УДК 37.338

Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5-6 классах

Чан Тхи Тхюи Нга – Винь университет, Вьетнам.

Аннотация: В этой статье рассматриваются особенности применения различных форм и методов проведения и организации гимнастики в 5–6 классах.

Ключевые слова: Методы, физкультура, образование, гимнастика, группы упражнений.

Развитие образовательной кампании является одной из задач образования и физического развития по содействию всестороннего развития детей дошкольного возраста. С физиологической точки зрения движение - это изменение положения человеческого тела, когда в этом процессе задействуются мышцы, кости и нервная система. Спортсмен (как начинающий, так и профессиональный) создает условия для развития человеческого тела во многих различных аспектах. Воздействие образовательной деятельности, направленной на развитие молодых спортсменов, которые изучаются, отбираются и организовываются, позволяет достичь образовательных целей.

Физкультура является одной из важных составляющих образования в школах. Она позволяет молодому поколению Вьетнама развивать свои интеллектуальные способности, а также богатый духовный мир и моральную чистоту. В процессе занятий физкультурой, предназначенной для детей дошкольного возраста, задача была выполнена посредством физического воспитания в самых разных формах.

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармоничного физического воспитания людей. Являясь учебно-педагогической дисциплиной, гимнастика имеет свое содержание, теорию, историю, область научных исследований. Она преподается в специальных учебных заведениях: лицеях, колледжах и институтах физического воспитания и спорта. С этих позиций гимнастика представляет собой учебную дисциплину с ярко выраженной профессиональной направленностью, значительной частью профилирующей подготовки педагогов по физической культуре, направленной на формирование целостной системы знаний, способностей и качеств; создание соответствующей системы «преподавание–обучение–оценка»; формирование педагогического мастерства у студентов. Именно поэтому ей занимаются в детских садах, средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях различного профиля, в армии и на производстве.

Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние на работу жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают общее состояние человека и его фигуру. Гимнастика благотворно влияет на формирование личности.

1. Характеристика основных групп упражнений

Строевые упражнения – несложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время выполнения упражнений. Самостоятельное значение имеют при приобретении навыков ритмичных согласованных действий, при ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков правильной осанки.

Общеразвивающие упражнения – несложные движения, которые применяются для всестороннего развития организма, развития функциональных возможностей, воспитания «школы движений» и т.п. Такие упражнения можно выполнять без предметов, с предметами и отягощениями, на снарядах и тренажерах, на месте и в движении, одному или вдвоем.

Акробатические упражнения – весьма действенное средство развития двигательных способностей, координации, ловкости, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и кувырки через голову, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность их постоянного усложнения позволяет использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. К акробатическим упражнениям относятся: прыжки, балансирования, вольтижные элементы, выполняемые индивидуально, парами, втроем, вчетвером, а также групповые пирамиды.

Прыжки в гимнастике делятся на простые и опорные и характеризуются выраженной фазой полета. Опорные прыжки представляют собой движения, целью которых является преодоление препятствия с промежуточной опорой на руки. Прыжки служат прекрасным средством формирования прикладных умений и навыков, развития ловкости, прыгучести, быстроты, воспитания волевых качеств личности – смелости, настойчивости, целеустремленности, силы воли.

Для упражнений на гимнастических снарядах характерна необычность условий опоры и особенные телодвижения, обусловленные конструкцией данных снарядов. Упражнения на снарядах многообразны по форме, степени сложности, характеру воздействия на организм и доступны лицам разного пола, возраста, уровня физической подготовки.

Прикладные упражнения включают в себя: разновидности ходьбы, бега, метаний, лазаний, переползаний, переноски грузов, упражнения для улучшения равновесия. Для данной группы упражнений характерно следующее: менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи, что способствует формированию умений и навыков активного взаимодействия с окружающей средой. Прикладные упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.

Вольные упражнения – это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции и выполняемых в сочетании друг с другом, в соответствии с гимнастическим стилем. ВУ выполняются в более простых и естественных условиях, чем, например, упражнения на снарядах, в связи с чем их применяют для знакомства с характеристиками движений и овладения их школой, а также для воспитания в себе силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Упражнения художественной гимнастики – это специфические элементы, выполняемые без предметов и с предметами. Они носят динамический, танцевальный характер, тесно связаны с музыкой и предназначены для воспитания в себе гибкости, пластичности, выразительности, координации, улучшения равновесия.

2. Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах

2.1 Методические особенности основной гимнастики в 5–6 классах

Основная гимнастика широко применяется во всех школьных и дошкольных учреждениях, средне специальных и высших учебных заведениях, и включает в себя несложные упражнения, направленные на общее и всестороннее развитие организма и подготовку к занятиям различными видами спорта.

Методические особенности основной гимнастики таковы:

- Возможность относительно избирательно воздействовать на отдельные группы мышц и части тела.

- Возможность с помощью одних и тех же упражнений решать различные задачи физического воспитания.

- Возможность постоянно усложнять двигательные действия, обучая одним и тем же упражнениям.

- Возможность вариативно регулировать физическую нагрузку.

2.2 Методы организации учащихся на уроках гимнастики в 5–6 классах

В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. На практике существуют следующие методы:

1) фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одновременно;

2) сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно занимающихся учеников может быть от 3–4 до 10–15;

3) индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;

4) поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.); если упражнение начинается с одной стороны или с одного конца снаряда и заканчивается на другом, то на снаряде может находиться сразу несколько человек;

5) поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой, без пауз, выполняет упражнение;

6) игровой.

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

- Благодаря своим методическим особенностям гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ей занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля.

- Гимнастика также выступает в качестве научной дисциплины и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.

- В процессе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В 5–6 классах желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.

- Наиболее оптимальные формы проведения гимнастики в 5–6 классах: общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах, упражнения на освоение опорных прыжков, акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения с обручем, мячом, длинной и короткой скакалкой и др.

- Чрезвычайно важным для уроков гимнастики является возможность предупреждения травм, так как выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах связано с риском. Основные причины травм: несоблюдение методики обучения и организации занятий, отсутствие дисциплины на уроке, небрежная подготовка мест для занятий, неисправный инвентарь, плохо организованная страховка и помощь.

Список литературы

1. Васильков В.Г. Методика преподавания гимнастики в 5–8 классах. М., 1963.

2. Гимнастика и методика преподавания / Сост.: Е.М. Филиппенко, В.В. Абрамова, Л.А. Батуева. – Тирасполь, 2006.

3. Каминский О.А. Физическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие / О.А. Каминский, Т.В. Волосникова, С.О. Филиппова. - М.: ИЦ «Академия», 2008.- 224 с.

4. Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г.Б. Мейксона и Л.Е. Любомирского. М., 1989.

5. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технологии обучения в высшей школе. / Под ред Д.В. Чернилевского. – М.: "Экспедитор", 1996. – 228 с.

6. Путеводитель по организации мероприятий для развития детей в дошкольных учреждениях. Нгуен Ба Минь, Образовательное издание, Вьетнам, 2014.

Интересная статья? Поделись ей с другими: