УДК 159.9
Взаимосвязь тревожности и одиночества воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Ткач Виктория Николаевна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.
Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи тревожности и чувства одиночества у несовершеннолетних детей из неблагополучных семей. Проведено эмпирическое исследование уровня тревожности и одиночества воспитанников социально-реабилитационного центра, а также математико-статистическая обработка полученных данных, выявившая взаимосвязь тревожности и одиночества у несовершеннолетних детей.
Ключевые слова: тревожность, одиночество, неблагополучная семья, подростки, стресс, личность.
В ходе исследований психологического феномена переживания одиночества было выяснено, что дети из неблагополучных семей ощущают его по-особенному, более глубинно и деструктивно, поскольку у них данное ощущение формируется на основе внутрисемейных отношений, а не исходит только из восприятия внешнего социального окружения. Взаимоотношения с неблагополучными родителями усугубляют одиночество ребенка, который не чувствует внимания к себе и необходимой поддержки. Такая семья оказывает деструктивное влияние на детскую психику, препятствует адекватной социализации ребенка, нарушает его личностную эмоционально-волевую сферу. В результате длительного эмоционального дисбаланса зачастую возникают психические отклонения различной степени и девиантное асоциальное поведение, подкрепляемое постоянным ощущением тревожности [4].
Доктор психологических наук Шульга Т.И. считает, что «неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Поэтому неблагополучную семью исследователь анализирует как ненормально функционирующий социальный организм, создающий максимально дискомфортные условия для ребенка. В подобной семье он постоянно находится в стрессовом состоянии, ощущая родительское равнодушие и пренебрежение. Главные признаки неблагополучной семьи – дефицит любви, заботы, понимания, отсутствие у ребенка чувства защищенности, несоблюдение его прав (которое в том числе может выражаться в психологическом или физическом насилии), неудовлетворенность эмоциональных потребностей. Все вышеперечисленное зачастую имеет последствия в форме каких-либо отклонений в поведенческих реакциях и развитии личностных качеств, необходимых в обществе. Ребенок, который растет в неблагоприятной и конфликтной атмосфере, практически постоянно испытывает тревожность, формирующую внутреннюю неуверенность в себе [6].
Для диагностического исследования была сформирована выборка из пяти воспитанников мужского пола из социально-реабилитационного центра, в возрасте от семи до девяти лет. Уровень детской тревожности диагностировался при помощи «Шкалы явной тревожности для детей», созданной Прихожан А. М. (см. рис. 1) [5].
Рис. 1. Итоги исследования по методике А. М. Прихожан «Шкала явной тревожности для детей»
Полученные эмпирическим путем показатели, которые мы видим на рис. 1, свидетельствуют, что у 50% воспитанников социально-реабилитационного центра преобладает нормальный уровень выраженности детской тревожности, такая степень тревожности считается адаптивной, помогая ребенку вести активную деятельность, быстро привыкать к внешним изменениям и ориентироваться в окружающем мире. У 25% испытуемых наблюдается низкий уровень детской тревожности, то есть этим детям она несвойственна, однако такое состояние внутреннего спокойствия может носить двойственный характер, выполняя защитную функцию или не выполняя ее. Также 25% детей демонстрируют повышенную степень тревожности, которая зачастую вызывается ограниченным набором тревожащих ситуаций или определенным окружением [2]. Очень высокая степень тревожности у воспитанников центра отсутствует.
Для диагностики показателей уровня одиночества была использована методика «Шкала субъективного ощущения одиночества» Дж. Рассела (см. рис. 2) [1].
Рис. 2. Итоги диагностики по «Шкале субъективного ощущения одиночества» Дж. Рассела
Полученные эмпирическим путем показатели, которые мы видим на рис. 2, свидетельствуют, что большинство испытуемых, а именно 75%, демонстрируют среднюю степень субъективного одиночества. У этих респондентов менее выражен дефицит близких коммуникативных связей, наблюдается неплохая адаптивность в окружающей среде. Однако и у данной категории можно предполагать отдельные сложности в адаптации и выстраивании желаемых социальных связей [3]. У 25% респондентов наблюдается низкий уровень субъективного одиночества. Можно сделать вывод, что эти воспитанники успешно адаптировались и не имеют выраженных конфликтов со своим социальным окружением. Они не готовы описывать и воспринимать себя в качестве одиноких людей. Ни у одного из респондентов при диагностике не обнаружено высокого уровня состояния одиночества.
Для диагностики уровня переживания общего одиночества использовалась методика «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина (см. рис. 3) [1].
Рис. 3. Результаты диагностики общего переживания одиночества по методике «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина
Полученные эмпирические данные, представленные на рис. 3, свидетельствуют о том, что большей части испытуемых, а именно 75%, присущ средний уровень ощущения общего одиночества, что не говорит о его остром переживании, но подразумевает периодические погружения в данное состояние. У 25% респондентов низкий уровень переживания общего одиночества, то есть в период проведения диагностики респонденты не смотрели на себя как на одиноких людей и не испытывали чувства одиночества. Испытуемых с высоким уровнем переживания общего одиночества не обнаружено.
Для исследования взаимосвязи тревожности и одиночества у воспитанников социально-реабилитационного центра «Уютный дом» в качестве метода математико-статистической обработки данных был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. При проведении анализа имеющихся данных эмпирического исследования были получены результаты, представленные на рис. 4.
Рис. 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи детской тревожности и одиночества
Таким образом, на основе данных ранговой корреляции Спирмена мы получили rэмп = 0,96 (rкр = 0,94, при p≤0,05), rэмп = 0,94 (rкр = 0,94, при p≤0,05). Следовательно, мы видим наличие корреляционной связи между уровнем детской тревожности и степенью ощущения одиночества, поскольку rэмп ≥ rкр.
По итогам расчетов по представленным методикам мы можем сделать вывод, что существует значимая взаимосвязь между тревожностью и общим уровнем одиночества у воспитанников социально-реабилитационного центра.
Список литературы
- Psytests.org: психологические тесты онлайн, 2014. - URL: https://psytests.org/ (дата обращения: 16.12.2023).
- Астапов В. М. Тревога и тревожность: Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. – Москва: ПЕР СЭ, 2017. – 240 с.
- Долгинова О. Б. Изучение одиночества как психологического феномена // О. Б. Долгинова – Москва: Практическая психология, 2010. №4. – С. 28-36.
- Де Джонг Гирвельд. Типы одиночества / Де Джонг Гирвельд// Лабиринты одиночества. – Москва: Прогресс, 2015.– 301-319 с.
- Прихожан А. М. Шкала явной тревожности для детей, CMAS / А. М. Прихожан. — Текст: электронный // psytest: [сайт]. — URL: https://psytests.org/anxiety/cmas.html (дата обращения: 21.12.2023).
- Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 253 с.