Социально-психологические факторы влияющие на дезадаптацию пациентов

Бондарев Николай Васильевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, заведующий отделением Городской психиатрической больницы № 3 им. И.И. Скворцова – Степанова. (г.Санкт-Петербург)

Аннотация: В статье представлены результаты исследования позволившего выявить социальные факторы влияющие на дезадаптацию лиц вовлеченных в деятельность новых религиозных движений, а также представлены данные характеризующие преморбидные черты личности пациентов. В работе использовался как клинико-психопатологический метод исследования, так и результаты проведенного психологического тестирования.

Ключевые слова: Социальные факторы, дезадаптация, преморбидные черты личности, новые религиозные движения, психологические тесты.

Проблема  новых   религиозных  движений (НРД) становится  актуальной  в США, а затее  и  в  Западной  Европе, с  середины  прошлого  столетия. Специалистами  делалась  попытка  терминологического  разделения  данных  групп: НРД, культ, секта, харизмати¬ческая  группа. Предлагалось  закрепить  одни  названия  за  деструктивными   группами, другими  обозначать  более  лояльные  к  социуму  объединения. В  настоящие  время  разные  авторы отдают  предпочтение  тем  или  иным  терминам  или  же  вводят  собст¬венные.

Общественное  мнение  привлекли  негативные  изменения, которые  происходили  с  вовлеченными  в  культы. Прежде  всего,  это  касалось  молодых  людей, так  как  именно  они  в  большей  мере  подвержены  влиянию  сект. Поэтому  первыми  кто  забил  тревогу,  были  родители,  фактически  потерявшие своих  детей (необязательно  несовер-шеннолетних). Успе¬вающие  студенты  колледжей  бросали  учебу, чтобы  стать  приверженцами  той  или  иной  секты, с  полным  подчинением  ее  лидеру. У  вовлеченных  в  культ  наблюдалось  быстрое (иногда  за  1 – 2 месяца) изменение  жизненных  взглядов, разрыв с  социальным  окружением, потеря  критического  мышления, часто  присоединялись  проблемы  с  фи¬зическим  здоровьем. В  дальнейшем  последователь  секты  мог  переехать  в  общину  религиозной  организации, переставал  контактировать  с  родными  и  друзьями, а  потом  часто  выяснялось, что  он  отправлен  руководством  культа  в  другой  город  или  страну. После  этого  связь  с  этим  человеком  терялась  на  многие  месяцы  или  годы [7], [12], [13], [14] .

Широкое  распрастронение  новых  религиозных  культов  в  Российской  Федерации  стало  возможно    вследствие  политических  изменений  произошедших  в  стране. Параллельно  этому  меняется  отношение  к  вопросам  духовности  и  самосознания  в  широких  слоях  населения [9], [10].

С  конца  восьмидесятых  годов  ХХ  столетия  происходит  смена      со¬цио-культу¬рального  фона  в  России  и  его  феноменологическое  отражение  в  психопатологии [3], [5]. Это  сопровождается  фунда-ментальной  ломкой  общественного  сознания, мировоззрения, культуры, которая  непосредственно  или  опосредованно  от¬ражается  на  индивиду-альном  сознании  людей, на  их  духовном  и  психическом  здоро¬вье [1], [8].

Результаты исследования: учитывая недостаточность изучения психологических и социальных факторов способствующих вовлечению в современные культы, нами были обследованы более 300 пациентов принимавших участие в деятельности современных религиозных культов.

Для  исследования  личностных  черт  пациентов  применялся стандартизирован¬ный  многофакторный  метод  исследования  личности  (СМИЛ) – модификация  теста  MMPI.

В  качестве  дополнительного  был  использо¬ван  метод  включенного  наблюдения, изучение  пропагандируемой  «сектами»  литературы, уставов  современных  религиозных  культов, актов судебно-психиатрических  экспертиз.

В  личности  пациентов, сохранивших  членство  в  новых  ре-лигиозных  группах, на  первый   план, по  методике MMPI, выходят  шкалы 8-я, 4-я и 7-я. Личности  этого  круга  труднее  адаптируются  к  обыденным  формам  жизни, они  больше  ориентированы  на  свой  субъек¬тивизм  и  интуицию, чем  на  жизненный  опыт. Стрессовые  ситуации  вы¬зывают  у  них  со¬стояние  растерянности, а   защитная  реакция  выража¬ется  уходом  в  мир  мечты  и  фантазий. Форсированное психологическое давле¬ние со стороны  лидера  культа проявляется  усилением  признаков  дезадаптации. Данное  сочетание  лично¬стных  черт  повышает  риск  социальной  дезадаптации  и  снижает  успешность  коррекци¬онных  мер.

У  испытуемых, самостоятельно  покинувших “секту”, лично¬стный про¬филь опреде¬лялся шкалами 4-ой, 8-ой и 6-ой. Личность  таких  обследуемых  ха¬рактеризуется  активной  жиз¬ненной  позицией, но  мотив  достиже¬ния  ус¬пеха  не  всегда  подчиняется  кон¬тролю  рассудка  и  прояв-ляется  спонтанной  активностью, направленной  на  реализацию  сиюминутных  побуждений. Императивные  способы  воздей¬ст¬вия  по  отношению  к  этим  испытуемым   и  авторитарный  стиль  в  обще¬нии  были  воз¬можны, пока  личность  лидера  “секты” вызы¬вала  эмоции  уважения, восхищения, страха  или  “божественного”  по¬клонения. В  ситуации, когда  авторитет  лидера  начинал  коле¬баться, а  им¬перативное  давление  на  личность  не  ослабевало, лица  с  данным  профи¬лем  постепенно  выходили  за  рамки  требо¬ваний  группы, что создавало  прецедент  для  их  ос¬вобождения  от  диктата  культа.

На  основании  клинических  бесед  с  испытуемыми, сведений, полученных  в  ходе  включенного  наблюдения, стало  возможным  определить  значимые  макросоци¬альные  факторы, влияющие  на  приобщение  к  деятельности  религиозных  «сект».

Значимость  изучения  роли  макросоциальных  факторов  в  развитии  психических  расстройств  еще  более  возросла  в  последние  годы  в  условиях  переживаемого  Рос¬сией  переходного  периода [2], [4]. В  условиях  повышенной  социаль¬ной  напряженности  в  обществе  создаются  предпосылки  для  увеличения   частоты  психических  расстройств, причем  развитие  идет по  пути  «порочного  круга», так  как  рост  числа случаев  психических  и  поведенческих  расстройств  в  свою  очередь  усили¬вает  социальную  напряженность  в  популяции [6], [11].

Были  выделены  следующие  факторы:
1) Быстрый  рост  современных  религиозных  культов  с  возможностью  вовлече¬ния  в  «секту»  в  общественных  местах, учреждениях, учебных  заведениях, на  улице, дома.
2) Пропаганда  через  средства  массовой  информации  оккультно-мистических  идей, сменивших  научную  направленность  информации, способствует  формированию  магического  мышления.
3) Использование  в  целях  привлечения  новых  членов  в  религиозный  культ, средств  массовой  информации.
4) Экономическая  нестабильность, способствующая  зависимости  от  материаль¬ной  помощи  извне (для  обследуемых  было  значимо  получение  материальной  под¬держки, обещанной  многими  религиозными  организациями, особенно  иностранного  происхождения).
5) Разрушение  старых  институтов  социальной  поддержки  и  привычных  форм  общения (для испытуемых  находящихся  на  психиатрическом  учете, было  значимо  со¬кращение  на  определенном  этапе  мест  в лечебно-трудовых  мастерских).
6) Неподготовленность  традиционных  для  России  религий  противостоять  влия¬нию  деструктивных  религиозных  движений (ориентированность  традиционных  кон¬фессий  на  государственную  политику, выжидательная позиция  в плане  привлечения  новых  сторонников  своего  вероучения, а  также  нехватка  кадров  в  силу  давления  на  религиозные  институты  в  период  предшествующий     перестройки).
7) Отсутствие  у  населения  основ  религиозной  культуры  и  реализации  потребно¬сти  в  духовности  в  рамках  традиционных  религий  как  следствие  опреде¬ленной  идеологической  политики  в  предшествующий  отрезок  времени.

Микросоциальные  факторы  усиливали  дезадаптивную  роль  макросоциальных  сдвигов, происходящих  в  среде  проживания  пациентов. Различные  группы  микросо¬циума  способны  играть  как  саногенную, так  и  патогенную  роль  в  отношении  психи¬ческого  здоровья  человека. Особое  место  в  ряду  микросоциальных факторов  принад¬лежит  семье. На  момент  вовлечения  в  культ  отсутствие  семьи  отмечалось  у  78, 4 %  обследованных. Другие факторы по степени значимости распределялись следующим образом: переезд  в  другой  регион; учеба  в  чужом  городе;  болезнь  близких; патологический  тип  семьи; ситуация развода; соматическая  патология  самих  пациентов; социальный кризис.

Заключение: исследование выявляет определенные макросоциальные и микросоциальные факторы способствующие присоединению к новым религиозным группам, а также личностные черты пациентов, снижающие порог толерантности при вовлечении в культ. Исследование показывает необходимость  учитывать личностный профиль пациентов при разработке методов профилактики дезадаптации личности. По результатам работы в группу риски попадают пациенты, имеющие зависимые, ригидные, импульсивные и шизоидные черты личности. Риск дезадаптации увеличивается при «наложении» соответствующих социальных факторов.  Здесь профилактические мероприятия должны быть направлены на доступность достоверной информации о современных религиозных группах. Необходимо взаимодействие как государственных структур оказывающих психолого-психиатрическую помощь, так и общественных институтов занимающихся реабилитацией пациентов. Микросоциальные факторы также должны  учитываться при формировании методов реабилитации. Своевременное решение социально-бытовых проблем пациентов, укрепление института семьи, поддержка пациентов потерявших близких и оказавшихся в новых для себя условиях, будет являться залогом профилактики их дезадаптации.

Список литературы:

1. Берсенева  Т.А., Рычкова  В.А. Духовно-психическая  безопасность  личности: Учебно-методическое  пособие. СПб: СПбАППО, 2004.– 92  с.
2. Дмитриева  Т.Б. Социальная  и  судебная  психиатрия  как  два  самостоятельных  направления  современной  клинической  психиатрии: общее  и  отличное // Материалы  посвященные  80 – летию  ГНЦ  ССП  им. В.,П. Сербского. М., 2001. – с. 3 – 18.
3. Дмитриева  Т.Б., Иммерман  К.Л., Кондратьев  Ф.В. Социальные  факторы  и  судебная  психиатрия // в  кн.: Руководство  по  социальной  психиатрии. М.: «Медицина», 2001. – с. 315 – 340.
4. Кабанов  М.М. Проблема  реабилитации  психически  больных  и  качество  их  жизни // Социальная  и  клиническая  психиатрия. – 2001. – № 1. – с. 22 – 27.
5. Кондратьев  Ф.В. Социо – культуральный  фон  в  России  конца  XX  века  и  его  феноменологическое  отражение  в  психопатологии // Социальная  и  клиническая  психиатрия. – 1994. – № 2. – с. 135 – 139.
6. Кондратьев  Ф.В. Проблема  религиозных  культовых  новообразований  («сект»)  в  психолого-психиатрическом  аспекте. Аналитический  обзор. М.: из-во  ГНЦ  ССП  им. В.П. Сербского, 2000. – 100 с.
7. Кондратьев  Ф.В., Харитонова  Н.К., Королева  Е.В., Шамирова М.В. Влияние  деятельности  «сект»  на  здоровье  и  дееспособность  адептов  с  психическими  расстройствами // Практика  судебно-психиатрической  экспертизы. М., 2000. – сб. № 38. – с. 179 – 199.   
8. Полищук  Ю.И. Негативное  влияние  оккультизма  и  мистицизма   на  духовное  и  психическое  здоровье  населения  России // Материалы  XII  съезда  психиатров  России, М.: РОП, 1995. – с.101 – 102.
9. Сидоров  П.И., Соловьев  А.Г., Бабкин  Р.А. Социально - психологические  аспекты  сектантства // Российский  психиатрический  журнал. –  2001. – № 3. – с. 29 – 33.
10. Смирнова  Т.А., Лазько  Н.В. Судебно-психиатрическая  экспертиза  больной  шизофренией, потерпевшей  от  тоталитарной  секты «Аум  Синрикё» // Практика  суд. - психиатрической  экспертизы, М., 2002. – сб. № 40. – с. 81 – 92.
11. Сыропятов  О.Г. Тоталитарные  секты  и  психическое  здоровье  нации // Культуральные  и  этнические  проблемы  психического  здоровья. М.: ГНЦ  ССП  им. В.П. Сербского, 1995. – с. 29 – 38.
12. Balch R.W., Taylor D. Making Sense of the Heaven’s Gate Suicides // Cults, religion, and violence / edited by David G. Bromley, J. Gordon Melton. Cambridge University Press, 2002. – p. 209 – 228.  
13. Hall J.R. Mass Suicide and the Branch Dravidians // Cults, religion, and violence / edited by David G. Bromley, J. Gordon Melton. Cambridge University Press, 2002. – p. 149 – 169.
14. Tobias M., Lalich J. Captive Hearts, Captive Minds: Freedom and Recovery Cults and Abusive Relationships. Hunter House, 1994.

Интересная статья? Поделись ей с другими: