УДК 159.9

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности у подростков

Глазова Авелина Александровна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у подростков. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у подростков, а также корреляционный анализ полученных данных, выявивший положительную, но не значимую взаимосвязь.

Ключевые слова: агрессивность, эмоциональный интеллект, подростки, особенности подросткового возраста, личностные характеристики.

Целью исследования являлось изучение взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и агрессивностью у подростков. На основе проведения теоретического анализа по данному вопросу была установлена гипотеза о том, что существует взаимосвязь значимая взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и агрессивность, а именно, чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ниже уровень агрессивности у подростков.

Эмоциональный интеллект - это способность понимать, управлять и выражать эмоции, как у себя, так и у других. Он включает в себя навыки эмоциональной саморегуляции, социальной эмпатии, умения распознавать эмоции и эффективно взаимодействовать с окружающими. Эмоциональный интеллект играет важную роль в наших жизнях, он помогает нам строить успешные отношения, управлять своим поведением и достигать своих целей

Агрессивное поведение может быть результатом несформированного эмоционального интеллекта, неспособности эффективно управлять своими эмоциями и конфликтами. Кроме того, окружающая среда, семейные отношения, влияние общества и биологические факторы также могут оказывать существенное воздействие на формирование агрессивности у подростков. Важно отметить, что агрессивность у подростков может быть нормальной частью их развития, однако, если она становится хронической и приводит к серьезным проблемам, требуется вмешательство и поддержка специалистов для помощи подростку в развитии здоровых стратегий регуляции агрессивных эмоций и поведения. Проблема агрессивного поведения актуальна не только для подросткового и юношеского, но и для зрелых возрастов. Высокий уровень агрессии может способствовать формированию антисоциальной направленности личности, делинквентного поведения и т. п.

Для диагностики была сформирована выборка из 18 школьников в возрасте от 13 до 16 лет. Для определения уровня эмоционального интеллекта была использована методика «тест эмоционального интеллекта Гоулмана», результаты представлены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Процентное соотношение результатов диагностики эмоционального интеллекта «Тест эмоционального интеллекта (Гоулман)».

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что у группы респондентов преобладают низкий и средний уровень эмоционального интеллекта. Группам с средним уровнем эмоционального интеллекта характерно проявлять сочувствие и понимание к чувствам других людей, но могут иметь проблемы с эмпатической коммуникацией, выражением своей поддержки и пониманием неявных сигналов. Низкий уровень эмоционального интеллекта характеризуется сложностями в распознавании и понимании своих собственных эмоций.

Для диагностики показателя агрессивности мы использовали методики: Экспресс-анкета Признаки агрессивности» К. К. Лютова, Г. Б. Монина; «Не слишком ли вы агрессивны?» А. Яссингер. Результаты методики «Экспресс-анкета Признаки агрессивности» К. К. Лютова, Г. Б. Монина. представлены на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Процентное соотношение результатов диагностики признаков агрессивности «Экспресс-анкета Признаки агрессивности» К. К. Лютова, Г. Б. Монина.

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что у группы респондентов преобладают высокий и средний уровень агрессивности. Группы с средним уровнем агрессивности испытывают сильные эмоции, которые могут привести к раздражительности, гневу или неуправляемой, у подростков среднего уровня агрессивности может быть затруднено понимание и сопереживание чувств других людей. Они могут не осознавать эмоциональные последствия своих действий и не учитывать чувства окружающих. Подростки среднего уровня агрессивности часто испытывают трудности в общении с другими людьми, что может проявляться в неадекватной реакции на конфликты или стремлении использовать физическую или вербальную агрессию для решения проблем.

Результаты методики «Не слишком ли вы агрессивны?» А. Яссингер. Представлены на рисунке 3.

3

Рисунок 3. Процентное соотношение результатов диагностики агрессивности «Не слишком ли вы агрессивны?» А. Яссингер.

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что у группы респондентов преобладают высокий и средний уровень агрессивности. Группы с средним уровнем агрессивности характерна низкая толерантность к стрессу: подростки среднего уровня агрессивности могут быть более уязвимыми к стрессу и труднее справляться с ним. Они могут склонны к вспышкам гнева или агрессии в ответ на ситуации, которые другие подростки могут рассматривать как незначительные. Проявление социальной агрессии: хотя физическая агрессия тоже может быть присутствовать, подростки среднего уровня агрессивности склонны проявлять агрессию в главном образом в форме социальной агрессии, такой как сплетни, унижение или изоляция.

Для обработки данных, полученных в ходе тестирования был использован метод математико-статистической обработки данных – корреляционный анализ К. Пирсона. Результаты представлены на рисунке 4.

4

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности.

Корреляционный анализ результатов по методикам «Тест эмоционального интеллекта» Д. Гоулман и «Экспресс-анкета Признаки агрессивности» К. К. Лютова, Г. Б. Монина показал, что rэмп = 0.12, при rкр = 0.5 (уровень значимости p≤0,05).

Корреляционный анализ результатов по методикам «Тест эмоционального интеллекта» Д. Гоулман и «Не слишком ли вы агрессивны?» А. Яссингер. показал, что rэмп = 0.11, при rкр = 0.5 (уровень значимости p≤0,05).

По результатам расчетов по представленным методикам можно сделать вывод, что взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и степенью агрессивности у подростков, а именно чем выше показатель эмоционального интеллекта, тем ниже агрессивность у подростков, не значима.

Список литературы

  1. Анохина, А.С., Токарева, О.А. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта / А.С. Анохина, О.А. Токарева Текст: непосредственный //Проблемы современного педагогического образования. 2018. - № 58-2. - С. 311-314.
  2. Вишняков, А.И., Киреева, Н.В. психологические особенности сиблинговых отношений в этнокультурном и возрастном аспекте / А.И. Вишняков, Н.В. Киреева // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-1. – С. 174-178.
  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс – СПб.: Издательство «Питер», Текст: непосредственный 2012. – 624 с.
  4. Садокова, A.B., Воронкина, П. М. Методика исследования эмоционального интеллекта подростков / А.В. Садокова, П.М. Воронкина // Психологическая диагностика. — 2015. — № 4. — С. 50—68.

Интересная статья? Поделись ей с другими: