УДК 656.072

Пропускная способность железных дорог

Исакова Анастасия Игоревна – студент Российского университета транспорта

Аннотация: Пропускная способность является важнейшими показателем, отражающим эксплуатационную мощность различных направлений железных дорог. На нее могут оказывать влияние как организационные, так и технические факторы. В статье анализируются наиболее актуальные способы повышения пропускной способности железных дорог.

Ключевые слова: пропускная способность, железная дорога.

Международный союз железных дорог (UIC) в 2004 году опубликовал выводы о том, что нельзя однозначного определить термин «пропускная способность железной дороги». Транспортная железнодорожная структура России хорошо развита и находится по своей протяженности на 3-м месте в мире, ее опережают только США и Китай.

Роль транспортно-логистического комплекса в экономической структуре нашей страны очень весома. Расчетные мощности его инфраструктуры определяются исходя из различных факторов, среди которых: тип и состояние путей, количество перегонов и станций, возможное потенциальное развитие приоритетных направлений. В последние годы исключительно большое внимание уделяется проблеме развития технической оснащенности железнодорожной сети. В связи с этим уже произведен значительный по объему капитальных затрат комплекс работ по реконструкции и модернизации, разработаны и утверждены на правительственном уровне перспективные планы совершенствования технического оснащения железных дорог. В них обозначены главные направления проводимых мероприятий – обновление инфраструктуры, упор на энергосбережение и автоматизацию всех основных процессов, в рамках которых внедряются новые системы управления составами и современные средства автоматики, повышающие общую безопасность движения.

Традиционно под пропускной способностью железной дороги понимается следующий показатель: максималь­ное количество составов определенной длины и массы, которое возможно пропустить по какому-либо направлению за конкретный временной промежуток (сутки, час), учитывая требуемую схему движения, существующее техническое оснащение и заданное соотношение грузовых и пассажирских поездов. Пропускная способность основных железнодорожных линий рассчитывается в количестве составов за сутки, а на пригород­ных линиях – в поездах за один час.

Существует также понятие «провозная способность», означающее максимальный объем железнодорожных перевозок, который возможно освоить при имеющихся пропускной способности и ресурсах в виде вагонов, локомотивов, электрической энергии, топлива, кадров. Чтобы проверить соответствие пропускной и провозной способностей, нужно для определенных габаритов транспортного потока рассчитать потребные вагонный и локомотивный парки, число локомотив­ных бригад и другие параметры.

Одним из главных показателей является оборот вагона. В январе 2020 года в стране было не задействовано в процессе перевозок более 290 тысяч вагонов. Это привело к увеличению продолжительности оборота вагона на 1,89 суток и, следовательно, к дополнительной нагрузке на ж/д инфраструктуру.

Железнодорожные сети далеко не в полной мере обладают способностью гибкого реагирования на социально-политические изменения, из-за чего и перспективы экономических выгод зачастую тянут за собой немалое количество проблем. Сегодня протяженность так называемых «узких мест», заметно ограничивающих потенциальную пропускную способность, насчитывает 8,3 тысячи километров, то есть примерно тридцать процентов от общей протяженности основных линий российской железнодорожной сети, которые обеспечивают до восьмидесяти процентов перевозки грузов.

Структура действующего парка железнодорожного транспорта напрямую зависит от грузооборота вагона. С начала прошлого года рабочий транспортный парк увеличился на 67 тысяч вагонов, при этом на всей протяженности железнодорожной сети страны насчитывалось 678 тысяч незагруженных вагонов, что отрицательно сказывается на пропускной способности отдельных участков. В результате на узловых станциях наблюдается избыточное скопление вагонов, нарушается активное функционирование отдельных путей, через которые пропускаются и перерабатываются составы. В такой ситуации единственно возможным решением, обеспечивающим увеличение объемов погрузки, будет развитие инфраструктуры железнодорожной сети. Существующая программа мероприятий, направленных на рост провозной способности Транссиба и БАМа, также предусматривает формирование благоприятных условий для увеличения экспорта угля в направлении Юго-Восточной и Центральной Азии. При проектировании развития железнодорожных линий Восточного полигона предусматривается планомерный рост провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской ж/д магистралей и увеличение объемов погрузки за счет совершенствования и улучшения их инфраструктуры. Однако для полной реализованности указанного проекта требуется время, тогда как пропускную способность участков Восточно-Сибирского полигона необходимо увеличивать уже сейчас. На данный момент загрузка магистрали составляет порядка 90 процентов от пропускной способности, а возросший грузопоток приводит к задержкам и опозданиям составов, понижению скорости на отдельных участках дороги, ухудшению показателей эксплуатационной работы.

Решая вопросы увеличения пропускной способности на конкретных направлениях движения, важно оптимально выбирать комплекс мер для этого, учитывая сроки эксплуатации участков и размер необходимых капитальных вложений. Основной перспективный план намечает конечную цель всех мероприятий – то есть желаемое техническое состояние железнодорожной линии. На пути достижения этой цели могут реализовываться различные варианты последовательного развития магистральной инфраструктуры:

  • строительство сплошного второго пути;
  • частичное прокладывание второго пути на однопутном перегоне;
  • сооружение двухпутных вставок;
  • организация дополнительных разъездов;
  • введение объединенных составов;
  • повышение длины и массы поезда;
  • использование более мощных локомотивов;
  • удлинение приемоотправочных путей до двойной длины для пропуска объединенных составов;
  • удлинение станционных путей;
  • применение более совершенных средств для связи и сигнализации;
  • электрификация линий;
  • возведение тоннелей.

Определяя перспективу увеличения линейной пропускной способности, необходимо оптимально выстроить поэтапный план мероприятий. В качестве промежуточных мер до достижения планируемой пропускной способности участка можно рассматривать следующие:

  • строительство разъездов для сокращения расстояния между раздельными пунктами и уменьшения разрывов в графике движения составов;
  • сооружение двухпутных вставок, чтобы организовать безостановочное скрещение поездов;
  • частичное прокладывание второго пути для возвращения подталкивающих локомотивов и максимального приближения организованного движения поездов к двухпутному графику;
  • использование частично-пакетного графика одновременно со строительством дополнительных станционных путей для скрещения грузовых составов, движущихся пакетами, и обгона пассажирских поездов.

Список литературы

  1. Weidmann Ulrich. Долгосрочные перспективы развития железнодорожного транспорта до 2053 г. Innovation fur die Bahn der Zukunft – Ein Essay uber den Weg zur Bahn 2053. ETR // Eisenbahntechn. Rdsch. 2013. № 10. P. 60-63.
  2. Technikzoo in deutschen Stellwerken. VDI-Nachr. 2014. № 12. P. 31-32. URL: http://library.pgups.ru /jirbis2/images/ capacity.pdf (дата обращения05.2020).
  3. Козлов И. Т. Пропускная способность транспортных систем. М.: Транспорт, 1985. - 214 с.
  4. Макарочкин А. М., Дьяков Ю. В. Использование и развитие пропускной способности железных дорог. М.: Транспорт, 1981. - 287 с.
  5. Кокорева М., Бурмистрова С. Восточный полигон получил зеленый свет // РБК: сайт. URL: ://www.rbc.ru/newspaper/2020/02/10/5e3d83999a794763c6d0d675 (дата обращения 12.06.2020).
  6. Гозбенко В. Е., Крипак М. Н., Иванков А. Н. Совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2011. – 176 с.
  7. Распоряжение о внесении изменений в Инструкцию по расчету наличной пропускной способности железных дорог № 114/р от 24.01. 2019 г.
  8. Буракова А. В., Иванкова Л. Н. Комплексная реконструкция однопутных линий в связи с увеличением объема перевозок // Наука и техника транспорта. 2017. № 4. С. 11-14.
  9. Залогова О. И. Комплексное решение проблемы развития технического оснащения инфраструктуры магистрального транспорта. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2020. 68-76 с.
  10. Венцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1988. - 208 с.
  11. Пехтерев Ф. С., Скляднева Н. С. Перспективная грузовая база Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей // Экономика железных дорог. 2014. № 5. С. 28-34.

Интересная статья? Поделись ей с другими: