УКД 159.9

Взаимосвязь чувства одиночества с агрессивностью воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уютный дом»

Хайлова Арина Андреевна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности воспитанников. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи чувства одиночества с агрессивностью воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних “Уютный дом”, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший частично значимую взаимосвязь между изучаемыми явлениями.

Ключевые слова: чувство одиночества, агрессивность, неблагополучные семьи, социально-реабилитационный центр, зависимость от общения, позитивное одиночество, агрессия, гнев.

Родительская любовь – это первая любовь, которую мы познаем в этом мире. И, если нет эмоционально-чувственной связи с матерью или другими близкими, это заставляет ребенка подавлять желание близости. Появляется чувство брошенности и «вечного одиночества». Для ребёнка это означает потерю безопасности. В дальнейшем, в жизни, вытесненные эмоции будут прорываться наружу в виде спонтанных переживаний и способствовать формированию разрушительных, искаженных отношений с другими людьми. В жизни детей из неблагополучных семей эта проблема обостряется. Из-за переживаний чувства одиночества и невозможности полноценно справиться с ним у ребёнка возникают негативные эмоции, часто перерастающее в агрессивное поведение. Отделённость от социума провоцирует мысли о собственной неполноценности, что способно привести к гневу – подавленный гнев является фундаментом деструктивной агрессии.

Проблема одиночества нашла отражение в научных работах таких философов, как А. Камю, С. Къеркегора, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра. В трудах А. Маслоу, К. Роджерса, Х. Салливана, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Юнга Пристальное внимание практическим аспектам проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, уделяется в работах А. Петровой, С. Уманского, Д. Култышева, Б. Приленского, а также М. Лященко. Э. Фромм рассматривает одиночество как универсальное, устойчивое переживание, априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития [3]. К. Роджерс полагает, что одиночество – это реакция индивидуума на страх быть отвергнутым другими людьми, согласно ему, переживание одиночества порождается личным восприятием. М. Лященко говорит о том, что одиночество – это форма обнаружения своей самости, свойственная исключительно человеку [1].

Российские исследователи рассматривают агрессию как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты, агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону агрессии (А. Реан, Н. Левитов, Л. Семенюк [2], Б. Мещеряков, Т. Румянцева и др.). В зарубежной психологии агрессию, в какой бы форме она не проявлялась, рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания 33 избегать подобного с собой обращения (З. Фрейд, К. Лоренц, Р. Бэрон, Р. Миллер, А. Бандура и др.).

Данная проблема будет актуальна, так как агрессивное поведение детей в симбиозе с чувством одиночества затрудняют академическую успеваемость, социальную адаптацию и становление личности, а также приводят к трудностям при концентрации внимания, низкой самооценке и снижению чувства удовольствия от ранее приятной деятельности.

Для диагностики была сформирована выборка, состоящая из 4 воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних мужского пола возраста от 7 до 9 лет.

Для диагностики показателей одиночества мы использовали методику «Шкала одиночества UCLA» Дэвида Расселла, результаты которой представлены на Рисунке 1.

1

Рисунок 1. Процентное соотношение уровней одиночества у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уютный дом».

Анализ полученных результатов диагностики одиночества у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уютный дом» по методике «Шкала одиночества UCLA» Дэвида Расселла установил, что 75% респондентов демонстрируют высокий уровень одиночества; 25% респондентов демонстрируют средний уровень; показателей низкого уровня не выявлено (Рисунок 1). Из этого следует, что большую часть воспитанников можно охарактеризовать переживанием чувства покинутости, отчужденности, изолированности от других людей.

Для диагностики показателей одиночества мы использовали методику «Дифференциальный опросник переживания одиночества, ДОПО-3к», результаты которой представлены на Рисунке 2.

2

Рисунок 2. Процентное соотношение уровней общего одиночества у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уютный дом».

Анализ полученных результатов диагностики переживания одиночества по шкале общего одиночества у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уютный дом» по методике «Дифференциальный опросник переживания одиночества, ДОПО-3к» Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина установил, что 75% респондентов демонстрируют средний уровень общего одиночества; 25% респондентов демонстрируют высокий уровень; показателей низкого уровня не выявлено (Рисунок 2). Из этого следует, что большую часть воспитанников можно охарактеризовать средней выраженностью переживания изоляции, нехватки эмоциональной близости или контактов с людьми и осознанием себя как одинокого, изолированного человека.

Для диагностики показателей агрессивности мы использовали методику «Опросник агрессии Басса Перри, BPAQ», результаты которой представлены на Рисунке 3.

3

Рисунок 3. Процентное соотношение уровней общего показателя агрессии у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уютный дом».

Анализ полученных результатов диагностики агрессии по шкале общего показателя у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уютный дом» по методике «Опросник агрессии Басса Перри, BPAQ» С. Н. Ениколопова и др.; М. Н. Лобасковой и др. установил, что 75% респондентов демонстрируют высокий уровень агрессии; 25% респондентов демонстрируют средний уровень; показателей низкого уровня не выявлено (Рисунок 5). Из этого следует, что большую часть воспитанников можно охарактеризовать наличием физической агрессии, гнева, враждебности и вербальной агрессии, т.к. в шкала общего показателя включает в себя суммацию по всем этим четырём шкалам.

Для обработки данных, полученных в ходе тестирования по методикам: «Опросник диагностики агрессии» Басса-Перри (адаптация: С. Н. Ениколопов и др.; М. Н. Лобаскова и др.); «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин); «Шкала одиночества UCLA» Дэвида Расселла (адаптация: Л. А. Пергаменщик, Н. Н. Лепешинский), а также установления взаимосвязи между чувством одиночества и агрессивностью воспитанников нами в исследовании был использован метод математико‑статистической обработки данных – корреляционный анализ К. Пирсона. Результаты представлены на Рисунке 4.

4

Рисунок 4. Корреляционная плеяда между одиночеством и агрессивностью у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уютный дом».

Корреляционный анализ результатов по опроснику диагностики агрессии Басса Перри и методике «Шкала одиночества UCLA» Дэвида Расселла показал, что взаимосвязь между чувством одиночества и агрессивностью воспитанников является значимой, так как Rэмп = 0,996 при p≤0,01 (Rкр = 0,98). Расчёты представлены в Приложении 5.

Корреляционный анализ результатов по опроснику диагностики агрессии Басса Перри и дифференциальному опроснику переживания одиночества показал, что значимой взаимосвязи между чувством одиночества и агрессивностью воспитанников нет, так как Rэмп = 0,04 при p≤0,05 (Rкр = 0,9).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимосвязь между чувством одиночества и агрессивностью у воспитанников является частично значимой.

Список литературы

  1. Лященко, М. Н. Феномен одиночества в социально-антропологическом измерении : монография / М. Н. Лященко. — Оренбург : ОГУ, 2018. — 198 с. — ISBN 978-5-4217-0445-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/159872 (дата обращения: 04.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  2. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учебное пособие / Л. М. Семенюк ; Российская академия образования ; Московский психолого-социальный институт. - 3-е изд. - Москва : МПСИ : Флинта, 2005. - 93 с. - (Библиотека школьного психолога). - Библиогр.: с. 75-84. - ISBN 5895020410. - ISBN 5893491130.
  3. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности : перевод с немецкого / Э. Фромм. - Москва : АСТ, 2006. - 637 с. - (Philosophi). - Библиогр.: с. 602-635. - ISBN 5170232098. - ISBN 5971317792.

Интересная статья? Поделись ей с другими: