УДК 159.9
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности у подростков
Глазова Авелина Александровна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у подростков. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у подростков, а также корреляционный анализ полученных данных, выявивший положительную, но не значимую взаимосвязь.
Ключевые слова: агрессивность, эмоциональный интеллект, подростки, особенности подросткового возраста, личностные характеристики.
Целью исследования являлось изучение взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и агрессивностью у подростков. На основе проведения теоретического анализа по данному вопросу была установлена гипотеза о том, что существует взаимосвязь значимая взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и агрессивность, а именно, чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ниже уровень агрессивности у подростков.
Эмоциональный интеллект - это способность понимать, управлять и выражать эмоции, как у себя, так и у других. Он включает в себя навыки эмоциональной саморегуляции, социальной эмпатии, умения распознавать эмоции и эффективно взаимодействовать с окружающими. Эмоциональный интеллект играет важную роль в наших жизнях, он помогает нам строить успешные отношения, управлять своим поведением и достигать своих целей
Агрессивное поведение может быть результатом несформированного эмоционального интеллекта, неспособности эффективно управлять своими эмоциями и конфликтами. Кроме того, окружающая среда, семейные отношения, влияние общества и биологические факторы также могут оказывать существенное воздействие на формирование агрессивности у подростков. Важно отметить, что агрессивность у подростков может быть нормальной частью их развития, однако, если она становится хронической и приводит к серьезным проблемам, требуется вмешательство и поддержка специалистов для помощи подростку в развитии здоровых стратегий регуляции агрессивных эмоций и поведения. Проблема агрессивного поведения актуальна не только для подросткового и юношеского, но и для зрелых возрастов. Высокий уровень агрессии может способствовать формированию антисоциальной направленности личности, делинквентного поведения и т. п.
Для диагностики была сформирована выборка из 18 школьников в возрасте от 13 до 16 лет. Для определения уровня эмоционального интеллекта была использована методика «тест эмоционального интеллекта Гоулмана», результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Процентное соотношение результатов диагностики эмоционального интеллекта «Тест эмоционального интеллекта (Гоулман)».
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что у группы респондентов преобладают низкий и средний уровень эмоционального интеллекта. Группам с средним уровнем эмоционального интеллекта характерно проявлять сочувствие и понимание к чувствам других людей, но могут иметь проблемы с эмпатической коммуникацией, выражением своей поддержки и пониманием неявных сигналов. Низкий уровень эмоционального интеллекта характеризуется сложностями в распознавании и понимании своих собственных эмоций.
Для диагностики показателя агрессивности мы использовали методики: Экспресс-анкета Признаки агрессивности» К. К. Лютова, Г. Б. Монина; «Не слишком ли вы агрессивны?» А. Яссингер. Результаты методики «Экспресс-анкета Признаки агрессивности» К. К. Лютова, Г. Б. Монина. представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Процентное соотношение результатов диагностики признаков агрессивности «Экспресс-анкета Признаки агрессивности» К. К. Лютова, Г. Б. Монина.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что у группы респондентов преобладают высокий и средний уровень агрессивности. Группы с средним уровнем агрессивности испытывают сильные эмоции, которые могут привести к раздражительности, гневу или неуправляемой, у подростков среднего уровня агрессивности может быть затруднено понимание и сопереживание чувств других людей. Они могут не осознавать эмоциональные последствия своих действий и не учитывать чувства окружающих. Подростки среднего уровня агрессивности часто испытывают трудности в общении с другими людьми, что может проявляться в неадекватной реакции на конфликты или стремлении использовать физическую или вербальную агрессию для решения проблем.
Результаты методики «Не слишком ли вы агрессивны?» А. Яссингер. Представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Процентное соотношение результатов диагностики агрессивности «Не слишком ли вы агрессивны?» А. Яссингер.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что у группы респондентов преобладают высокий и средний уровень агрессивности. Группы с средним уровнем агрессивности характерна низкая толерантность к стрессу: подростки среднего уровня агрессивности могут быть более уязвимыми к стрессу и труднее справляться с ним. Они могут склонны к вспышкам гнева или агрессии в ответ на ситуации, которые другие подростки могут рассматривать как незначительные. Проявление социальной агрессии: хотя физическая агрессия тоже может быть присутствовать, подростки среднего уровня агрессивности склонны проявлять агрессию в главном образом в форме социальной агрессии, такой как сплетни, унижение или изоляция.
Для обработки данных, полученных в ходе тестирования был использован метод математико-статистической обработки данных – корреляционный анализ К. Пирсона. Результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности.
Корреляционный анализ результатов по методикам «Тест эмоционального интеллекта» Д. Гоулман и «Экспресс-анкета Признаки агрессивности» К. К. Лютова, Г. Б. Монина показал, что rэмп = 0.12, при rкр = 0.5 (уровень значимости p≤0,05).
Корреляционный анализ результатов по методикам «Тест эмоционального интеллекта» Д. Гоулман и «Не слишком ли вы агрессивны?» А. Яссингер. показал, что rэмп = 0.11, при rкр = 0.5 (уровень значимости p≤0,05).
По результатам расчетов по представленным методикам можно сделать вывод, что взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и степенью агрессивности у подростков, а именно чем выше показатель эмоционального интеллекта, тем ниже агрессивность у подростков, не значима.
Список литературы
- Анохина, А.С., Токарева, О.А. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта / А.С. Анохина, О.А. Токарева Текст: непосредственный //Проблемы современного педагогического образования. 2018. - № 58-2. - С. 311-314.
- Вишняков, А.И., Киреева, Н.В. психологические особенности сиблинговых отношений в этнокультурном и возрастном аспекте / А.И. Вишняков, Н.В. Киреева // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-1. – С. 174-178.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс – СПб.: Издательство «Питер», Текст: непосредственный 2012. – 624 с.
- Садокова, A.B., Воронкина, П. М. Методика исследования эмоционального интеллекта подростков / А.В. Садокова, П.М. Воронкина // Психологическая диагностика. — 2015. — № 4. — С. 50—68.