gototopgototop

УДК 658.3

Разработка рекомендаций по формированию, мониторингу и изменению элементов корпоративной культуры гостиниц и других средств размещения

Яранцев Игорь Дмитриевич – магистрант кафедры Индустрии гостеприимства, туризма и спорта Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию вопроса влияния рекомендаций по формированию мониторингу и изменению элементов корпоративной культуры гостиниц и других средств размещения на улучшение отношений с клиентами. В ней отображены основные направления деятельности по формировании и поддержанию корпоративной культуры. Сформулированы особенности формирования корпоративной культуры. Материалы статьи могут быть полезны при разработке мер по совершенствованию корпоративной культуры.

Ключевые слова: Корпоративная культура, гостиничный бизнес, туристские услуги, отель, взаимоотношения с клиентами.

За последнее время корпоративную структуру стали рассматривать в качестве основного механизма, которым определяется в целом эффективность в деятельности предприятия или организации. При развитии рыночной конкуренции в особенности остро ставятся вопросы о разработке на предприятиях научно-обоснованной рациональной для данного предприятия корпоративной структуры.

При этом практикой многих поколений доказано, что идеальной структуры в управлении организациями не бывает и создать её невозможно. Поэтому для крупных предприятий, в частности, для предприятий, функционирующих в сфере гостеприимства, в структуре управления происходит постоянное расширение, она постоянно усложняется и совершенствуется. Все это, вместе взятое, приводит, безоговорочно, к тому, что проявляются некоторые недостатки в корпоративной структуре самого предприятия, которые должны быть сведены к минимуму руководителем самого предприятия непосредственно в процессе его деятельности. Таким образом, исследование особенностей формирования, мониторинга и изменения элементов корпоративной культуры гостиниц и других средств размещения – весьма важный и актуальный вопрос современности, требующий тщательного анализа.

Цель статьи заключается в исследовании особенностей разработки рекомендаций по формированию, мониторингу и изменению элементов корпоративной культуры гостиниц и других средств размещения.

Термин «корпоративная культура» охватывает большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие моральные ценности и нормы, укоренившиеся ритуалы, принятый кодекс поведения, манера персонала одеваться, установленные стандарты качества производимого продукта и пр. [3, с. 154]

Сотрудники организации сталкиваются с различными проявлениями организационной культуры на каждом шагу, только переступив порог предприятия, учреждения, фирмы. Она обусловливает поведение ветеранов и адаптацию новичков, находит отражение в философии управленческого звена, в первую очередь высших руководителей, реализуется в определенной стратегии организации.

Многие западные исследователи придерживаются мнения, что культура фирмы сегодня стала основным фактором в вопросе обеспечения ее конкурентоспособности. На самом деле, высокая организационная культура положительно сказывается на всех сторонах деятельности компании – обеспечивает требуемое качество услуг и товаров; необходимый уровень контактов и формирует имидж организации. Достаточно оценить фасады зданий большинства фирм, отделку офисов – сразу хочется ознакомиться с ними; вполне возможно увидеть красивую упаковку – здесь уже возникает желание приобрести товар. Потому современный менеджмент нуждается в развитии высокой культуры. При этом подходить к данному процессу необходимо рационально. Прежде всего, нужно определить, какой вид культуры необходим определенной организации. Выбрав его, нужно всесторонне изучить культуру, которая сформировалась, в результате чего может быть составлен план, который будет преобразован на основе организационной культуры согласно заранее поставленной цели и заручившись поддержкой сотрудников или их молчаливым согласием. Сотрудникам нужно все объяснить, обосновав все выгоды, которые принесет им освоение новейшего типа культуры. Кроме того, необходимо настроиться заранее на то, что процесс преобразований будет непростым и весьма долгим. [2, с. 39]

Сейчас корпоративную структуру в управлении специалисты рассматривают в качестве основы, на которой может строиться вся управленческая деятельность в целом, и которой также определяется в конечном итоге общая эффективность в целом в системе управления данной организацией.

На данный момент широко признан тот факт, что определенные этапы развития предприятия или фирмы делают ее корпоративную структуру препятствием к ее успеху, - вот тогда и возникают вопросы о необходимости реструктуризации данной фирмы. В современной теории управления ещё нет созданной и общепризнанной методики, которая позволяет создавать настолько рациональную для предприятия корпоративную структуру, чтобы в связи с ней можно было предложить последующий план по реструктуризации данного предприятия, созданный на материале разных изученных источников и на их основании:

  • поэтому необходимо полностью определить, какая именно корпоративная структура в управлении действует на данном предприятии и в данный временной промежуток, определить ее тип и основные особенности;
  • следует также установить основные функциональные обязанности на всех звеньях корпоративной структуры в управлении предприятием, нужно определить направление и характер соподчиненности и подчиненности;
  • необходимо выявить практические недостатки в данной структуре управления, требующие устранения;
  • необходимо также провести общую дифференциацию всех тех работ, которые необходимы для ведения производства, но вначале следует при этом выяснить точно, какой именно тип внедрения корпоративной структуры в управление является для выполнения на предприятии данных работ оптимальным;
  • необходима разгруппировка работ согласно принципам, установленным в выбранной корпоративной структуре управления – как по потребителям, так и по функциям, а также по территориальным принципам и другим;
  • необходима установка функциональных обязанностей всех сотрудников, определение их иерархии, характера их подчинения и их соподчинения;
  • необходима детальная разработка корпоративной структуры в управлении предприятием.

Есть такие принципы в формировании в гостинице рациональной и действенной корпоративной структуры, которые обеспечивают в ней не только эффективное управление, но также и успешную реализацию всех поставленных целей. Такими принципами являются:

  • обеспечение ясности в корпоративной структуре всего управления – когда каждым сотрудником четко определяется его место в созданной гостинице структуре и понимается в качестве его задач, сопряженных с общими задачами всего предприятия;
  • обеспечение экономичности в корпоративной структуре в управлении – сам аппарат управления в целом должен быть на предприятии максимально компактен, чтобы минимизировать тем самым затраты для выполнения всех управленческих функций;
  • обеспечение соответствия условиям по функционированию корпоративной структуры в управлении гостиницей – данная корпоративная структура должна полностью удовлетворять этапы жизненного цикла данной компании, а также социально-культурной среде организации и её внешней среде;
  • обеспечение гибкости в корпоративной структуре управления предприятием, функционирующим в сфере туристского сервиса, – при этом решения в целом должны приниматься непосредственно на максимально низком из уровней, а вот сама структура в целом должна реагировать по возможности быстро на любые изменения во внешней среде. [6, с. 77]

Вопрос влияния корпоративной культуры на эффективность деятельности гостиницы достаточно широко рассматривается учеными и практиками, ведь корпоративная культура является важным фактором в развитии внутреннего потенциала организации, функционирующей в сфере гостевого сервиса.

Давно известно, что от уровня удовлетворенности зависит мотивация, а от мотивации - производительность. Для эффективной работы гостиницы стоит определить способствует или препятствует этому корпоративная культура. Так. На протяжении 2018 года HR сайт Comparably проводил опрос 10000000 работников из 50 000 организаций. Опросник включал более пятидесяти вопросов, касающихся заработной платы, бонусов, возможностей профессионального роста и т.д. В итоговый рейтинг вошли IT-гиганты: Google, T-mobile, Facebook, Microsoft, LinkedIn и Adobe. Следует также отметить, что среди первых пятидесяти компаний рейтинга отсутствуют такие компании как Apple и Amazon, по уровню зарплат, занимающие третье и четвертое места - после Microsoft и Google. Это говорит о том, что зарплата - далеко не единственный фактор, определяющий уровень удовлетворенности людей на рабочих местах и их субъективного самочувствия [4, с. 45].

Т.Богданова [1, с. 84] считает, что корпоративная культура с помощью своих внутренних сил делает любую организацию, в частности, функционирующую в сфере гостевого сервиса животворной и успешной.

С позиций влияния феномена корпоративной культуры на эффективность деятельности гостиницы выделяют три направления:

  • рационально-прагматический, по которому корпоративную культуру можно использовать как фактор повышения конкурентоспособности гостиницы;
  • феноменологический, согласно которому корпоративная культура является самой сущностью гостиницы, поэтому нет очевидной связи между культурой и эффективностью организации;
  • ситуационно-системный направление, по которому корпоративную культуру считают ключевым фактором обеспечения успешного развития гостиницы, но вместе с совокупностью других факторов [1, с. 82].

Костицын Н. обнаружил связь между корпоративной культурой и успехом работы организации. Они определили ряд ценностей и верований корпоративной культуры, приводящих компанию к успеху:

  • вера в действие,
  • связь с потребителем,
  • поощрение автономии и предприимчивости,
  • рассмотрение людей как главного источника производительности и эффективности,
  • знание того, чем управляешь,
  • не заниматься тем, чего не знаешь,
  • простая структура и немногочисленный штат управления,
  • одновременное сочетание гибкости и жесткости в организации [5, с. 19].

Признаки корпоративной культуры, влияющие на эффективную деятельность гостиницы представлены на рис. 1.

1

Рисунок 1. Признаки влияния корпоративной культуры на эффективную деятельность гостиницы.

Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности гостиницы достаточно сложно измерить. Возможно лишь выделить некоторые ключевые аспекты, которые влияют на обеспечение успеха, отметить некоторые погрешности из-за отсутствия управления культурой и просчеты в программе ее развития, указать возможные пути изменения неблагоприятно построенной культуры. Проявляется влияние через разделение принципов и ценностей, которые формируют у участников организации устойчивый набор основных взглядов и предпочтений. [7, с. 62]

Так как корпоративная культура может способствовать минимизации разногласий и конфликтов, то процесс принятия решений становится более эффективным и будет весьма затратным.

Влияние корпоративной культуры на деятельность гостиницы автор рекомендует рассматривать в единстве четырех направлений:

  • процессы, протекающие в гостинице;
  • организационное поведение в гостинице;
  • конкурентоспособность гостиницы;
  • экономическая эффективность деятельности гостиницы.

 Такой подход позволит учесть и проанализировать совокупное действие корпоративной культуры в гостинице, включая все аспекты ее деятельности и жизни, даст целостное понимание такого действия.

Таким образом, можно заключить, что следование всем вышеперечисленным в работе принципам позволит при необходимости реструктуризации гостиничного предприятия рационально построить именно такую структуру в корпоративном управлении, которая предопределит появление благоприятных и реальных возможностей для повышения в целом уровня эффективности данного производства и для достижения им поставленных ранее целей.

Список литературы

  1. Богданова Т.А. Всеобщая корпоративная культура. — М.: Дело, 2015. – 418 с.
  2. Браун Д, Крамер И. Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 236 с.
  3. Голубева Н.Г. Организационная культура и лидерство. — М.:Питер, 2013. – 388 с.
  4. Кибанова А.Я.. Управление персоналом. Теория и практика. Управление организационной культурой. Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2018. – 72 с.
  5. Костицын Н. Современная концепция повышения эффективности менеджмента // Управление персоналом. - №5. - 2013. - 34 с.
  6. Круль Г.Я. Основы гостиничного дела. Учеб. пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2015. - 368 с.
  7. Макеев В.А.. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации. – М.: Ленанд, 2017. – 248 с.
  8. Роглев Х.И. Некоторые мысли по поводу развития гостиничного бизнеса // Ресторанный и гостиничный бизнес - 2015 - № 1. - С.64.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail