gototopgototop

Цифровая экономика во внешнеэкономической деятельности

Серопян Давит Рубенович – студент магистратуры по направлению «Внешнеэкономическая деятельность» Международной школы бизнеса и мировой экономики (факультета) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: Научная статья посвящена исследованию влияния цифровой экономики на внешнеэкономическую деятельность. Актуальность проблематики работы обусловлена цифровой трансформации отечественной экономики, которая приводит к информатизации и применению цифровых технологий предприятиями России. В рамках статьи рассмотрены характеристики процесса цифровой трансформации предпринимательских структур. Проанализировано развитие электронной коммерции, как главного элемента внешнеэкономической деятельности компаний. В заключении статьи установлено, что цифровая экономика приводит к стремительному периоду развития электронной коммерции, из-за чего отечественные предприятия имеют возможность формирования своей активной внешнеэкономической деятельности через торговлю в онлайн-пространстве.

Ключевые слова: Цифровая экономика, цифровая трансформация, внешнеэкономическая деятельность, информационные технологии, цифровые технологии, внешнеторговая деятельность.

Современный этап развития экономики Российской Федерации предполагает наличие активной фазы внедрения информационных технологий и инноваций отечественными компаниями в целях реализации своей стратегии цифровой трансформации.

Цифровизация, это, в первую очередь, информатизация и автоматизация бизнес-процессов предприятия, которые переходят в физическую форму цифровых данных, анализ и систематизация которых позволяют ускорить и повысить эффективность разработки и принятия управленческих решений [1].

В современном мире доля информационного сектора в мировой экономике постоянно растет, а информация стала важнейшим ресурсом общества. Информационный рынок становится фактором производства, развитые информационные институты становятся неотъемлемым условием конкурентоспособности стран.

Актуальность процесса применения цифровых технологий в российских компаниях поддерживает и государство, которое разработала программу «Цифровая экономика». Среди основных задач государственной программы Российской Федерации «Цифровой экономики», реализация национальных проектов, основные из которых «Кадры для цифровой экономики», «Цифровые технологии» и «Информационная инфраструктура».

В связи с этим, хозяйственная деятельность предприятия переживает процесс цифровой трансформации, сопутствующими характеристиками которой выступают [2]:

  • появление информационного фактора при производстве, играющего ключевую роль;
  • увеличение затрат на производство товаров и услуг, рост себестоимости производства, поскольку информация и технологии имеют тенденцию возрастания своей цены и стоимости;
  • снижение размера транзакционных издержек за счет использования информационных технологий;
  • рост уровня значения трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Это, в свою очередь, не может не способствовать цифровой трансформации внешнеэкономической деятельности предприятий российской экономики. В частности, наблюдается активное применение цифровых технологий в рамках международной торговли.

Одними из наиболее популярных тенденций развития внешнеэкономической деятельности в условиях цифровой экономики является использование цифровых и информационных технологий в рамках торговли. В частности, формируется пространство онлайн-торговли, где устраняются барьеры между покупателями и продавцами с различных точек мира. Такие торговые площадки, как eBay, Amazon, Alibaba, AliExpress и другие выступают ключевыми игроками формирования и использования цифровых технологий в международной торговле.

Доказательством положительного влияния цифровизации на внешнеторговую деятельность является рост объема рынка международной электронной коммерции (см. рисунок 1).

1

Рисунок 1. Динамика объема мирового рынка онлайн продаж / электронной коммерции (E-commerce), трлн долларов США [3].

Например, еще в 2015 году объем рынка электронной коммерции составлял 1,548 трлн долларов США, а в 2019 году составил уже 3,418 трлн долларов США. По итогам 2020 года, возможен рост объема рынка онлайн-продаж – 4,058 трлн долларов США. Главными сопутствующими факторами развития цифровой экономики во внешнеэкономической деятельности предприятий при торговле на международных рынках товаров и услуг является использование следующих тенденций, характеризирующийся определенными информационными технологиями:

  1. Вытеснение онлайн-торговлей офлайн-точек. В особенности, речь идет о товарах непотребительского характера непродовольственных. Данная тенденция является общемировой и признана ключевым трендом развития современного ритейл-бизнеса.
  2. Дропшиппинг, который активно используемый на таких онлайн площадках торговли, как Авито, AliExpress и др. Его суть заключается в прямой поставке товара от производителя к клиенту. При этом, продавец не хранит данный товар на складе, что делает дистрибьюторскую наценку минимальную по стоимости.
  3. Уберизация, суть которой заключается в компьютеризации сферы продаж, замене человеческого ресурса средствами автоматизации. В рамках данного процесса, предприятия розничной торговли разрабатывают электронные площадки, мобильные приложения, пользователями которых являются потребители. Такая программно-цифровая платформа предназначена для объединения клиентов и поставщиков услуг.
  4. Омниканальность, суть которой заключается в непрерывном процессе коммуникации с потребителем посредством интеграции разрозненных офлайн и онлайн точек соприкосновения с покупателем в единую систему для совершения покупки.

Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно прийти к следующему заключению: цифровая экономика приводит к стремительному периоду развития электронной коммерции, из-за чего отечественные предприятия имеют возможность формирования своей активной внешнеэкономической деятельности через торговлю в онлайн-пространстве. В частности, это отражается в росте рыночной капитализации международной электронной коммерции, активными участниками которой выступают предприятия, следующие за цифровыми тенденциями в использовании информационных технологий.

Список литературы

  1. Кешелава А.В. Цифровая трансформация предприятия. URL: http://spkurdyumov.ru/digital_economy/cifrovaya-transformaciya-predpriyatiya (дата обращения: 10.07.2020).
  2. Андиева Е.Ю., Фильчакова В.Д. Цифровая экономика будущего. Индустрия 4.0 // Прикладная математика и фундаментальная информатика. – 2016. № 3. С. 214-218.
  3. Интересные факты об Интернет-торговле в мире в 2018 году. URL: https://lemarbet.com/razvitie-internet-magazina/interesnye-fakty-ob-internet-torgovle (дата обращения: 10.07.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail