УДК 614.849
Экономические проблемы в области пожарной безопасности
Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий
Цыпышева Марина Викторовна – студент Уфимского университета науки и технологий
Аннотация: В этой статье подчеркивается важность защиты жизни и здоровья людей с помощью эффективных мер пожарной безопасности. В работе излагаются меры, необходимые для повышения пожарной безопасности.
Ключевые слова: пожарная безопасность, экономика в области ПБ, влияние.
Человеческая жизнь и здоровье бесценны и должны быть защищены любой ценой. В настоящее время население планеты составляет около 7 миллиардов человек, в то время как количество пожаров составляет 7-8 миллионов в год. К сожалению, это приводит к ежегодной гибели 70-80 тысяч человек и оставляет 500-800 тысяч травмированными. В России, население которой составляет примерно 147 миллиона человек, ежегодно в результате пожаров погибает около 17-18 тысяч человек. Это означает, что примерно 25% смертей, связанных с пожарами, во всем мире приходится на Россию.
Стремительный прогресс науки и техники за последнее десятилетие привел к тому, что люди оказались окружены различными техническими сооружениями и механизмами, которые хранят потенциально опасные запасы энергии. Следовательно, существует более высокий риск для безопасности людей и имущества.
Анализируя причины чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной и экономической деятельностью человека, мы можем выделить три основных фактора, способствующих этим инцидентам. К ним относятся такие объективные факторы, как повышенная технологическая нагрузка, более высокая производственная и экономическая активность, усиленная концентрация производства и стихийные бедствия. Субъективные факторы, с другой стороны, проистекают из небрежного или неопытного подхода к мерам безопасности, а также ошибок или недочетов при проектировании, монтаже и эксплуатации объектов. Наконец, конкретные факторы включают в себя износ активов, устаревшие технологии, неадекватные методы технического обслуживания и системы защиты, которые не соответствуют требуемым стандартам.
Основной задачей российского правительства должна быть защита населения, территории и объектов национальной экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Разработка всеобъемлющей правовой базы, обеспечивающей защиту каждого человека и его имущества во время чрезвычайных ситуаций, имеет первостепенное значение для достижения этой цели.
Эффективность системы пожарной безопасности в значительной степени зависит от надежной нормативно-правовой поддержки, что особенно важно в связи с пагубным воздействием пожаров на жизни людей и экономику. Об этом свидетельствует растущее число жертв и ущерб, причиняемый пожарами, что требует постоянного совершенствования государственных нормативных актов и стандартизации в области пожарной безопасности. Эти меры необходимы для бесперебойного функционирования экономических комплексов страны и оптимизации расходов, связанных с противопожарной защитой.
При решении задачи обеспечения пожарной безопасности в нашей стране возникают различные экономические вызовы, как субъективные, так и объективные. К основным проблемам относятся:
- Недостаточный всесторонний анализ экономической эффективности систем пожарной безопасности.
- Осуществление ненужных организационных и технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, которые могут быть вызваны отсутствием анализа, упомянутого выше.
- Отсутствие фундаментальных экономических показателей, таких как капитальные затраты на конкретные виды оборудования в различных секторах экономики, эксплуатационные расходы и убытки, понесенные в результате пожаров и неисправностей систем пожарной безопасности.
- Ограниченная доступность агрегированных и объективных данных о частоте пожаров на различных объектах и установках.
- Ограниченное внедрение и использование экономических методов управления пожарными рисками.
Для решения этих проблем следует использовать как экономические, так и административные методы.
Экономические подходы включают:
- Внедрение механизмов экономической ответственности, которые состоят из набора норм. Отклонение от этих норм влечет за собой конкретные экономические санкции. Например, штрафы за превышение допустимого уровня пожарной опасности (неприемлемый риск).
- Использование механизмов экономического стимулирования, таких как:
- предоставление льготного налогообложения;
- внедрение механизмов ускоренной амортизации;
- создание механизма оценки рисков страхования от пожара.
Механизм льготного налогообложения действует на основе соблюдения фактического и максимально допустимого уровня пожарной опасности. Если фактический уровень превышает максимальный порог, ставка налога на прибыль увеличивается. И наоборот, она уменьшается, когда уровни обратно пропорциональны. Этот механизм поощряет предприятия к повышению пожарной безопасности, поскольку высвобождает дополнительные финансовые ресурсы для расширения производства и финансирования дополнительных мер пожарной безопасности для дальнейшего снижения рисков [1].
Механизмы ускоренной амортизации также могут служить существенными мотиваторами. Этот механизм применяется в основном к основным средствам, непосредственно используемым для обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности.
Кроме того, выгодно освобождать основные средства, используемые в целях пожарной безопасности, от уплаты налога на имущество.
Реальные рыночные механизмы в области управления пожарными рисками имеют большое значение для трансформации экономической системы. Эти рыночные механизмы, которые действуют на принципах рыночной экономики и функционируют автоматически, играют решающую роль в регулировании пожарного риска.
Один из таких рыночных механизмов предполагает введение квот на уровни пожарной опасности, которые определяются рыночными ценами под влиянием механизма спроса и предложения. Этот механизм напоминает концепцию экологической лицензии, разработанную в конце 70-х годов в США, которая впоследствии стала эффективным рыночным инструментом экологического регулирования.
Другой рыночный механизм работает по принципу совместного страхования от пожара для предприятий с различным уровнем пожарного риска. В рамках этого механизма средний уровень пожарного риска определяется для всех предприятий, и те, у кого уровень риска выше среднего, выплачивают разницу тем, у кого уровень ниже. В случае пожара все участвующие предприятия поровну разделяют экономические потери. Этот механизм совместного страхования от пожара поощряет предприятия с более высоким уровнем риска стремиться к среднему уровню риска и мотивирует тех, у кого средний или более низкий уровень риска, снижать свой риск, поскольку они получают финансовые стимулы для этого через платежную систему.
Для повышения пожарной безопасности и решения экономических проблем в этой сфере необходимо принять следующие меры:
- Проведение регулярных программ повышения осведомленности о пожарной безопасности в школах, сообществах и на рабочих местах может помочь информировать людей об опасностях пожара и мерах профилактики. Это может включать обучение базовым навыкам пожарной безопасности, планам экстренной эвакуации и важности детекторов дыма и огнетушителей.
- Правительства должны внедрять и обеспечивать соблюдение надежных правил пожарной безопасности и строительных норм. Следует проводить регулярные проверки зданий, включая жилые, коммерческие и промышленные объекты, для обеспечения соблюдения стандартов безопасности. Нарушения должны наказываться, чтобы предотвратить халатность.
- Правительствам и местным органам власти необходимо выделять достаточные средства на хорошо оснащенные пожарные подразделения. Это включает в себя предоставление современного противопожарного оборудования, надлежащую подготовку пожарных и поддержание надежной коммуникационной сети для оперативного реагирования на пожарные инциденты.
- Следует регулярно проводить оценку пожарного риска для различных типов зданий и учреждений. Это включает в себя выявление потенциальных пожароопасных факторов, оценку существующих систем противопожарной защиты и разработку стратегий по минимизации рисков.
- Поощрение использования огнестойких строительных материалов, особенно в зонах повышенного риска, может значительно снизить распространение и интенсивность пожаров. Правительства могут стимулировать строителей и владельцев недвижимости к внедрению этих материалов и технологий с помощью налоговых льгот или других средств.
- Правительства могут сотрудничать со страховыми компаниями, чтобы обеспечить стимулы для владельцев недвижимости, которые уделяют приоритетное внимание мерам пожарной безопасности. Страховые взносы могут корректироваться в зависимости от уровня установленных систем противопожарной защиты, поощряя частных лиц и предприятия инвестировать в пожарную безопасность.
- Создание программ "Соседский дозор" и местных групп реагирования на чрезвычайные ситуации может помочь в выявлении потенциальных опасностей пожара и оказании помощи в чрезвычайных ситуациях. Это может способствовать развитию чувства ответственности и коллективных действий по обеспечению пожарной безопасности в сообществе.
- Инвестиции в исследования и разработки инновационных технологий и решений в области пожарной безопасности могут привести к совершенствованию методов предотвращения пожаров и борьбы с ними. Это может включать в себя усовершенствования систем обнаружения пожара, методов пожаротушения и усовершенствованных систем пожаротушения.
- Сотрудничество между странами и обмен передовым опытом в области пожарной безопасности могут помочь в решении экономических проблем. Это может включать обмен информацией, проведение совместных исследований и оказание взаимной поддержки во время чрезвычайных ситуаций.
- Следует проводить регулярный мониторинг и оценку инициатив в области пожарной безопасности для оценки их эффективности. Следует учитывать отзывы заинтересованных сторон, включая пожарные службы, владельцев зданий и членов сообщества, для внесения необходимых улучшений и модификаций в существующие стратегии.
В дополнение к добровольной системе также ведется работа по внедрению обязательных нормативных актов. Сюда входят проекты законов о технических регламентах "Об общих требованиях пожарной безопасности" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности за ущерб, причиненный при эксплуатации опасного объекта".
Целью аудита безопасности является усиление защиты населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В задачи аудита входят:
- снижение административной нагрузки на предприятия за счет включения их в сферу обслуживания государственных надзорных органов;
- освобождение органов пожарного надзора от контроля незначительных объектов;
- учет результатов оценки рисков при определении страховых взносов и их дифференциация в зависимости от уровня безопасности объекта;
- обеспечение прозрачности процедур государственного надзора и предотвращение коррупции в этой сфере деятельности.
В заключении в статье подчеркивается важность защиты жизни и здоровья людей, особенно в контексте пожарной безопасности. Распространенность пожаров во всем мире и значительное число смертей и травм в результате этих инцидентов демонстрируют настоятельную необходимость принятия эффективных мер. В статье выделяются три основных фактора, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций с пожарами - технологическая нагрузка, производственная и хозяйственная деятельность и стихийные бедствия - и подчеркивается необходимость создания всеобъемлющей правовой базы для обеспечения защиты физических лиц и их имущества во время чрезвычайных ситуаций. Эффективность системы пожарной безопасности тесно связана с надежной нормативной базой, которая требует постоянного совершенствования и стандартизации.
В статье также обсуждаются различные экономические проблемы, возникающие при решении вопросов пожарной безопасности, включая ограниченную доступность данных, недостаточный анализ экономической эффективности и необходимость применения экономических и административных методов для смягчения этих проблем. Внедрение экономических стимулов, таких как льготное налогообложение и механизмы ускоренной амортизации, может побудить предприятия уделять приоритетное внимание пожарной безопасности. Рыночные механизмы, такие как квоты на уровни пожарной опасности и совместное страхование от пожара, также могут играть решающую роль в регулировании пожарного риска. В заключение статьи излагаются меры, которые следует предпринять для повышения пожарной безопасности, включая эффективную реализацию установленных программ и законов и разработку современных требований пожарной безопасности. Внедрение аудитов безопасности и независимых оценок рисков также имеет решающее значение для обеспечения защиты населения и их собственности.
Список литературы
- Аксенов С.Г., Курочкина А.С., Губайдуллина И.Н. Анализ и оценка последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на промышленных предприятиях // Грузовик. 2022. № 9. С. 41-43.
- Аксенов С.Г., Хасанова Л.Г. Анализ обеспечения пожарной безопасности в лечебных учреждениях // Экономика строительства. 2023. № 5. С. 115-118.
- Присяжнюк Н.Л., Александров Г.В., Кузьмичев И.И., Кузнецова Е.С., Соловьева Т.Н. Экономика пожарной безопасности. Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Л. Присажнюка. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 204 с.
- Гамаюнов Е.Г., Кузнецова Е.С., Кружкова О.В., Присяжнюк Н.Л. Экономическая оценка капитальных вложений в обеспечение пожарной безопасности. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Экономика пожарной безопасности» для обучающихся по специальности «Пожарная безопасность». – М.: Академия ГПС МЧС России, 2013. – 42 с.