УДК 614.849

Экономические проблемы в области пожарной безопасности

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий

Цыпышева Марина Викторовна – студент Уфимского университета науки и технологий

Аннотация: В этой статье подчеркивается важность защиты жизни и здоровья людей с помощью эффективных мер пожарной безопасности. В работе излагаются меры, необходимые для повышения пожарной безопасности.

Ключевые слова: пожарная безопасность, экономика в области ПБ, влияние.

Человеческая жизнь и здоровье бесценны и должны быть защищены любой ценой. В настоящее время население планеты составляет около 7 миллиардов человек, в то время как количество пожаров составляет 7-8 миллионов в год. К сожалению, это приводит к ежегодной гибели 70-80 тысяч человек и оставляет 500-800 тысяч травмированными. В России, население которой составляет примерно 147 миллиона человек, ежегодно в результате пожаров погибает около 17-18 тысяч человек. Это означает, что примерно 25% смертей, связанных с пожарами, во всем мире приходится на Россию.

Стремительный прогресс науки и техники за последнее десятилетие привел к тому, что люди оказались окружены различными техническими сооружениями и механизмами, которые хранят потенциально опасные запасы энергии. Следовательно, существует более высокий риск для безопасности людей и имущества.

Анализируя причины чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной и экономической деятельностью человека, мы можем выделить три основных фактора, способствующих этим инцидентам. К ним относятся такие объективные факторы, как повышенная технологическая нагрузка, более высокая производственная и экономическая активность, усиленная концентрация производства и стихийные бедствия. Субъективные факторы, с другой стороны, проистекают из небрежного или неопытного подхода к мерам безопасности, а также ошибок или недочетов при проектировании, монтаже и эксплуатации объектов. Наконец, конкретные факторы включают в себя износ активов, устаревшие технологии, неадекватные методы технического обслуживания и системы защиты, которые не соответствуют требуемым стандартам.

Основной задачей российского правительства должна быть защита населения, территории и объектов национальной экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Разработка всеобъемлющей правовой базы, обеспечивающей защиту каждого человека и его имущества во время чрезвычайных ситуаций, имеет первостепенное значение для достижения этой цели.

Эффективность системы пожарной безопасности в значительной степени зависит от надежной нормативно-правовой поддержки, что особенно важно в связи с пагубным воздействием пожаров на жизни людей и экономику. Об этом свидетельствует растущее число жертв и ущерб, причиняемый пожарами, что требует постоянного совершенствования государственных нормативных актов и стандартизации в области пожарной безопасности. Эти меры необходимы для бесперебойного функционирования экономических комплексов страны и оптимизации расходов, связанных с противопожарной защитой.

При решении задачи обеспечения пожарной безопасности в нашей стране возникают различные экономические вызовы, как субъективные, так и объективные. К основным проблемам относятся:

  1. Недостаточный всесторонний анализ экономической эффективности систем пожарной безопасности.
  2. Осуществление ненужных организационных и технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, которые могут быть вызваны отсутствием анализа, упомянутого выше.
  3. Отсутствие фундаментальных экономических показателей, таких как капитальные затраты на конкретные виды оборудования в различных секторах экономики, эксплуатационные расходы и убытки, понесенные в результате пожаров и неисправностей систем пожарной безопасности.
  4. Ограниченная доступность агрегированных и объективных данных о частоте пожаров на различных объектах и установках.
  5. Ограниченное внедрение и использование экономических методов управления пожарными рисками.

Для решения этих проблем следует использовать как экономические, так и административные методы.

Экономические подходы включают:

  1. Внедрение механизмов экономической ответственности, которые состоят из набора норм. Отклонение от этих норм влечет за собой конкретные экономические санкции. Например, штрафы за превышение допустимого уровня пожарной опасности (неприемлемый риск).
  2. Использование механизмов экономического стимулирования, таких как:
  • предоставление льготного налогообложения;
  • внедрение механизмов ускоренной амортизации;
  • создание механизма оценки рисков страхования от пожара.

Механизм льготного налогообложения действует на основе соблюдения фактического и максимально допустимого уровня пожарной опасности. Если фактический уровень превышает максимальный порог, ставка налога на прибыль увеличивается. И наоборот, она уменьшается, когда уровни обратно пропорциональны. Этот механизм поощряет предприятия к повышению пожарной безопасности, поскольку высвобождает дополнительные финансовые ресурсы для расширения производства и финансирования дополнительных мер пожарной безопасности для дальнейшего снижения рисков [1].

Механизмы ускоренной амортизации также могут служить существенными мотиваторами. Этот механизм применяется в основном к основным средствам, непосредственно используемым для обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности.

Кроме того, выгодно освобождать основные средства, используемые в целях пожарной безопасности, от уплаты налога на имущество.

Реальные рыночные механизмы в области управления пожарными рисками имеют большое значение для трансформации экономической системы. Эти рыночные механизмы, которые действуют на принципах рыночной экономики и функционируют автоматически, играют решающую роль в регулировании пожарного риска.

Один из таких рыночных механизмов предполагает введение квот на уровни пожарной опасности, которые определяются рыночными ценами под влиянием механизма спроса и предложения. Этот механизм напоминает концепцию экологической лицензии, разработанную в конце 70-х годов в США, которая впоследствии стала эффективным рыночным инструментом экологического регулирования.

Другой рыночный механизм работает по принципу совместного страхования от пожара для предприятий с различным уровнем пожарного риска. В рамках этого механизма средний уровень пожарного риска определяется для всех предприятий, и те, у кого уровень риска выше среднего, выплачивают разницу тем, у кого уровень ниже. В случае пожара все участвующие предприятия поровну разделяют экономические потери. Этот механизм совместного страхования от пожара поощряет предприятия с более высоким уровнем риска стремиться к среднему уровню риска и мотивирует тех, у кого средний или более низкий уровень риска, снижать свой риск, поскольку они получают финансовые стимулы для этого через платежную систему.

Для повышения пожарной безопасности и решения экономических проблем в этой сфере необходимо принять следующие меры:

  1. Проведение регулярных программ повышения осведомленности о пожарной безопасности в школах, сообществах и на рабочих местах может помочь информировать людей об опасностях пожара и мерах профилактики. Это может включать обучение базовым навыкам пожарной безопасности, планам экстренной эвакуации и важности детекторов дыма и огнетушителей.
  2. Правительства должны внедрять и обеспечивать соблюдение надежных правил пожарной безопасности и строительных норм. Следует проводить регулярные проверки зданий, включая жилые, коммерческие и промышленные объекты, для обеспечения соблюдения стандартов безопасности. Нарушения должны наказываться, чтобы предотвратить халатность.
  3. Правительствам и местным органам власти необходимо выделять достаточные средства на хорошо оснащенные пожарные подразделения. Это включает в себя предоставление современного противопожарного оборудования, надлежащую подготовку пожарных и поддержание надежной коммуникационной сети для оперативного реагирования на пожарные инциденты.
  4. Следует регулярно проводить оценку пожарного риска для различных типов зданий и учреждений. Это включает в себя выявление потенциальных пожароопасных факторов, оценку существующих систем противопожарной защиты и разработку стратегий по минимизации рисков.
  5. Поощрение использования огнестойких строительных материалов, особенно в зонах повышенного риска, может значительно снизить распространение и интенсивность пожаров. Правительства могут стимулировать строителей и владельцев недвижимости к внедрению этих материалов и технологий с помощью налоговых льгот или других средств.
  6. Правительства могут сотрудничать со страховыми компаниями, чтобы обеспечить стимулы для владельцев недвижимости, которые уделяют приоритетное внимание мерам пожарной безопасности. Страховые взносы могут корректироваться в зависимости от уровня установленных систем противопожарной защиты, поощряя частных лиц и предприятия инвестировать в пожарную безопасность.
  7. Создание программ "Соседский дозор" и местных групп реагирования на чрезвычайные ситуации может помочь в выявлении потенциальных опасностей пожара и оказании помощи в чрезвычайных ситуациях. Это может способствовать развитию чувства ответственности и коллективных действий по обеспечению пожарной безопасности в сообществе.
  8. Инвестиции в исследования и разработки инновационных технологий и решений в области пожарной безопасности могут привести к совершенствованию методов предотвращения пожаров и борьбы с ними. Это может включать в себя усовершенствования систем обнаружения пожара, методов пожаротушения и усовершенствованных систем пожаротушения.
  9. Сотрудничество между странами и обмен передовым опытом в области пожарной безопасности могут помочь в решении экономических проблем. Это может включать обмен информацией, проведение совместных исследований и оказание взаимной поддержки во время чрезвычайных ситуаций.
  10. Следует проводить регулярный мониторинг и оценку инициатив в области пожарной безопасности для оценки их эффективности. Следует учитывать отзывы заинтересованных сторон, включая пожарные службы, владельцев зданий и членов сообщества, для внесения необходимых улучшений и модификаций в существующие стратегии.

В дополнение к добровольной системе также ведется работа по внедрению обязательных нормативных актов. Сюда входят проекты законов о технических регламентах "Об общих требованиях пожарной безопасности" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности за ущерб, причиненный при эксплуатации опасного объекта".

Целью аудита безопасности является усиление защиты населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В задачи аудита входят:

  • снижение административной нагрузки на предприятия за счет включения их в сферу обслуживания государственных надзорных органов;
  • освобождение органов пожарного надзора от контроля незначительных объектов;
  • учет результатов оценки рисков при определении страховых взносов и их дифференциация в зависимости от уровня безопасности объекта;
  • обеспечение прозрачности процедур государственного надзора и предотвращение коррупции в этой сфере деятельности.

В заключении в статье подчеркивается важность защиты жизни и здоровья людей, особенно в контексте пожарной безопасности. Распространенность пожаров во всем мире и значительное число смертей и травм в результате этих инцидентов демонстрируют настоятельную необходимость принятия эффективных мер. В статье выделяются три основных фактора, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций с пожарами - технологическая нагрузка, производственная и хозяйственная деятельность и стихийные бедствия - и подчеркивается необходимость создания всеобъемлющей правовой базы для обеспечения защиты физических лиц и их имущества во время чрезвычайных ситуаций. Эффективность системы пожарной безопасности тесно связана с надежной нормативной базой, которая требует постоянного совершенствования и стандартизации.

В статье также обсуждаются различные экономические проблемы, возникающие при решении вопросов пожарной безопасности, включая ограниченную доступность данных, недостаточный анализ экономической эффективности и необходимость применения экономических и административных методов для смягчения этих проблем. Внедрение экономических стимулов, таких как льготное налогообложение и механизмы ускоренной амортизации, может побудить предприятия уделять приоритетное внимание пожарной безопасности. Рыночные механизмы, такие как квоты на уровни пожарной опасности и совместное страхование от пожара, также могут играть решающую роль в регулировании пожарного риска. В заключение статьи излагаются меры, которые следует предпринять для повышения пожарной безопасности, включая эффективную реализацию установленных программ и законов и разработку современных требований пожарной безопасности. Внедрение аудитов безопасности и независимых оценок рисков также имеет решающее значение для обеспечения защиты населения и их собственности.

Список литературы

  1. Аксенов С.Г., Курочкина А.С., Губайдуллина И.Н. Анализ и оценка последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на промышленных предприятиях // Грузовик. 2022. № 9. С. 41-43.
  2. Аксенов С.Г., Хасанова Л.Г. Анализ обеспечения пожарной безопасности в лечебных учреждениях // Экономика строительства. 2023. № 5. С. 115-118.
  3. Присяжнюк Н.Л., Александров Г.В., Кузьмичев И.И., Кузнецова Е.С., Соловьева Т.Н. Экономика пожарной безопасности. Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Л. Присажнюка. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 204 с.
  4. Гамаюнов Е.Г., Кузнецова Е.С., Кружкова О.В., Присяжнюк Н.Л. Экономическая оценка капитальных вложений в обеспечение пожарной безопасности. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Экономика пожарной безопасности» для обучающихся по специальности «Пожарная безопасность». – М.: Академия ГПС МЧС России, 2013. – 42 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: