Экономическое объединение территорий как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности государства

Сорокина Анна Денисовна – студент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: Целью данной статьи является выявление влияния экономических объединений, на внешнеторговую деятельность государства. Для проведения исследования, в данной статье используется метод экономического анализа таких экономических объединений как особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Результатом анализа является выявление их преимуществ и недостатков в плане осуществления внешнеторговой деятельности. В заключении даны рекомендации по совершенствованию внешнеторговой деятельности государства.

Ключевые слова: Внешняя торговля, экономические объединения, особые экономические зоны, показатели, эффективность, преференции, развитие.

Говоря об эффективности внешнеторговой деятельности государства, нельзя не рассмотреть вопрос функционирования таких двигателей экономического роста, как особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), а также - территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).

Как известно, такие экономические объединения создаются с целью развития на данной территории особой бизнес - среды и предоставления определенного рода преференций для резидентов, осуществляющих там свою экономическую деятельность. Льготы, предоставляемые на таких территориях в части уплаты налоговых платежей и упрощения административных процедур, стимулируют рост инвестиционной активности, а также стабилизируют экономику региона, защищая ее от негативного воздействия внешних экономических потрясений.

Однако данные объединения имеют принципиальные отличия. ОЭЗ создается как правило вне города, на специально созданных для них индустриальных площадках. Главной задачей создания ОЭЗ является развитие экономики той или иной территории региона, а также достижение показателей быстрого экономического роста за счет применения налоговых, таможенных, административных и др. льгот для стимулирования деловой активности компаний и привлечения иностранных инвестиций и технологий.

В России ОЭЗ предоставляют резидентам следующие преференции (см. таблицу 1):

Таблица 1. Льготные преференции резидентам ОЭЗ и ТОСЭР.

Налоговые ставки и тарифы по страховым взносам, %

Налог, взнос, сбор

ТОСЭР (моногорода)

ОЭЗ (технико-внедренческого типа)

Налог на прибыль, в том числе:

0-10

2-15,5

Федеральный бюджет

0

2

Бюджет субъекта РФ

5 (первые 5 лет) 10 (остальное время)

13,5

Таможенные платежи (НДС)

18

0

Таможенные пошлины; Сборы

взимаются в полном объеме

0

Страховые взносы: ПФР, ФОМС,ФСС

7,6

21-28

Налог на землю

0

0

Налог на имущество

0

0

Как видно из таблицы 1, в ОЭЗ отсутствуют льготы по страховым взносам в фонды обязательного страхования: пенсионный, социальный и медицинский, а также отсутствует развитая городская инфраструктура – жилая и социальная. В ТОСЭР же как правило отсутствуют таможенные преференции, в связи с чем таможенные тарифы и пошлины уплачиваются резидентами в полном объеме. Однако в ТОСЭР по-другому устроена внутренняя среда. В основном ТОСЭР действуют непосредственно на территориях городов, где уже присутствует необходимая инфраструктура.
Для ОЭЗ же обычно выделяется специализированная площадка на подготовленной промышленной территории с уже имеющимися или впервые проведенными производственными коммуникациями. Что касается экономической деятельности, ОЭЗ подразумевают развитие работы предприятий с привлечением иностранных инвестиций и/или капитала. Поэтому преференции, предоставляемы резидентам содержат таможенные льготы, облегчающие прохождение таможенных процедур для иностранного товара. Как правило ОЭЗ имеет таможенный пост, склад СВХ, упрощающий процедуры "растаможивания" при импорте/экспорте, что является одним из ключевых ее отличий от среды ТОСЭР. Из минусов ОЭЗ, если сравнивать с ТОСЭР, является повышенный относительно последней налог на прибыль. Однако налог для нерезидентов составляет 20 % (3% в федеральный и 17% в региональный бюджеты), в ОЭЗ же налог не превышает 15.5 %.

Данные налоговые и таможенные льготы, а также развитая промышленная инфраструктура ОЭЗ, в свою очередь способствует увеличению объемов продукции, поставляемой на экспорт или поступающей от импортеров, повышая тем самым внешнеторговый оборот региона ОЭЗ.

На основании изложенного можно сделать вывод, что развитие ОЭЗ на территории регионов России является инструментом, способствующим увеличению показателей внешнеторговой деятельности, таких как внешнеторговый оборот, общий объем экспорта, прямые иностранные инвестиции и др. в регион, а, следовательно, способствует повышению эффективности ВТД России в целом.

Однако, после анализа последних новостных событий в сфере ОЭЗ были выявлены следующие проблемы функционирования ОЭЗ России:

  • Недостаточный опыт реализации всего экономического потенциала ОЭЗ в России;
  • Неэффективность управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ) и расходования выделенных бюджетных средств;
  • Функционирующие на сегодняшний день ОЭЗ не решают экономических проблем отдельных моногородов;
  • Регионы, в которых создаются ОЭЗ несут серьезные налоговые потери;
  • Некачественно проработанные инвестиционные проекты влекут отток инвесторов, нарушаются сроки реализации;
  • Отсутствие масштабного экономического эффекта при достаточно крупных финансовых вложениях.

В связи с тем, что опыт по реализации ОЭЗ в России недостаточен, представляется целесообразным обратиться к практике других стран. Для лучшего понимания возможностей эффективного функционирования ОЭЗ.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что внешнеторговая деятельность государства, при ее эффективности и правильно организованной структуре, является одним из факторов стабильности экономической системы страны в целом. Важнейшими показателями эффективности ВТД являются внешнеторговый оборот, сальдо торгового баланса, объем экспортируемой продукции и ее технологичность, а также объем поступающих в экономику страны прямых иностранных инвестиций. Одним из методов повышения данных показателей, способствующих в свою очередь как повышению эффективности внешнеэкономической деятельности, так и внутреннему развитию экономики страны, является создание особых экономических зон на территории различных регионов. Однако на сегодняшний день выявлены существенные недостатки и проблемы функционирования ОЭЗ, требующие непосредственного решения.

В связи с этим необходимо более детально изучать способы улучшения показателей ВТД России. Для этого необходимо помимо анализа внешнеэкономической деятельности нашей страны анализировать мировой опыт регулирования ВТД через функционирование экономических объединений. Оценка мирового опыта и наложение его на современные российские реалии с учётом национальных и экономических особенностей нашей страны поможет разработать собственную модель, способствующую улучшению показателей ВТД России, а также внутреннему экономическому развитию регионов нашей страны.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  2. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле».
  4. Ushakov D. Global Trends of Modernization in Budgeting and Finance //Advances in Finance, Accounting, and Economics (2327-5677) IGI Global –2018 – Vol. 354.
  5. Развитие международного торгового потенциала России: проблемы и перспективы: сборник научных статей / [ред. коллегия: Л.Г. Акулова (отв. ред.).
  6. Поздняков К.К. Предложения по созданию или улучшению действующих региональных структур поддержки малого и среднего бизнеса // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. №11 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predlozheniya-po-sozdaniyu-ili-uluchsheniyu-deystvuyuschih-regionalnyh-struktur-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 29.06.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: