УДК 159.9

Взаимосвязь самооценки и тревожности младших школьников

Шишова Елена Максимовна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: статья посвящена проблеме взаимосвязи самооценки и тревожности младших школьников. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и тревожности младших школьников, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший отсутствие достоверной взаимосвязи между изучаемыми явлениями.

Ключевые слова: самооценка, тревожность, явная тревожность, младшие школьники, эмоциональное состояние.

Тревожность – это распространенная проблема среди школьников. В условиях растущих требований и давления в школе, многие школьники испытывают тревожность, которая может отрицательно сказываться на их учебных достижениях и общем благополучии. Тревожность является неприятным эмоциональным состоянием, которое характеризуется беспокойством, напряжением, страхом и неуверенностью. Она может проявляться на различных уровнях – у одних легкая нервозность, у других более серьезная форма – такая как панические атаки или тревожные расстройства. Тревожность, как психологическая проблема впервые рассматривалась З. Фрейдом. Он уточнял, что тревожность характеризуется тремя основными качествами – это определенные поведенческие реакции, внутреннее чувство неприятного, учащением сердцебиения и тем, что человек осознает это переживание [1]. Он выделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную опасностью окружающего мира; 2) невротическую, вызванную неопределенностью и неизвестностью; 3) моральную, когда человека «тревожит совесть».

Самооценка – это важный показатель психологического благополучия и здоровья школьников. Самооценка представляет собой оценку собственного "Я" и степень уверенности и удовлетворенности собой [2]. Повышенная тревожность, в свою очередь, может оказывать негативное влияние на самооценку младшего школьника. Дети, страдающие от тревожности, могут часто сомневаться в своих способностях, бояться провалиться и испытывать чувство неполноценности, что отрицательно сказывается на их самооценке. Уверенность и положительное отношение к себе способствуют улучшению эмоционального состояния, мотивации к обучению и социальной адаптации [3]. Таким образом, исследование взаимосвязи самооценки и тревожности школьников актуально и важно для понимания и улучшения психологического благополучия и развития школьников.

Для диагностики была сформирована выборка из 6 воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в возрасте от 7 до 11 лет. Для определения уровня самооценки была использована методика «Диагностика самооценки», рисунок 1 представляет результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейн.

e0e40ad978b0e4df

Рисунок 1. Соотношение детей с высокой и средней самооценкой по методике «Диагностика самооценки» Дембо-Рубинштейн

В ходе исследования было выявлено, что у 83% детей (5 человек) нормальная самооценка и у 17% детей средняя (1 человек), это говорит о преобладании адекватной самооценки личности в группе.

Для выявления уровня тревожности была использована методика Цунга, результаты приведены на рисунке 2.

643efff21f96b2ae

Рисунок 2. Соотношение детей с легким тревожным расстройством и нормой по методике «Шкала самооценки тревожности Цунга»

При использовании методики «Шкала самооценки тревожности Цунга» было выявлено, что 33% детей имеют легкое тревожное расстройство (2 человека), у 67% (4 человека) преобладает нормальный уровень тревожности для их возраста. Опасность легкого тревожного расстройства в том, что оно может перейти в тревожно-депрессивное. Если его не лечить, оно может привести к нарушениям сна, проблемам с пищеварением и т.д. Напротив, умеренная тревожность в определенных ситуациях нужна и полезна, но, если она переходит рациональные границы, это уже реакция дезадаптации, которая нарушает организацию поведения и деятельность ребенка.

Для выявления уровня тревожности была использована методика А. М. Прихожан, результаты которой представлены на рисунке 3.

9381ddfc36373166

Рисунок 3. Соотношение уровней тревожности у детей по методике «Шкала явной детской тревожности»

При использовании методики А. М. Прихожан «Шкала явной детской тревожности» было выявлено, что у 16% детей (1 человек) – явно завышенная тревожность, у 33% (2 человека) завышенная тревожность и у 51% (3 человека) нормальная тревожность. Явно завышенная тревожность обычно носит генерализированный характер. Завышенная тревожность часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. Нормальная тревожность необходима для адаптации и продуктивной деятельности.

Для диагностики был проведен корреляционный анализ методом ранговой корреляции Спирмена. Для проведения анализа была подсчитана разница между самооценкой личности и явной тревожностью; самооценкой личности и самооценкой тревожности. По результатам проведения анализа мы получили следующие результаты, представленные на рисунке 4.

8b1f69713a1bd175

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи самооценки и тревожности младших школьников.

  1. При подсчете коэффициента между самооценкой личности и явной тревожностью мы получили Rэмп=0,16 (Rкр=0,85, при p≤0,05). Можно сделать вывод об отсутствии корреляционной связи, так как Rэмп<Rкр (см. рис. 4).
  2. При подсчете коэффициента между самооценкой личности и самооценкой тревожности мы получили Rэмп=0,37 (Rкр=0,85, при p≤0,05). Можно сделать вывод об отсутствии корреляционной связи, так как Rэмп<Rкр.

По результатам анализа данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена можно сделать вывод о том, что не существует значимой взаимосвязи между самооценкой и тревожностью.

Список литературы

  1. Астапова, В. М. Тревога и тревожность : Хрестоматия / Сост. И общая редакция В. М. Астапова. – Москва : ПЕР СЭ, 2017. – 240 с. – ISBN 978-5-9292-0174-5. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. – URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785929201677.html (дата обращения: 10.02.2024). – Режим доступа : по подписке.
  2. Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / О. А. Белобрыкина. – Новосибирск : ГЦРО, 2000. – 132 с. – Текст: электронный (дата обращения 20.02.2024)
  3. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин. – 1993. – с. 114 – Текст: электронный (дата обращения: 20.02.2024)

Интересная статья? Поделись ей с другими: