Возвращение к прямым выборам глав регионов: «за» и «против»
Лебедева Илона Дмитриевна – студентка Югорского государственного университета. (г. Ханты-Мансийск)
Аннотация: В данной статье произведена попытка приведения положительных и отрицательных сторон порядка назначения глав регионов в сравнении с прямыми выборами.
Ключевые слова: Высшее должностное лицо региона, порядок вступления в должность, управленческая эффективность.
В связи с изменением порядка вступления в должность высшего должностного лица субъекта федерации, а именно возвращение к прямым выборам глав регионов, вновь становится актуальной проблема так называемой управленческой эффективности глав субъектов федерации.
Порядок назначения глав регионов с точки зрения эффективности управления оправдал себя. Это подтверждает улучшение социально-экономической ситуации в ряде регионов. В доказательство приведем ряд экономических показателей по регионам, непосредственно касающихся населения (электората), которые приобрели положительную динамику с приходом «назначенцев» (таблица 1).
С политической точки зрения назначение способствует укреплению вертикали власти, созданию единого управленческого пространства, прежде всего, в экономической сфере.
Система назначения не требует мощных финансовых вливаний на организацию и проведение выборов.
Что касается преимущества выборной системы, это подотчетность народу и наличие так называемой «истинной» демократии (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании).
Таким образом, высшее руководство страны, вернувшись к прямым выборам, скорее всего, предполагало снять с себя ответственность за ошибки назначенцев. Но с точки зрения эффективности управления будет ли порядок прямых выборов эффективнее назначения, вопрос спорный, время покажет.
Таблица 1. Динамика основных социально-экономических показателей по субъектам РФ (выборочно) в период выборного характера губернаторской должности (2006-2007 гг.) и в период действия порядка назначения губернаторов (2011 г.)
Субъект федерации |
Показатели |
|||||
Величина прожиточного минимума, руб. |
Минимальный размер оплаты труда, руб. |
|||||
2006-2007 |
2011 |
Прирост (+,-) 2011/2007 |
2006-2007 |
2011 |
Прирост (+,-) 2011/2007 |
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
5748 |
9126 |
+3378 |
6850 |
9 415 |
+2565 |
Челябинская область |
3878 |
6011 |
+2133 |
1400 |
4611
|
+3211 |
Новосибирская область |
4530 |
7003 |
+2473 |
4370 |
7800
|
+3430 |
Красноярский край |
4544 |
7523 |
+2979 |
2637 |
5095
|
+2458 |
Республика Тыва |
4276 |
6522 |
+2246 |
1325 |
4611 |
+3286 |
Республика Ингушетия |
3437 |
5216 |
+1779 |
1400 |
4611
|
+3211 |
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011) гл.3-4
3. Указ Президента РФ от 28.06.2007 N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской федерации»
4. Штукина Т.А. Региональное политическое лидерство в современной России // Вестник МГУ: Политические науки. – 2008. - №1. - С.79-88.
5. Губернаторы. RU: информационно-аналитический ресурс // www.governors.ru