УДК 63

Современные проблемы производства посадочного материала интродуцированных растений

Лопачев Hиколай Aндреевич – доктор сельскохозяйственных наук, профессор Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина.

Быков Арсений Леонидович – магистрант Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина.

Аннотация: В растениеводстве огромное значение имеют повышение устойчивости, продуктивности и адаптивных свойств агрофитоценозов, помочь в этом может антропогенная интродукция. История показывает, что большинство растений произрастающих на территории РФ - интродуценты, в том числе плодово-ягодные и декоративные культуры. Антропогенная интродукция растений является ровесницей сельского хозяйства и всегда предшествовала земледелию, со времен перехода человека от охоты и собирательства к земледелию. По эффективности влияния на агрофитоценозы интродукция сравнима с современной селекцией.

Существует большое количество различных факторов, влияние некоторых из них может существенно сказаться на интродукции растений, они могут повысить адаптивные свойства растений и эффективность различных способов размножения. Поэтому в данной статье нами поднимаются важнейшие проблемы интродукции и пути их решения.

Ключевые слова: Интродукция, плодово-ягодные культуры, декоративные культуры, посадочный материал, инвазивные виды.

Введение

Интродукция (introductio)имеет огромное значение в жизни и развитии человечества на протяжении всего его исторического развития до настоящего времени. Для дальнейшего повышения качества жизни за счет улучшения экологической обстановки, перед современным обществом остро стоит вопрос сохранения и увеличения биологического разнообразия городских, промышленных населенных пунктов и сельскохозяйственных фитоценозов.

В экологическом словаре С.О. Негробова, «интродукция в биологии — преднамеренное или случайное переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Интродукция является процессом введения в некую экосистему чуждых ей видов» [1].

Банников А.Г. в своих трудах об основах экологии и защиты окружающей среды высказывал, похожее мнение: «Интродукция — преднамеренный или случайный перенос растений или ввоз животных в новые районы, где они ранее не обитали, за пределы естественной области распространения (часто обозначается термином «акклиматизация») [2].

Однако В.П. Викторов в своей книге об интродукции растений писал, что «Интродукция растений означает введение растений в культуру» [3].

Базилевская Н.А. описывала интродукцию, как «целенаправленную деятельность человека по введению в культуру в данном естественноисторическом районе видов, форм и сортов, которые ранее там не произрастали» [4].

Ход исследования

В наших исследованиях мы придерживаемся понятия интродукции Банникова А.Г, так как интродукция это не всегда целенаправленная деятельность человека, а часто происходило, происходит и будет происходить стихийно. Как показывает исторический опыт, не зависимо от природы интродукции, роль интродуцента в экосистеме должна всесторонне изучаться, так как она не всегда оказывает положительное влияние на состояние фитоценоза, ярким примером отрицательного влияния может служить борщевик Сосновоского, амброзия полыннолистная и другие инвазивные виды растений.

За вековую историю изучения явления интродукции в ботанических садах, дендропарках и питомниках растений собраны богатые коллекции интродуцентов, которые могут быть использованы для изучения и систематизации знаний об особенностях адаптации к новым условиям произрастания, в первую очередь полезных растений. Однако, мы до сих пор не имеем достаточной материально-технической и информационной базы об аборигенном составе фитоценозов. Нет сведений о количестве редких и исчезающих видов растений в различных регионах страны, введенных в культуру на территории ботанических садов, дендропарков, опытных станций, питомников и частных хозяйств [5].

Кроме вышеизложенных проблем интродукции, важнейшей задачей является получение жизнеспособного посадочного материала (Рис.1, 2). При этом все производители сталкиваются с такой проблемой, как создание необходимых почвенно-климатических условий для производства саженцев интродуцентов.Углубление теоретических и практических знаний в этой сфере позволит значительно увеличить эффективность использования интродуцентов в сельском и лесном хозяйствах, фармацевтической отрасли и ландшафтном строительственаселенных пунктов.

1

Рисунок 1. Укорененные черенки интродуцентов в кассетах по 160 ячеек (ИП Быков Л.С., апрель 2019 года).

2

Рисунок 2. Жизнеспособный посадочный материал хвойных интродуцентов с закрытой корневой системой (ИП Быков Л.С, 10 мая 2019 года).

Для решения вышеуказанных проблем, нами были определенны следующие задачи:

  • организация научных экспедиций длявыявления и изучения, перспективных аборигенных растений предназначенных для использования их в качестве интродуцентов в ту или иную климатическую зону.
  • проведение новых и обобщение существующих результатов испытаний интродуцентов в ботанических садах, дендропарках, опытных станциях, питомниках и частных хозяйствах.

В нашем хозяйстве ИП Быков Л.С. проводятся испытания хвойных и лиственных декоративных и плодово-ягодных интродуцентов с 2000 года.

Результаты нашей деятельности указанны в следующих работах: Лопачев Н.А., Быков А.Л. (2019). Особенности интродукции Actinidia kolomikta в условиях Орловской области. Быков А.Л., Лопачев Н.А. Влияние ориентации черенков туи западной к свету на их укоренение в условиях орловской области (2019).

Заключение

Необходимо систематизировать и классифицировать в полном объеме материально-технические и теоретические базы данных об интродуцируемых растениях, а также методологии. Исследования и практические результаты в этой области могли бы стать более существенными и эффективными.

К тому же наличие, такой универсальной базы по интродукции будет точкой притяжения и объединения ученых и практиков, занимающихся вопросами интродукции растений.

Список литературы

  1. Негробов С. О., Филоненко Ю. Я. Экологический словарь. — Липецк: Липецкий эколого-гуманитарный университет, 2001. — 125с.
  2. Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К. Основа экологии и окружающей среды.- 4-е изд. – М.:Колос 1999.- 304с.
  3. Викторов, В.П. Интродукция растений / В. П. Викторов, Е. В. Черняева— «Прометей», 2013 – 152с.
  4. Базилевская Н. А., Мауринь А. М. Интродукция растений: История и методы отбора исходного материала. Рига, 1982. - С. 103.
  5. Ярмишко В.Т. Современные проблемы интродукции растений / Сборник научных трудов Государственного Никитского ботанического сада. 147, 2018. – 89с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail