УДК 342.849.2

Предвыборная агитация по законодательству Кыргызской Республики

Кочкарова Эристина Азрет-Алиевна – доктор юридических наук, и.о. профессора кафедры Административного и финансового права Кыргызской государственной юридической академии при Правительстве Кыргызской Республики.

Аннотация: На основе анализа избирательного законодательства Кыргызской Республики, отмечено, что проведение полноценных демократических выборов невозможно без широкой общественной дискуссии, противостояния взглядов, идей и политических позиций в пределах, обозначенных законом. Выявлено различие между предвыборной агитацией и информированием избирателей, определены субъекты предвыборной агитации и информирования избирателей.

Ключевые слова: Избирательное законодательство, предвыборная агитация, субъекты избирательного процесса, выборы, политическая партия, выдвижение кандидатов, избирательная комиссия.

Юридическое содержание понятия «предвыборная агитация» установлено в Конституционном законе «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» [5]. В ст. 1 Закона предвыборная агитация определяется как деятельность граждан, кандидатов, уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, политических партий, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них). В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 22 Закона предвыборной агитацией считается также описание возможных последствий избрания или не избрания кандидатов, списка кандидатов, распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей. Несмотря на то, что такое определение отражает суть агитации, тем не менее, агитация за бойкотирование выборов является антиконституционной деятельностью, так как направлена, в конечном счете, на подрыв народовластия, являющегося, как известно, основой конституционного строя.

Призывы к гражданам принять участие в выборах правомерны, поскольку направлены на обеспечение явки избирателей, от которой зависят результаты выборов, а с ними и степень легитимности избираемого органа. Нельзя не согласиться с мнением, что «агитация в целях побуждения избирателей к участию в выборах не ущемляет их право на свободный выбор варианта поведения. Кроме того, эта агитация не предполагает принуждение избирателей в любых его формах» [15, c. 8].

В Конституционном законе КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» проводится различие между предвыборной агитацией и информированием избирателей (информационным обеспечением выборов), а также определяются субъекты предвыборной агитации и информирования избирателей. Информирование избирателей осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, а также организациями, осуществляющими выпуск СМИ, физическими и юридическими лицами. Причем органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права предоставлять избирателям сведения о кандидатах и политических партиях. В качестве субъектов предвыборной агитации выступают кандидаты, политические партии и граждане.

В соответствии со ст. 23 Закона, агитация может быть начата с момента окончания регистрации всех кандидатов, списка кандидатов и должна быть прекращена за 24 часа до дня голосования. Соответственно, предвыборная агитация может проводиться кандидатами и политическими партиями в пределах указанных сроков. Если проводится повторное голосование, то предвыборная агитация может быть возобновлена с момента принятия решения о назначении повторного голосования и должна быть прекращена за 24 часа до начала нового голосования.

Согласно п. 1 ст. 27 Закона кандидаты, политические партии, осуществившие регистрацию списков кандидатов, имеют право беспрепятственного выпуска и распространения печатных, а также аудиовизуальных и иных агитационных материалов. При этом Закон не запрещает на договорной основе осуществлять аренду помещений и зданий, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, с целью проведения там встреч с избирателями, собраний, публичных дебатов, митингов и других предвыборных массовых мероприятий. Однако если обратиться к смыслу положений, содержащихся в ст.ст. 24, 25, 26, то бесплатным временем в эфире и печатной площадью, которые предоставляют государственные органы и органы местного самоуправления через средства массовой информации, могут пользоваться исключительно зарегистрированные кандидаты и политические партии, которые зарегистрировали списки кандидатов, и только после того, как завершатся общие сроки регистрации всех кандидатов. Соответственно, средства массовой информации, государственные органы и органы местного самоуправления наделяются законом корреспондирующими правами и обязанностями исключительно по отношению к зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, зарегистрировавшим списки кандидатов.

Проведение полноценных демократических выборов невозможно без широкой общественной дискуссии, сопоставления, борьбы, противостояния взглядов, идей и политических позиций в пределах, обозначенных законом. Кандидаты и политические партии наделены правом использования печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, изготовленных до назначения выборов, в соответствии с требованиями, содержащимися в ч. 7 ст. 27 Закона, в пределах суммы расходов кандидатов и политических партий из избирательного фонда.

В настоящем избирательном законодательстве не содержится в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов установление факта проведения предвыборной агитации кандидатом до его регистрации избирательной комиссией и политическим партиям до регистрации выдвинутого ими списка кандидатов ЦИК КР, так как информационная деятельность, которая содержит в себе признаки предвыборной агитации и осуществляется до начала агитационного периода, не является неправомерной предвыборной агитацией, она вообще не является предвыборной агитацией в том смысле, который подразумевает законодательство о выборах.

Как отмечает Ю.А. Дмитриев, «подобная деятельность реально воздействует на формирование волеизъявления избирателей по отношению к конкретным потенциальным кандидатам, в то время как иные кандидаты не ведут предвыборной деятельности, что ставит первых в неравные правовые условия. Нарушается один из основных принципов избирательного процесса – равенство условий и возможностей всех кандидатов» [3, c. 361].

Законодательство не гарантирует равенство возможностей кандидатов и политических партий оказывать влияние на формирование электоральных предпочтений избирателей, и по этой причине предвыборную агитацию следует трактовать как установленный государством некоторый информационный минимум, который предоставляет и гарантирует кандидату, политической партии, наделенной правом участия в выборах, избирательному блоку возможность в течение определенного срока довести свои предвыборный программы до избирателей, осуществлять иную деятельность, направленную на то, чтобы побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них), либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

В п. 1 ст. 31 Конституции КР [10] провозглашена свобода мысли и слова, в п. 2 той же статьи – свобода массовой информации и запрет цензуры, и, наконец, в п. 4 той же статьи перечислены темы, запретные для пропаганды и агитации.

Конституционные принципы в более детальном виде излагаются в Конституционном законе КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», в Законе КР «О выборах депутатов местных кенешей» [5], в Законе КР «О средствах массовой информации» [6], в Законе КР «О политических партиях» [7] и др.

В Конституционном законе КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» и в Законе КР «О выборах депутатов местных кенешей» ничего не говорится о политической рекламе, однако, как это следует из смысла определенных норм, содержащихся в указанных законах, политическая реклама подразумевается, когда речь идет в способах проведения предвыборной агитации, осуществляемой через СМИ. С другой стороны, в вышеуказанных законах, а именно в ст. 49 конституционного Закона и в ст. 23 Закона четко устанавливается, что предвыборная агитация может быть проведена только в период официальной предвыборной кампании, которая в соответствии с законом должна начинаться со дня окончания регистрации кандидата, списка кандидатов и заканчиваться за одни сутки до дня голосования. В качестве предвыборной агитации признаются

Политическая реклама, подразумеваемая в Конституционном законе КР «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР», регулируется нормами, содержащимися в гл. 5 Закона КР а «Информационное обеспечение выборов», а также ст.ст. 22-28 в Законе КР «О выборах депутатов местных кенешей». П. 1 ст. 22 данного Закона закрепляет положение о том, что информационное обеспечение выборов «включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов». Текст данной статьи содержит сведения, в соответствии с которой можно характеризовать понятие агитации, порядок и формы ее проведения, требования к проведению агитации и др. В ст.ст. 25, 26 закреплен порядок проведения предвыборной агитации по телевидению и радио, а также через печатные СМИ. Кроме того, в ст. 28 содержатся правила, по которым должен осуществляться выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и прочих агитационных материалов, а также устанавливается запрет на злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации. В вышеупомянутых статьях закреплен также порядок проведения предвыборной агитации по телевидению, радио и через печатные СМИ. Кроме того, в ст. 29 закреплено положение о недопустимости злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации.

В ряде статей Уголовного кодекса КР [13] предусматриваются определенные виды ответственности за правонарушения, совершенные при организации и проведении массовых политических мероприятий (нормы, устанавливающие ответственность за оскорбление, наказание за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, в том числе с использованием СМИ и т.д.).

Защита чести, достоинства и деловой репутации предусмотрена ст. 18 ГК КР [1], и, несмотря на то, что в пп. 4.6 ст. 20 Конституции КР содержится запрет на уголовное преследование за распространение информации, порочащей честь и достоинство личности, тем не менее, в п. 1 ст. 29 Конституции КР предусмотрено право каждого гражданина на защиту чести и достоинства, которые наряду с деловой репутацией защищаются в гражданском порядке.

Предусмотрена ответственность за нарушение условий проведения предвыборной агитации через СМИ, в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, проведение агитации в период, когда она запрещена, за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, в вследствие особой социальной значимости предвыборной агитации предусмотрена ответственность за распространение заведомо ложных сведений о кандидате. В ст. 17 Закона КР «О средствах массовой информации» предусмотрено право на опровержение информации, которая не соответствует действительности. В гл. VI данного Закона предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о СМИ.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие различные вопросы распространения информации, связанной с политической деятельностью, содержат на сегодняшний день такие термины, как агитация, пропаганда и политическая реклама, тем не менее, не упоминают такого важного понятия, как политическая реклама, вследствие отсутствия законодательной дефиниции политической рекламы, что приводит к тому, что данное понятие понимается различным образом, что порождает в свою очередь конфликтные ситуации в правоотношениях, связанных с политической рекламной деятельностью. Данную проблему не в состоянии решить и Закон КР «О рекламе» [8], который, несмотря на успешное выполнение им роли базового нормативного акта рекламного законодательства, делает, тем не менее, в п. 6 ст. 1 оговорку, что «настоящий Закон на политическую рекламу не распространяется», что, по сути, означает, что все меры, предусмотренные им по защите граждан от недостоверной, недобросовестной, неэтичной и скрытой рекламы, не распространяются политическую рекламу, а затрагивают только коммерческую. Поэтому не следует недооценивать те проблемы и опасности, которые возникают в связи с правовым регулированием политической рекламы. Совершенно очевидно, что необходима четкая регламентация политической рекламы, и проблема состоит в том, в рамках какого именно нормативного правового акта надлежит осуществлять регулирование политической рекламы. Решение данной проблемы лежит, по нашему мнению, через принятие нового Закона КР «О политической рекламе», либо оно возможно в рамках Конституционного закона КР «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР» и Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей».

В настоящее время пробелы, связанные с законодательными пробелами, компенсируются подзаконными нормативными актами. К примеру, инструкциями ЦИК КР, что служит дополнительным подтверждением преобладания ограничительной трактовки политической рекламы, которая истолковывается как информационный инструмент, использование которого не выходит за пределы предвыборной кампании.

По нашему мнению, в Кыргызстане законодательство о финансировании избирательных кампаний способно и должно выполнять одновременно две задачи: во-первых, создавать соответствующие правовые условия и возможности для самостоятельного финансирования собственных избирательных кампаний кандидатами, политическими партиями и избирательными объединениями; во-вторых, ограничивать, препятствовать правовыми средствами слиянию власти, бизнеса и криминалитета.

Под финансированием выборов следует понимать «все действия, направленные на прямое и косвенное финансовое и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов и не ограниченные рамками избирательных кампаний» [17, c. 146], в то время как под финансированием избирательной кампании – финансирование организационно-технической, агитационной и иной деятельности кандидатов, политических партий в период их избирательной кампании, которая направлена на избрание соответствующего кандидата (списка кандидатов).

Общее финансирование политических партий отличается от финансирования их избирательных кампаний в первую очередь тем, что оно не ограничено временными рамками избирательной кампании, кроме того, менее детализировано и ограничительно, оно не регулируется избирательным законодательством. Денежные средства, предназначенные для общего финансирования политической партии, могут быть распределены таким образом, что значительная их часть будет направлена и на прямое финансирование ее избирательной кампании.

Прямое финансирование избирательной кампании политической партии (избирательного объединения), а также кандидатов по общему правилу может осуществляться только через избирательный фонд, представляющий собой публично-правовое образование строго целевого назначение и временного характера [12, c. 447]. Правовое регулирование владения, пользования и распоряжения избирательным фондом осуществляется на основе норм избирательного и финансового права.

В ст. 62 Конституционного закона КР «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР» определен правовой статус избирательных фондов политической партии. В инструкциях ЦИК КР [9] определяется порядок формирования и расходования денежных средств избирательных фондов на выборах.

Законодательством определяется исчерпывающий перечень источников формирования избирательных фондов, образуемых из собственных средств кандидата, средств, выделенных кандидату политической партией, выдвинувшей его, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также из средств, выделенных партией в случаях, предусмотренных законом. С другой стороны, круг субъектов, которые вправе участвовать в формировании средств избирательных фондов, а также размеры средств, перечисляемых в избирательные фонды, не должны выходить за определенные пределы. Законом четко оговариваются и таким образом ограничиваются источники, из которых можно производить финансирование политических партий, в то время как в Законе КР «О политических партиях» такие ограничения не установлены. К тому же не существует четких норм, касающихся прозрачности происхождения собственных средств партий, порядка предоставления счетов о доходах/расходах партии. Внешне все выглядит таким образом, как будто собственные средства у партий возникают непосредственно перед выборами. В данной связи возникают дискуссии по поводу государственной поддержки, которые поднимают, как правило, «небогатых» и не прошедших в парламент партий, в то время как крупные «финансово успешные» партии предпочитают поднимать проблему недостаточности избирательного фонда.

Проблема государственного финансирования избирательных кампаний политических партий является одной из наиболее дискуссионных. Как считает Ю.Л. Юдин: «Финансовая поддержка государства становится особенно необходимой в современных условиях, когда активное участие в политической жизни, и прежде всего в избирательном процессе, требует все больших материальных затрат, на которые не хватает ни собственных средств партий, ни добровольных частных пожертвований, особенно где процесс становления партий, реальной многопартийности находится на начальной стадии» [17, c. 165].

С другой стороны, участие государства в формировании избирательных фондов определенным образом стимулирует некоторые политические партии участвовать в выборах только за тем, чтобы получать бюджетные средства. Другим отрицательным моментом публичного финансирования избирательных кампаний политических партий является «увеличение нагрузки на бюджет, создание для власти легальных каналов “подкармливания” оппозиции в обмен на ее лояльность и угроза интеграции последней в систему. … данная идеология уравнительного финансирования является компромиссной, актуальной для переходного периода, когда общество еще не сформировало органической модели сочетания частного и публичного финансирования избирательных кампаний» [16, c. 207].

Прозрачность финансирования избирательных кампаний «является важнейшим условием контроля за законностью финансовых операций, которые осуществляются кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками» [14, c. 212]. Прозрачность формирования избирательных фондов достигается за счет того, что банковские или иные учреждения (перечень которых в соответствии с ч. 6 ст. 41 Закона, а также порядок открытия, ведения счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов по согласованию с банковскими или иными учреждениями устанавливается ЦИК КР), выступающие в качестве держателей специального избирательного счета зарегистрированного кандидата, политической партии, обязаны еженедельно, или по требованию ЦИК КР в течение 24 часов, предоставлять информацию в ЦИК КР о поступлении и расходовании средств, находящихся на счете. Данная информация по мере ее поступления должна быть обязательно размещена на официальном сайте ЦИК КР. В свою очередь, в соответствии со ст. 42 Закона, кандидат, избирательное объединение должны представить в соответствующую избирательную комиссию и в контрольно-ревизионную группу при ЦИК КР информацию о размерах своего избирательного фонда, об источниках его формирования и о расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. Нарушение порядка и правил финансирования избирательной кампании влечет к тому, что политическая партия несет ответственность, которая выражается главным образом в том, что ей отказывают в регистрации выдвинутого ею кандидата (списка кандидатов), что, однако, не исключает применения к ней административной и уголовной ответственности.

В Кыргызстане конституционно-правовое регулирование участия политических партий на разных стадиях избирательного процесса должно быть строго подчинено принципам избирательного права, которые должны находиться в неразрывном единстве для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для свободного волеизъявления избирателей, имея в виду, что результаты выборов являются, по сути, электоральной оценкой всей совокупности действий, усилий, а также уловок или махинаций каждой политической партии и лиц, борющихся за власть.

На стадии предвыборной агитации, учитывая коллективную волю государств, которая выражается через международный институт избирательного права, наряду с национальным должен существовать международный механизм контроля за принятием необходимых законодательных и других мер, обеспечивающих избирательный процесс, за установлением беспристрастного, нейтрального и сбалансированного порядка организации и проведения выборов, исключающим диаметрально противоположные оценки выборов, исходящие от международных миссий наблюдения, Европарламента и ОБСЕ – с одной стороны, и Исполкома СНГ – с другой. В данной связи необходимо уделить внимание все возрастающей проблеме экспорта «цветных революций», которые имели место в ряде постсоветских республиках, в том числе в Кыргызстане.

Исторически сложившийся экономический разрыв, возникший между ведущими западными и бывшими социалистическими странами, позволяет первым направлять значительные средства на формирование и поддержку демократических институтов в последних, что в определенной мере оправдано. Однако, когда «помощь» для проведения предвыборных мероприятий оказывается только определенным политическим партиям и организациям, а также лицам, которым непонятно кем и как отведена роль «локомотивов демократии» в том или ином государстве, то это вызывает множество вопросов, поскольку искажает и деформирует смысл демократических преобразований, не говоря уже о негативных последствиях насаждения «демократического» режима в ряде постсоветских государств и так называемой «арабской весне».

Анализ практики правового регулирования предвыборной агитации и политической рекламы в таких государствах, как Великобритания, Германия, Бельгия, Ирландия и Испания, подводит к выводу, что этих странах проблемам подачи политической информации, ее распространению среди граждан уделяется серьезное внимание, при этом к политической рекламе, как и материла, их которого она формируется, предъявляются жесткие требования, потому что она оказывает влияние и на формирование общественного правового сознания.

Следует отметить, что в последние годы избирательные кампании в ряде европейских государств стали приобретать все более острый и напряженный характер, иногда напрямую затрагивая основы конституционного строя, ставя их под сомнения ростом правонарушений, социальной напряженностью и возникновением угроз безопасности государства. Убедительным примером этому могут служить факты, связанные с проникновением криминалитета в органы государственной власти, победой на выборах партий националистического толка. В данной связи особую актуальность приобретает проблема обеспечения эффективности правового регулирования предвыборной борьбы и безопасности выборов.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 года [11], Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, принятая в Париже 26 марта 1994 года [2] и ряд других актов, признанные Кыргызской Республикой, составляют международно-правовую основу, на которой обеспечивается безопасность избирательных кампаний.

Конституционно-правовое регулирование участия политических партий на разных стадиях избирательного процесса в Кыргызстане должно основываться на неразрывном единстве принципов избирательного права с целью создания максимально благоприятных условий для свободного волеизъявления избирателей, имея в виду, что результаты выборов являются, по сути, электоральной оценкой всей совокупности действий, усилий, а также уловок или махинаций каждой политической партии и лиц, борющихся за власть.

На сегодняшний день финансирование избирательных кампаний политических партий должно осуществляться путем: 1) отказа от прямого целевого государственного финансирования избирательных кампаний политических партий; 2) рационального сочетания государственного и негосударственного целевого финансирования; 3) введения обязательности формирования на выборах избирательных фондов; 4) установления обязательного перечня источников формирования средств избирательного фонда; 5) установления предельной величины средств избирательного фонда; 6) установления целевого характера использования средств избирательного фонда; 7) установления прозрачности финансовой деятельности политических партий на время избирательной кампании; 8) установления обязательности политических партий предоставлять финансовые отчеты; 9) установления ответственности за нарушение порядка и правил финансирования избирательной кампании.

Существующие на сегодняшний день международные правовые нормы, определяющие только общие черты и принципы для внутригосударственного правового регулирования избирательных процедур, оставляют национальным законодателям достаточно широкую свободу для законотворчества по вопросам, связанным с организацией и проведением выборов, а также с установлением гарантий по защите избирательных прав граждан.

В Кыргызстане в настоящее время не используются в полной мере и объеме возможности, предоставляемые международным правом и сложившейся международной практикой, для допустимого ограничения избирательных прав, в том числе в вопросах, связанных с регламентацией избирательных процедур, с последовательным соблюдением в законодательной деятельности международных обязательств, взятых на себя. В целом, данный подход вполне оправдан, так как процессы, протекающие в современном мировом сообществе, особенно же на региональном уровне, четко говорят в пользу усиления роли международного права в вопросах, связанных с демократией и выборами. В данной связи законодатель, закладывая правовую основу электоральных институтов в Кыргызстане, должен не упускать из вида законодательства стран с развитой демократией стран и те новеллы международного права, которые имеют отношения к исследуемой проблеме.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс [Электронный ресурс]: закон Кырг. Респ. от 8 мая 1996 г. № 15 (в ред. Законов Кырг. Респ. от 29 апр. 1997 г. № 29; 5 окт. 1997 г. № 76; 2 дек. 1998 г. № 148; 2 июня 1999 г. № 43; 21 июля 1999 г. № 83; 27 нояб. 1999 г. № 131; 18 янв. 2000 г. № 24; 29 сент. 2000 г. № 79; 28 июня 2001 г. № 61; 21 янв. 2002 г. № 9; 22 июня 2002 г. № 109; 17 февр. 2003 г. № 38; 17 февр. 2003 г. № 39; 27 марта 2003 г. № 65; 15 нояб. 2003 г. № 222; 11 марта 2004 г. № 20; 4 июня 2005 г. № 70; 28 февр. 2007 г. № 28; 1 марта 2007 г. № 30; 31 июля 2007 г. № 121; 19 марта 2008 г. № 24; 23 мая 2008 г. № 95; 2 июня 2008 г. № 107; 6 декабря 2016 года N 207, 16 декабря 2016 года N 208) // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
  2. Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, [Электронный ресурс]: принята 26 марта 1994 года на 154-й сес. Совета Межпарламент. Союза в Париже. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml. – Загл. с экрана.
  3. Дмитриев, Ю.А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: учебное пособие / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян, С.Ю. Чудина. – Иркутск: Изд-во «ИП Макаров С.Е.», 2001. – С.361.
  4. О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: конституц. Закон Кырг. Респ. от 5 июля 2011 г. (в ред. конституц. Законов КР от 25 ноября 2011 года N 221, 23 апреля 2015 года N 88, 5 июня 2017 года N 96, 8 августа 2019 года N 116) // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
  5. О выборах депутатов местных кенешей [Электронный ресурс]: закон Кырг. Респ. от 14 июля 2011 г. № 98 (в ред. Законов Кырг. Респ. от 12 окт. 2011 г. № 170; 6 июля 2012 г. № 99; 3 авг. 2012 г. № 149; 12 окт. 2012 г. № 172; 14 февр. 2013 г. № 16) // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
  6. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: закон Кырг. Респ. (в ред. Законов Кырг. Респ. от 8 мая 1993 г. № 1228-XII; 22 февр. 2013 г. № 29) // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
  7. О политических партиях [Электронный ресурс]: закон Кырг. Респ. от 12 июня 1999 г. № 50 // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
  8. О рекламе [Электронный ресурс]: закон Кырг. Респ. от 24 дек. 1998 г. № 155 (в ред. Закона Кырг. Респ. от 25 июля 2012 г. № 123) // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
  9. Об утверждении Инструкции «О порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]: постановление Центр. избират. комис. Кырг. Респ. от 15 июля 2011 г. № 30 // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
  10. Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: принята референдумом (всенарод. голосованием) 27 июня 2010 г.(в ред. Законоа Кр от 26.12.2016 г.) // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
  11. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) [Электронный ресурс]: (с изм. и доп. от 21 сент. 1970 г.; 20 дек. 1971 г.; 1 янв, 6 нояб. 1990 г.; 11 мая 1994 г.). – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
  12. Князев, С.Д. Российское избирательное право: учеб. / С.Д. Князев. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. – 447 с.
  13. Уголовный Кодекс [Электронный ресурс]: закон Кырг. Респ. от от 2 февраля 2017 года № 19 (ввод. в действие Законом КР от 24 января 2017 года № 10 с 1 января 2019 года, в редакции Закона КР от 15 мая 2019 года N 62) // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
  14. Малабаев, Б.Н. Конституционно-правовые основы избирательной системы Кыргызской Республики / Б.Н. Малабаев. – Бишкек: Бишкектранзит, 2005. – С.212.
  15. Мостовщиков, В.Д. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / В.Д. Мостовщиков. – Екатеринбург, 1998. – С.8.
  16. Романов, P.M. Понятие и сущность парламентаризма / Р. М. Романов // Социал.- полит. журн. – 1998. – № 4. – С. 207.
  17. Юдин, Ю.А. Политические партии и право в современном государстве / Ю.А. Юдин. – М.: Изд. группа «Форум-ИНФРА-М», 1998. – 146 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: