УДК 821.512.154

Драматический жанр и современная кыргызская драматургия

Кубатбек кызы Мээрим – магистр Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына.

Аннотация: В данной статье были исследованы особенности жанра современной киргизской драматургии и его значения в рамках выбранного литературного направления. По результатам проведенного исследования было определено: большинство драматических сюжетов в рассмотренных автором произведениях посвящено описанию острых социальных конфликтов. Данную отличительную черту, можно объяснить тем, что через социальный конфликт проявляется внутренняя борьба героев, выражается столкновение их стремлений и злого рока, которое приводит их как к гибели, так и к победе. Персонажи действуют на сцене как будто бы независимо, и зрителю предоставляется возможность самостоятельно сделать выводы об увиденном, в связи с чем отношение к данному жанру в Киргизии не всегда однозначное.

Ключевые слова: Драма, конфликт, герои, сюжет, эпика, жанр, лирика, автор, искусство, сцена, зритель.

Во многих отношениях драма чрезвычайно близка эпосу. С литературной точки зрения, драма есть не что иное как эпическое произведение (роман или повесть), которому, однако, присуща характерная именно для этого жанра особенность: в драме, как правило, не присутствует фигура рассказчика. «Драматические герои большею частью проще в себе, чем эпические образы» [3].

Если читатель эпического произведения «смотрит» на мир глазами рассказчика, который, в свою очередь, показывает читателю людей и события такими, какими они ему представляются, пользуясь при этом удобной ему речевой манерой, то в драме такой посредник отсутствует. Персонажи драмы предстают перед зрителем «без посредников», предоставляя ему право самому судить о том, как они переживают те или иные события и реагируют на них.

То обстоятельство, что задачей драмы является описание жизненных противоречий, сказывается на том, что её развитию не характерна постепенность, чего нельзя сказать об эпосе или лирике. В периоды, когда общественная жизнь развивается достаточно спокойно, популярность драматического жанра несущественна. Напротив, в периоды, когда общественные отношения накаляются, драма выходит на первый план, её популярность существенно возрастает. Поскольку в драматургических сюжетах преимущественно находят отражение острые жизненные конфликты, постольку для них наиболее характерно описание моральных исканий и внутренней борьбы, с которыми сталкиваются персонажи повествования. Зачастую данные трудности заканчиваются для персонажей плачевно.

Как известно, ещё в античности выделяли две основные формы драматического жанра: трагедия и комедия. Происхождение этих терминов относится к периоду, когда искусство еще не было выделено в отдельное направление культуры и относилось к религиозным обрядам.

Как писал Горький: «Драма требует сильных чувств» [4]. Построение драматического образа отличается от лирического и эпического в первую очередь с точки зрения его родовых особенностей, а именно разницы в изображении индивидуальных черт, но и с точки зрения разницы средств, которые применяются для их создания. Это различие связано с театральностью, которой обусловлена исключительность драматического образа, крайне расширяя вероятность его конкретизации.

Драма является средней эпической формой, вследствие чего театральная постановка или экранизация драмы наподобие большой эпической формы, в частности романа, априори не может увенчаться успехом. Однако следует также отметить, что отсутствие рассказчика, по мнению автора, неизбежно ведет к «добавочной грубости» произведения, так как из него исчезают на первый взгляд неуловимые, но в то же время чрезвычайно важные для читателя оценочные суждения, которые автор дает своим персонажам через рассказчика.

Однако автор считает необходимым определить вопросы, встающие перед читателем при изучении литературного аспекта драмы и только те, что связаны с анализом идеи и темы, определенными характерами, воплощающими в себе идейно-тематическую основу произведения, сюжетом, языком, который предпочитают использовать персонажи, т.е. ряд литературных явлений, изучением которых занимается литературоведение.

По мнению автора, важнейшая задача драматического искусства на современном этапе – это художественное постижение характера не только правдивого, но и крупного, масштабного, выражающего коренные запросы нашего общества. С решением этой задачи во многом связана новая природа драматического конфликта, раскрывающего общие социальные и нравственные закономерности нынешнего развития. Это, в частности, конфликт, в основе которого лежит напряженная борьба чувств героев; пространные ключевые монологи героев, воспринимаемые как лирические отступления; многочисленные авторские ремарки, подчеркивающие эмоциональность диалогов, монологов, реплик действующих лиц; монтажная композиция пьесы; наличие образа автора как лирического субъекта. Литературная сценичность – это качество пьесы, проявление мастерства драматурга, степень овладения им сценическими законами. Интенсивные художественные искания характеризуют также драму бытовую, психологическую, где внутренние переживания героев тесно соприкасаются с конкретной социальной реальностью и находят свое выражение в острых жизненных коллизиях. Проблема нравственного выбора является сегодня центральной темой многих драматических произведений, посвященных обществу.

О сегодняшнем положении драмы в литературном искусстве Киргизии литературовед О. Ж. Кулмамбетов писал следующее: «Сегодня в Кыргызстане пьесы пишутся очень редко. Со времен начала действия суверенитета Кыргызстана – с начала 90-х годов 20 века – драматургия стала непрестижной профессией. Молодое поколение практически не интересуется ею. Этому есть самые прозаичные причины. Ни театры (любой формы собственности), ни государственные органы не стали платить гонорары авторам. Более того, часто драматург сам ищет спонсоров для театра, чтобы его пьеса увидела свет рампы. Одним словом, быть драматургом в Кыргызстане стало канительным делом» [5].

Но несмотря на это автор хотел бы перечислить некоторые произведения драматического жанра, которые максимально точно передают все перипетии на пути современных киргизстанцев, которые в поисках лучшей жизни и благополучия нередко уезжают заграницу. К таким произведениям относится, например, пьеса «Челноки» К. Зарлыковой. Некоторые пьесы Ж. Озубекова, такие как «Карагыз» и «Сеть», часто затрагивает тему проблем современного киргизского общества. Пасторальная идиллия современных сёл стала объектом восхваления в пьесах Э. Токтомушевой, в которых она стремится противопоставить киргизское горное село жизни в городе.

Один из величайших драматургов киргизской литературы - Мар Ташимович Байджиев. Он – всесторонне одаренная творческая натура: писатель-билингв, прозаик, сценарист, режиссер театра и кино, переводчик, манасовед, но прежде всего – драматург. Его пьесы получили союзное, европейское и мировое признание, ставились в трех московских театрах, вошли в репертуар более ста театров Советского Союза, а также театров Германии, Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Австрии, Швеции, Финляндии, Монголии, Канады, Коста-Рики и других стран. Более того, они обрели новую жизнь в других видах искусства: в кино, на телевидении, в опере и балете.

Итак, в целом можно отметить низкий уровень заинтересованности драматургией киргизских молодых артистов, вызванной финансовой стороной. Наряду с этим, в Киргизии живет широко известный во всем мире драматург; ставятся драматические спектакли, вскрывающие острые социальные конфликты. Не смотря на существующие проблемы, драматургия находит своих последователей в Киргизстане и развивается.

Список литературы

  1. Артыкбаев К. Кыргыз совет адабиятынын тарыхы. Фрунзе: Мектеп, 1982. 518 с.
  2. Артыкбаев К. ХХ кылымдагы кыргыз адабиятынын тарыхы: Бишкек: “ТАС” ЖЧК, 2004. 656 с.
  3. Гегель Соч., т 12. Москва.1938. 243 с.
  4. Горький А.М. Несобранные литературные критические статьи. М.1941. 145стр).
  5. Кулмамбетов О.Ж.Кыргызская драматургия как зеркало современной жизни Кыргызстана. «Новая литература Кыргызстана». 2013.
Интересная статья? Поделись ей с другими: