты определённые экономические санкции в связи с событиями на Украине и из-за присоединения Крыма. В ответ на предпринятые меры Владимир Путин вводит контрсанкции и провозглашает политику импортозамещения.

Наиболее эффективной для Российской Федерации является альтернативная модель импортозамещения с привлечением прямых иностранных инвестиций. Базой для внедрения данной модели может стать аграрный сектор отечественной экономики.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Правительство Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166922/ (дата обращения: 17.08.2020)
  2. "Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/ (дата обращения: 17.08.2020)
  3. Кайгородов-Хамошин Р.А. Западные экономические санкции в отношении России и российские контрмеры: влияние на страны ЕС // Инновационная экономика. -2017. - №1(10). – С. 5.
  4. Черненко, В. А. Риски российской экономики в условиях введения международных санкций // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 4.
  5. Вестник Банка России. 2015. № 108.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail