Социально-психологические факторы влияющие на дезадаптацию пациентов
Бондарев Николай Васильевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, заведующий отделением Городской психиатрической больницы № 3 им. И.И. Скворцова – Степанова. (г.Санкт-Петербург)
Аннотация: В статье представлены результаты исследования позволившего выявить социальные факторы влияющие на дезадаптацию лиц вовлеченных в деятельность новых религиозных движений, а также представлены данные характеризующие преморбидные черты личности пациентов. В работе использовался как клинико-психопатологический метод исследования, так и результаты проведенного психологического тестирования.
Ключевые слова: Социальные факторы, дезадаптация, преморбидные черты личности, новые религиозные движения, психологические тесты.
Проблема новых религиозных движений (НРД) становится актуальной в США, а затее и в Западной Европе, с середины прошлого столетия. Специалистами делалась попытка терминологического разделения данных групп: НРД, культ, секта, харизмати¬ческая группа. Предлагалось закрепить одни названия за деструктивными группами, другими обозначать более лояльные к социуму объединения. В настоящие время разные авторы отдают предпочтение тем или иным терминам или же вводят собст¬венные.
Общественное мнение привлекли негативные изменения, которые происходили с вовлеченными в культы. Прежде всего, это касалось молодых людей, так как именно они в большей мере подвержены влиянию сект. Поэтому первыми кто забил тревогу, были родители, фактически потерявшие своих детей (необязательно несовер-шеннолетних). Успе¬вающие студенты колледжей бросали учебу, чтобы стать приверженцами той или иной секты, с полным подчинением ее лидеру. У вовлеченных в культ наблюдалось быстрое (иногда за 1 – 2 месяца) изменение жизненных взглядов, разрыв с социальным окружением, потеря критического мышления, часто присоединялись проблемы с фи¬зическим здоровьем. В дальнейшем последователь секты мог переехать в общину религиозной организации, переставал контактировать с родными и друзьями, а потом часто выяснялось, что он отправлен руководством культа в другой город или страну. После этого связь с этим человеком терялась на многие месяцы или годы [7], [12], [13], [14] .
Широкое распрастронение новых религиозных культов в Российской Федерации стало возможно вследствие политических изменений произошедших в стране. Параллельно этому меняется отношение к вопросам духовности и самосознания в широких слоях населения [9], [10].
С конца восьмидесятых годов ХХ столетия происходит смена со¬цио-культу¬рального фона в России и его феноменологическое отражение в психопатологии [3], [5]. Это сопровождается фунда-ментальной ломкой общественного сознания, мировоззрения, культуры, которая непосредственно или опосредованно от¬ражается на индивиду-альном сознании людей, на их духовном и психическом здоро¬вье [1], [8].
Результаты исследования: учитывая недостаточность изучения психологических и социальных факторов способствующих вовлечению в современные культы, нами были обследованы более 300 пациентов принимавших участие в деятельности современных религиозных культов.
Для исследования личностных черт пациентов применялся стандартизирован¬ный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) – модификация теста MMPI.
В качестве дополнительного был использо¬ван метод включенного наблюдения, изучение пропагандируемой «сектами» литературы, уставов современных религиозных культов, актов судебно-психиатрических экспертиз.
В личности пациентов, сохранивших членство в новых ре-лигиозных группах, на первый план, по методике MMPI, выходят шкалы 8-я, 4-я и 7-я. Личности этого круга труднее адаптируются к обыденным формам жизни, они больше ориентированы на свой субъек¬тивизм и интуицию, чем на жизненный опыт. Стрессовые ситуации вы¬зывают у них со¬стояние растерянности, а защитная реакция выража¬ется уходом в мир мечты и фантазий. Форсированное психологическое давле¬ние со стороны лидера культа проявляется усилением признаков дезадаптации. Данное сочетание лично¬стных черт повышает риск социальной дезадаптации и снижает успешность коррекци¬онных мер.
У испытуемых, самостоятельно покинувших “секту”, лично¬стный про¬филь опреде¬лялся шкалами 4-ой, 8-ой и 6-ой. Личность таких обследуемых ха¬рактеризуется активной жиз¬ненной позицией, но мотив достиже¬ния ус¬пеха не всегда подчиняется кон¬тролю рассудка и прояв-ляется спонтанной активностью, направленной на реализацию сиюминутных побуждений. Императивные способы воздей¬ст¬вия по отношению к этим испытуемым и авторитарный стиль в обще¬нии были воз¬можны, пока личность лидера “секты” вызы¬вала эмоции уважения, восхищения, страха или “божественного” по¬клонения. В ситуации, когда авторитет лидера начинал коле¬баться, а им¬перативное давление на личность не ослабевало, лица с данным профи¬лем постепенно выходили за рамки требо¬ваний группы, что создавало прецедент для их ос¬вобождения от диктата культа.
На основании клинических бесед с испытуемыми, сведений, полученных в ходе включенного наблюдения, стало возможным определить значимые макросоци¬альные факторы, влияющие на приобщение к деятельности религиозных «сект».
Значимость изучения роли макросоциальных факторов в развитии психических расстройств еще более возросла в последние годы в условиях переживаемого Рос¬сией переходного периода [2], [4]. В условиях повышенной социаль¬ной напряженности в обществе создаются предпосылки для увеличения частоты психических расстройств, причем развитие идет по пути «порочного круга», так как рост числа случаев психических и поведенческих расстройств в свою очередь усили¬вает социальную напряженность в популяции [6], [11].
Были выделены следующие факторы:
1) Быстрый рост современных религиозных культов с возможностью вовлече¬ния в «секту» в общественных местах, учреждениях, учебных заведениях, на улице, дома.
2) Пропаганда через средства массовой информации оккультно-мистических идей, сменивших научную направленность информации, способствует формированию магического мышления.
3) Использование в целях привлечения новых членов в религиозный культ, средств массовой информации.
4) Экономическая нестабильность, способствующая зависимости от материаль¬ной помощи извне (для обследуемых было значимо получение материальной под¬держки, обещанной многими религиозными организациями, особенно иностранного происхождения).
5) Разрушение старых институтов социальной поддержки и привычных форм общения (для испытуемых находящихся на психиатрическом учете, было значимо со¬кращение на определенном этапе мест в лечебно-трудовых мастерских).
6) Неподготовленность традиционных для России религий противостоять влия¬нию деструктивных религиозных движений (ориентированность традиционных кон¬фессий на государственную политику, выжидательная позиция в плане привлечения новых сторонников своего вероучения, а также нехватка кадров в силу давления на религиозные институты в период предшествующий перестройки).
7) Отсутствие у населения основ религиозной культуры и реализации потребно¬сти в духовности в рамках традиционных религий как следствие опреде¬ленной идеологической политики в предшествующий отрезок времени.
Микросоциальные факторы усиливали дезадаптивную роль макросоциальных сдвигов, происходящих в среде проживания пациентов. Различные группы микросо¬циума способны играть как саногенную, так и патогенную роль в отношении психи¬ческого здоровья человека. Особое место в ряду микросоциальных факторов принад¬лежит семье. На момент вовлечения в культ отсутствие семьи отмечалось у 78, 4 % обследованных. Другие факторы по степени значимости распределялись следующим образом: переезд в другой регион; учеба в чужом городе; болезнь близких; патологический тип семьи; ситуация развода; соматическая патология самих пациентов; социальный кризис.
Заключение: исследование выявляет определенные макросоциальные и микросоциальные факторы способствующие присоединению к новым религиозным группам, а также личностные черты пациентов, снижающие порог толерантности при вовлечении в культ. Исследование показывает необходимость учитывать личностный профиль пациентов при разработке методов профилактики дезадаптации личности. По результатам работы в группу риски попадают пациенты, имеющие зависимые, ригидные, импульсивные и шизоидные черты личности. Риск дезадаптации увеличивается при «наложении» соответствующих социальных факторов. Здесь профилактические мероприятия должны быть направлены на доступность достоверной информации о современных религиозных группах. Необходимо взаимодействие как государственных структур оказывающих психолого-психиатрическую помощь, так и общественных институтов занимающихся реабилитацией пациентов. Микросоциальные факторы также должны учитываться при формировании методов реабилитации. Своевременное решение социально-бытовых проблем пациентов, укрепление института семьи, поддержка пациентов потерявших близких и оказавшихся в новых для себя условиях, будет являться залогом профилактики их дезадаптации.
Список литературы:
1. Берсенева Т.А., Рычкова В.А. Духовно-психическая безопасность личности: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбАППО, 2004.– 92 с.
2. Дмитриева Т.Б. Социальная и судебная психиатрия как два самостоятельных направления современной клинической психиатрии: общее и отличное // Материалы посвященные 80 – летию ГНЦ ССП им. В.,П. Сербского. М., 2001. – с. 3 – 18.
3. Дмитриева Т.Б., Иммерман К.Л., Кондратьев Ф.В. Социальные факторы и судебная психиатрия // в кн.: Руководство по социальной психиатрии. М.: «Медицина», 2001. – с. 315 – 340.
4. Кабанов М.М. Проблема реабилитации психически больных и качество их жизни // Социальная и клиническая психиатрия. – 2001. – № 1. – с. 22 – 27.
5. Кондратьев Ф.В. Социо – культуральный фон в России конца XX века и его феноменологическое отражение в психопатологии // Социальная и клиническая психиатрия. – 1994. – № 2. – с. 135 – 139.
6. Кондратьев Ф.В. Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте. Аналитический обзор. М.: из-во ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2000. – 100 с.
7. Кондратьев Ф.В., Харитонова Н.К., Королева Е.В., Шамирова М.В. Влияние деятельности «сект» на здоровье и дееспособность адептов с психическими расстройствами // Практика судебно-психиатрической экспертизы. М., 2000. – сб. № 38. – с. 179 – 199.
8. Полищук Ю.И. Негативное влияние оккультизма и мистицизма на духовное и психическое здоровье населения России // Материалы XII съезда психиатров России, М.: РОП, 1995. – с.101 – 102.
9. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Бабкин Р.А. Социально - психологические аспекты сектантства // Российский психиатрический журнал. – 2001. – № 3. – с. 29 – 33.
10. Смирнова Т.А., Лазько Н.В. Судебно-психиатрическая экспертиза больной шизофренией, потерпевшей от тоталитарной секты «Аум Синрикё» // Практика суд. - психиатрической экспертизы, М., 2002. – сб. № 40. – с. 81 – 92.
11. Сыропятов О.Г. Тоталитарные секты и психическое здоровье нации // Культуральные и этнические проблемы психического здоровья. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 1995. – с. 29 – 38.
12. Balch R.W., Taylor D. Making Sense of the Heaven’s Gate Suicides // Cults, religion, and violence / edited by David G. Bromley, J. Gordon Melton. Cambridge University Press, 2002. – p. 209 – 228.
13. Hall J.R. Mass Suicide and the Branch Dravidians // Cults, religion, and violence / edited by David G. Bromley, J. Gordon Melton. Cambridge University Press, 2002. – p. 149 – 169.
14. Tobias M., Lalich J. Captive Hearts, Captive Minds: Freedom and Recovery Cults and Abusive Relationships. Hunter House, 1994.