УДК 33

Государственное регулирование экономики в целях обеспечения экономической безопасности

Ломакин Андрей Леонидович – доктор экономических наук, профессор кафедры Экономической безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ильин Петр Андреевич – эксперт кафедры Экономической безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье раскрывается понятие обеспечения экономической безопасности общества и отдельной личности через государственное участие в экономике. Приведены основные теории, раскрывающие суть государства как «юридического феномена», описывается объективная потребность в непосредственном управлении экономикой в период экономического кризиса.

Описывается необходимость обеспечения сбалансированности федерального бюджета как направления обеспечения экономической безопасности государства. Предложен новый подход к формированию доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Ключевые слова: Угрозы экономической безопасности, бюджет, государственное участие в экономике, обеспечение экономической безопасности, личность, общество, государство.

В процессе становления и развития рыночной экономики в Российской Федерации возникает объективная необходимость в создании новых организационных форм ведения хозяйственной деятельности.

В силу активного встраивания России в мировые экономические процессы в конце ХХ – начале XXI века имеет место трансформация гражданского законодательства, характеризующаяся появлением новых форм организаций, имеющих целью получение прибыли от своей деятельности. При этом, в силу значительного государственного участия в российской экономике создаваемые организационно-правовые формы юридических лиц в Российской Федерации имеют особенности как на этапе правовой регламентации, так и в процессе хозяйственной деятельности.

В настоящее время в силу цикличности мировой рыночной экономики, длительного экономического спада в 2008-2009 гг. и 2014-2019 гг. становятся особенно актуальными вопросы обеспечения безопасности жизненно важных экономических интересов Российской Федерации.

В сложившихся условиях предпринимаются особые усилия по обеспечению экономической безопасности, в том числе на законодательном уровне, путем прямого участия государства в экономической жизни общества, изыскания новых источников финансирования социальных обязательств, разработки новых форм и методов инвестирования временно свободных денежных средств. На уровне «государство» решаются задачи по защите жизненно важных интересов, таких как обеспечение роста экономики, повышение устойчивости России к внешним и внутренним экономическим угрозам, укрепление экономического суверенитета страны.

Процесс становления любого государства происходит одновременно с развитием общества. В настоящее время в юридической литературе существует большое количество теорий и подходов к образованию и построению государства. Исходя из определения, описанного в Большом юридическом словаре, под государством понимается: «способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения» [1].

Русский юрист Б.Н. Чичерин писал «о древнем государстве» и подчиненном положении личности в нем на примере античного мира. Одновременно, им был сделан вывод «о новом государстве», относящемся к эпохе нового времени, когда личность начинает предъявлять свои права в общественной жизни, и таким образом государство представляет собой идею «высшего единства общества»

Австрийский юрист Г. Кельзен, основатель теории правового нормативизма, использовал понятие «государство» для обозначения «общества как такового или же какой-либо особой формы общества» (в широком смысле), либо «какого-либо особого органа или органов общества» (в узком смысле), и считал, что государство должно рассматриваться в качестве юридической, социологической категорий; живого (естественного) организма; нормативного порядка.

В качестве «правового феномена» государство представляет собой корпорацию, от которой отличается наличием объединения всего общества в целом («масштабом нации») и наличием правового порядка. Одновременно, модель отношений между государством и правом в понимании Г. Кельзена представляла собой аналогичную форму взаимодействия личности и права.

При социологическом подходе государство представляет собой некую социальную общность с распределением власти по различным органам, существующую независимо от права.

В соответствии с идеей «естественного организма» государство рассматривалось как естественно-существующий институт, предназначенный для обеспечения благополучия всех членов общества.

Согласно идее государства, как «системы норм, нормативного порядка», феномен «государства» имеет политический характер, как следствие, оно создает определенную организацию общества с определенными правилами поведения. Именно государство обладает монополией на насилие, поэтому им определяется порядок применения силы.

На разных этапах исторического развития существовали различные подходы к феномену «государства». Во времена Древнего Мира Аристотель представлял государство, как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

В эпоху Возрождения Н. Макиавелли определял государство через специфические «государственные интересы». Французский мыслитель XVI века Ж. Бодлен рассматривал государство через «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью», происходящее на началах справедливости; благодаря ему в качестве цели государственного управления предполагалось всеобщее благо. Аналогично, английский философ Т. Гоббс определял государство в качестве «верховного владыки», на основе договора между всеми лицами [2].

В более поздний период истории выдвигаются другие определения понятия «государства». Характерными чертами государства в немецкой литературе являлась организация совместной жизни людей на конкретной территории под началом верховной власти.

Интереса заслуживает определение «государства», сформировавшееся в СССР в середине 1980-х годов в качестве единой политической организации общества на территории страны, располагающая специфическим аппаратом управления и создающая общеобязательные правила поведения.

Ели проанализировать понимание сущности государства на протяжении процесса исторического развития, то можно выделить один очень важный аспект – цель создания государства, которая ясно просматривается во всех определениях. Фактически речь идет о безопасности (всеобщем благе, обеспечении благополучия).

Защита интересов общества в целом и конкретной личности в частности является важнейшей задачей государства. Подтверждение этому можно выделить в существующих нормативно-правовых актах Российской Федерации. Так, под национальными интересами Российской Федерации понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития [3].

Если взять за отправную точку мотивационную теорию А. Маслоу и обратиться к его «пирамиде потребностей», можно обратить внимание, что второй по значимости группой, является потребность в безопасности и защите, под которой подразумеваются необходимость жизни в стабильности, отсутствии войны, хаоса. В отличии от первой группы потребностей (физиологических), потребности в безопасности и защите ориентированы на стабильное долгосрочное выживание [4].

При рассмотрении проблемы потребностей в защите и безопасности на уровне общества необходимо сделать акцент на том, что в этом случае можно говорить о совокупности большого количества «личностей», действующих отдельно друг от друга, либо совместно. Таким образом, можно говорить о прочной взаимосвязи между конкретной личностью и обществом в целом. Если же рассматривать вопросы защиты и безопасности в системе «государство»-«общество»-«личность», взаимосвязь между ними вытекает из понятия «государства» как организующего и регулирующего начала.

В этой связи в настоящее время в ситуации глобальной экономической нестабильности на первое место выходят вопросы экономической безопасности. 

Под национальными интересами Российской Федерации в экономике понимаются объективные экономические потребности личности, общества и государства, которым противостоят признанные государством вызовы и угрозы [5]. Обеспечивая долгосрочную безопасность, государство оказывает прямое влияние на усиление экономической безопасности общества в целом и каждого индивида в отдельности. В силу устойчивой взаимосвязи «государство»-«общество»-«личность» мероприятия, проводимые государством в целях противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, скажутся и на безопасности общества и конкретной личности.

В определенных ситуациях государство может предпринимать меры по противодействию вызовам и угрозам экономической безопасности совместно с обществом и личностью. Поскольку под уровнем «личность» понимается физическое лицо, гражданин, согласно нормам гражданского законодательства, то объединение граждан образует юридическое лицо, что значительно облегает задачу по ведению совместной деятельности, получению дохода от нее.

В периоды экономических кризисов государством осуществляется значительное увеличение доли участия в экономике. Эти процессы происходят как на организационно-правовом (формальном) уровне: создание форм участия, регламентация деятельности, так и на содержательном уровне: создание конкретных механизмов регулирования экономических отношений в обществе с учетом реальных условий.

В ряде случаев государство создает юридические лица с целью ведения деятельности, чаще всего не связанной с извлечением прибыли. И, наконец, имеют место юридические лица, долю в которых имеет государство и частные лица.

При этом несмотря на то, что частное лицо будет преследовать свой личный интерес, опосредованно оно будет выполнять и задачи по защите жизненно важных интересов под руководством государства, контролирующего или прямо занимающего главенствующую роль в юридическом лице в силу наличия потенциально большего количества ресурсов.

 В такой ситуации имеют место понятия «публичного» (государственного) и «частного». Первоначально необходимо уяснить, что представляет собой понятие «публичность», являющееся ключом к пониманию устройства юридического лица, имеющего своей целью выполнение специальных задач на государственном уровне.

Первое разграничение «публичного» и «частного» дается Ульпианом в период Древнего Рима. Под публичным правом (jus publicum) считалось то, что «относилось к положению римского государства». Это были правовые нормы, имевшие целью охрану интересов государства, определение его правового статуса. Нормы публичного права имели силу обязательных к исполнению предписаний, которые не могут быть изменены договорами и соглашениями частных лиц [6].

В настоящее время существует несколько типов экономического участия государства в экономике. Возможно учреждение государственными органами организаций для выполнения специальных задач, исключающих получение прибыли в качестве основной деятельности. Возможна модель частно-государственного партнерства, подразумевающая организацию участия частного и государственного капитала. И, наконец, существуют коммерческие предприятия, не принадлежащие напрямую государству, но находящиеся под его контролем.

При этом, указанные формы складывались постепенно, исторически. В разные периоды исторического развития экономической науки вопрос о вмешательстве государства в экономику решался не всегда в пользу последнего. Впервые о возможности сотрудничества государства и частного сектора упоминается в XVI-XVII веках (время расцвета меркантилизма) в эпоху формирования национальных рынков в Европе и углубления внешней торговли, благодаря которой укреплялись и связи между государствами.

В это время происходит построение теоретического обоснования возможного сотрудничества частного и государственного, при этом более-менее четкая граница между ними отсутствовала. В этот период появляется понятие «протекционизм», предполагающее активное воздействие государства на развитие частного сектора путем защиты и стимулирования развития национальных предприятий. 

В XVIII-XIX веках с развитием либеральных идей происходит формирование обратного подхода о минимальном вмешательстве государства в экономику на условиях подчиненно-вспомогательного партнера.

В дальнейшем эта концепция была развита в XX веке. Предполагалось поощрение и развитие конкуренции при минимальном вмешательстве в экономику и возможности государственного регулирования только в тех областях, где она невозможна [7].

На протяжении всего XX века можно говорить то об увеличении роли государства в экономике, то об уменьшении этого влияния. При этом пик государственного участия в экономике приходился на наиболее нестабильные годы, как-то периоды: Великой депрессии в США, когда сельское хозяйство и промышленность развивались полностью за счет государственных заказов; Второй Мировой войны, когда экономики большинства стран-участниц боевых действий были ориентированы под средства ведения войны с помощью усилий государства.

В этой связи особый интерес представляет собой экономическая модель СССР, характеризовавшаяся на разных этапах исторического развития минимальной частной инициативой, либо ее отсутствием, и превалирующей ролью государства в экономике.

В конце XX - начале XXI веков с распадом Советского Союза государственное регулирование в экономике, как и частная инициатива являются важной составляющей эффективного принятия решений в экономике.

При этом с позиции анализа исторических событий следует уточнить, что именно частная инициатива в принятии конкретного решения и работе организации позволяет сделать последнюю конкурентоспособной, а рациональное государственное регулирование создает необходимые предпосылки для устойчивого развития организации в национальной и мировой экономике.

Вместе с тем, в условиях стабильного экономического развития имеет место тенденция по снижению доли государства в экономике, и, наоборот, с нарастанием негативных тенденций в экономике и усилением спада роль государства имеет тенденцию к увеличению, что отражено на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Динамика доли госкомпаний в выручке топ-100 компаний Российской Федерации в период с 1998-2017 годы [8].

Из рисунка 1 видно, что в период с 1998 до 2005 года доля в выручке крупнейших государственных компаний падала, но затем имеет тенденцию к незначительному увеличению. При этом анализ отчетов Росимущества показывает, что в Российской Федерации на протяжении 2011-2019 годов активно реализуется программа приватизации государственного имущества. Цифровые показатели приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сведения о приватизации государственного имущества, согласно программам приватизации 2011-2019 годов [9].

Тип организации

Количество предприятий, находящихся в государственной собственности на 01.01.2010

Программа 2011-2013 годы

Исполнено от нереализованного имущества, в %

Программа 2014-2016 годы

Исполнено от нереализованного имущества, в %

Программа 2017-2019 годы

Исполнено от нереализованного имущества, в %

Итого за 2011-2019 годы

Исполнено от общего количества имущества, в %

2014

2015

2016

Всего

2017

2018

2019

Всего

АО

3517

815

23,17

107

103

179

389

14,4

47

46

51

144

6,23

1348

38,33

ФГУП

2950

216

7,32

33

35

60

128

4,68

69

4

8

81

3,1

209

14,41

Таким образом, можно говорить об уменьшении роли Российской Федерации в институциональном участии в экономике в период 2011-2019 годов. Вместе с тем, при нарастании негативных тенденций в экономике темпы приватизации государственного имущества предсказуемо снижаются. Одновременно можно говорить и о том, что статистически приватизация имущества незначительно сказалась на количестве крупнейших компаний Российской Федерации с государственным участием.

Таким образом, существующая модель экономического устройства фактически предполагает определенную долю государственного вмешательства в экономику. Процесс формирования организационной модели государственного участия в экономике совершенствовались в ходе исторического развития. Вопрос об усилении, либо уменьшении доли участия государства в экономике на организационном уровне зависит от объективных условий, как внешних, так и внутренних.

Второй составляющей государственного участия в экономике является содержательная часть, финансово-экономические методы регулирования: конкретные инструменты, их применение, а также последствия этого применения. Их главное отличие от правовых методов заключается в том, что последние заложены в основу формальной составляющей, поскольку являются обязательными правилами поведения, зафиксированными формально и не учитывающими объективные условия применения.

В этой связи существует необходимость анализа имеющегося финансового инструментария управления экономическими отношениями. Он направлен на разрешение вопросов наиболее рационального формирования, распределения, перераспределения и потребления фондов денежных средств в интересах общества и конкретной личности. Меры, предпринимаемые государством в области налогообложения, бюджетно-кредитной политики, управлении имуществом, позволяют эффективно решать указанные задачи.

На протяжении всего исторического развития ученых интересовали процессы формирования, распределения и потребления фондов денежных средств. В эпоху расцвета капитализма вопросы государственных финансов, касающихся налогообложения, кредита, бюджета, исследовались классиками политической экономии У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо, П. Буагильбером.

Так, например, А. Смитом рассматривались вопросы доходов и расходов государства через описание обмена производительного труда на капитал, непроизводительного – на доход. Исходя из этих положений, им доказывалась необходимость налогов, как инструмента, обеспечивающего охрану общих условий производства и перераспределение ресурсов для накопления капитала и роста производительных сил.

Одновременно, им была создана теория налогов, согласно которой все критерии их уплаты должны быть определены, размер зависел от положения плательщика. Кроме того, А. Смитом были сделаны выводы о том, что налоги являются определенным ограничителем развития производительных сил и накопления капитала, поскольку косвенные налоги входят в состав стоимости товаров и ведут к увеличению их цены за счёт увеличения издержек, как следствие уменьшаются продажи.

Налог на заработную плату рабочего являлся изъятием части его дохода или же уменьшением авансированного капитала, и таким образом уменьшал спрос на товары и услуги. В результате А. Смит писал о том, что государству необходимо не повышать не налоги, а эффективность расходов. Этих же взглядов придерживался и другой классик политической экономии Д. Рикардо.

Целью указанных теорий являлось создание условий для увеличения возможностей по накоплению капитала, и, поэтому, следуя им, важнейшая задача государства – поощрять развитие производства, а не облагать, либо держать на низком уровне, налогообложение прибыли. На этом историческом этапе инструментарий стимулирования увеличения фондов денежных средств общества, конкретной его группы, представлял собой метод фискальной политики, при этом указывалось на необходимость его упорядоченья и нормативного закрепления [10].

Такой подход определил финансовую политику в конце XVIII – начале ХIX веков. Однако с появлением ограничений для налогообложения прибыли начали нарастать противоречия между капиталом и трудом. И уже в XIX веке появляются теории ученых-экономистов, поддерживающие экономическое положение наемных работников и мелких товарных хозяйств. Так, например,Д. Милль предложил идею необлагаемого подоходными налогами минимума, исчисляемого как необходимый доход для существования. Кроме того, он обосновывал строгую зависимость между уплатой налогов и государственными расходами, поскольку человек, уплачивая налог, приобретает право на получение услуг от государства.

В конце ХIX века в Германии А. Вагнер предложил идею расширения накопления государственных средств через увеличение направлений государственной деятельности и оптимизацию структуры государственных расходов с помощью распределения и перераспределения добавленной стоимости.

Идея А. Вагнера состояла в том, что развитие экономики происходит естественным путем, через обмен, осуществляемый людьми, но организация ее происходит искусственно через государственное регулирование с развитием различных институтов. Фактически государство по А. Вагнеру выступает как своеобразный фактор производства и распределения через фискальную функцию. Он рассмотрел природу фискальной политики государства как некую совокупность услуг, требуемых от общества. Ключевыми услугами он считал налогообложение и экспроприацию. Взамен общество получает государственные услуги.

При этом подразумевалось, что в разное время государственная роль и участие в экономике может меняться, но она не должна подменять собой частную инициативу. Государство не должно самостоятельно осуществлять удовлетворение экономических потребностей населения.

Кроме того, А. Вагнером были рассмотрены и другие доходы государства – публичные займы. Несмотря на то, то публичные займы существовали и раньше, со временем они стали менее значимыми. Доходы, получаемые государством, могут быть использованы для закупок товаров и услуг в интересах общества [11].

В середине XIX века в Европе активно развиваются идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. В их работах, не посвященных напрямую финансам, можно увидеть отражение классового подхода к распределению государственного бюджета, налогообложению, государственному кредиту, а также их прямую связь с накоплением капиталу. При этом К. Маркс подчеркивал губительность налогов для рабочего класса и отрицал их возможность в перераспределении доходов от ренты прибыли [12].

При анализе изложенных выше взглядов ученых на построение процессов взаимодействия государства и общества необходимо отметить, что до XX века вопрос о вмешательстве государства в экономику в случае возникновения кризисных ситуаций не поднимался, что отчетливо видно по методам управления финансами.

Однако в XX веке в теории Дж. Кейнса была выдвинута идея о непосредственном вмешательстве государства в экономику с помощью создания дополнительного спроса по средствам осуществления государственных расходов. Это было связано с тем, что в 1929-1933 годах экономика США переживала период «Великой депрессии».

Предлагалось с помощью роста налогов и займов увеличить государственные расходы и, таким образом, активизировать предпринимательскую деятельность, уменьшить безработицу, однако это приводило к монополизации производства [13].

Во второй половине XX века появились два противоположных направления: последователи теории Дж. Кейнса предложили приспособить формирование бюджета, его доходов и расходов к экономическим циклам, а сторонники неоклассической теории выступили против сокращения государственных расходов, за изменение их структуры, увеличение инвестиций в «человеческий» капитал.

Однако, и неокейнсианское направление и неоклассическое направление были подвергнуты критике в силу новых экономических кризисов и усиления инфляционных процессов. В результате, сторонниками неоконсервативного направления был предложен принцип «экономического роста через увеличение сбережений и накоплений». Роль государства при этом предполагалась минимальная [14]. 

Таким образом, на протяжении всего исторического развития человеческого общества учеными выдвигались теории применения различных методов государственного управления экономикой. В основе их лежат методы построения и формирования бюджета, осуществления государственных расходов, государственный кредит. При этом начиная в 20 годов XX века Дж. Кейнсом предложена теория вмешательства государства в экономику, которая была положена в основу финансовой политики государства и, таким образом, осуществление государственных доходов и расходов привязывается к цели создания условий для дополнительного спроса.

Говоря об этой теории, необходимо учитывать, что одной из задач государства является экономическая безопасность общества и населения. Фактически в теории Дж. Кейнса она обеспечивается финансовыми методами.

В настоящее время идея вмешательства государства в экономику продолжает развиваться. Однако процессы обеспечения экономической безопасности общества не могут не затрагивать экономической безопасности государства, поскольку уровень «государство» является высшим и во многом определяющим состояние экономической безопасности общества и отдельной личности.

Одной из серьезных угроз экономической безопасности Российской Федерации является несбалансированность бюджета, а, как видно из вышеприведенных исследований учёных, бюджет является ключевым инструментом в обеспечении экономической безопасности. Порядок формирования бюджета изложен в Бюджетном кодексе Российской Федерации [15]. При детальном анализе правовых норм становится очевидным, что в настоящее время доходы федерального бюджета формируются с помощью возможностей налогообложения, реализации и использования имущества, применения мер гражданско-правовой ответственности.

Однако, для формирования дополнительных доходов федерального бюджета возможно также использование национальный рынок ценных бумаг посредствам купли-продажи финансовых инструментов. При этом вероятен положительный эффект будет не только от поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет, но и усиления предпринимательской деятельности, укрепление национальной финансовой системы и собственного рынка ценных бумаг, не зависящего от международной конъюнктуры, уменьшение роли добывающей отрасли в российской экономике.

Таким образом, в данной работе проанализированы основные положения, связанные с государственным управлением экономикой. На протяжении всего исторического развития формировались теории, описывающие сущность государства, раскрывающие его роль в экономике. Сегодняшняя модель ее построения не предполагает отсутствия в ней государства.

Участие государства в экономике одной из целей преследует обеспечение экономической безопасности общества и конкретной личности, чем определяется осуществление государственных расходов, как прямое обеспечение безопасности (например, военные расходы), так и косвенное, создание условий для улучшения благосостояния общества.

При выполнении этой задачи государство сталкивается с серьезной угрозой для экономической безопасности – несбалансированностью бюджета. Существующий порядок формирования федерального бюджета Российской Федерации в основном позволяет решать стоящие перед государством задачи. Однако, в условиях текущего экономического спада целесообразно обеспечить поступление дополнительных доходов посредствам использования возможностей национального рынка ценных бумаг.

Главными в процессе инвестирования критериями должны быть доходность и оценка риска невозврата денежных средств, имеющие прямую взаимозависимость. Для решения вопроса о разумном применении финансовых инструментов государством необходимо осуществить формирование универсальной модели вложения денежных средств в ценные бумаги, исходя из оптимальной доходности и соответствующих рисков. Это позволит не только решить задачу увеличения доходов федерального бюджета, но и косвенно благоприятно скажется на общей экономической ситуации в стране.

Список литературы

  1. Государство [электронный ресурс] / Большой юридический словарь. URL: https://gufo.me/dict/law/государство.
  2. Марченко, М.Н. Проблемы общей теории государства и права / Москва: «Проспект», 2016 г. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 – М.: Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  4. Савченко, Т.В. Сущность теории мотивации Абрахама Хоральда Маслоу и ее практическое применение на российских предприятиях / «Проблемы науки». 2017. № 3.
  5. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 - М.: Собрание законодательства РФ, 2017 № 20, ст. 2902. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  6. Новицкий, И. Б. Римское частное право / Москва: Издательство Юрайт, 2019.
  7. Климова, М.В. Государство и частный капитал в поисках прагматичного взаимодействия / Москва: ИМЭМО РАН. 2009.
  8. Овчарук К.В. Госсектор в российской экономике. Ключевые цифры и тенденции [электронный ресурс] / Бюджет.ru – интернет издание о финансовой жизни страны. URL: http://bujet.ru/article/377053.php.
  9. Отчеты о результатах приватизации федерального имущества [электронный ресурс] / Официальный сайт Росимущества. URL: https://www.rosim.ru/ activities/sales/info/privat_reports.
  10. Еременко, Е.А. Принципы налогообложения: историко-теоретический аспект / Москва. Страницы истории. 2013. №38 (566).
  11. Афанасьев, М.П. Афанасьев, Я.М. Методологические и теоретические основы формулировки Закона А. Вагнера. Подходы к тестированию / Москва. Вопросы государственного и муниципального управления. № 3.
  12. Татынов, С.И. Теоретический анализ концепций сущности финансов при социализме и в современной экономике / Саратов. Теория финансов. 2009. № 42 (378).
  13. Рязанов, В.Т. Кейнсианская экономическая теория и политика: возможности ограничения на современном этапе / Санкт-Петербург. Вестника Санкт-Петербургского университета. 2016. 13.
  14. Ирхин Ю.В. Теория и методология анализа консерватизма и неоконсерватизма / Москва. Социально-гуманитарные знания. 2013.
  15. Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

Интересная статья? Поделись ей с другими: