УДК 159.953.5

Роль эмоционального интеллекта в преподавании иностранному языку

Ледовская Анастасия Валентиновна – преподаватель кафедры иностранных языков Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению вопроса эмоционального интеллекта, его роли в контексте преподавания иностранного языка. В статье рассматриваются понятия эмоционального интеллекта, эмоциональной компетенции, определяется их роль в преподавании иностранного языка в вузе. Подчеркивается связь эмоционального интеллекта и эмоциональной компетенции. Приводятся примеры упражнений для формирования компонентов эмоциональной компетенции у студентов, описываются методы. Акцентируется внимание на том, что высокий уровень развития эмоциональной компетенции у студентов положительно влияет на эффективность процесса обучения.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, иноязычные компетенции, эмоциональные компетенции, иностранный язык, эмпатия, коммуникабельность.

Все чаще мы слышим понятие «эмоционального интеллекта» в контексте обучения иностранному языку. Ведутся работы по выявлению его структуры, разработке различных моделей и диагностических инструментов. Также исследуются особенности роли эмоционального интеллекта в формировании психологической культуры и личности.

В.К. Вилюнас отмечал, что сильные эмоции индивида могут стимулировать его к действию и усиливать процесс познания. Известно, что сила эмоций влияет на длительность запоминания информации, будь то слово, образ аудио – или видеозапись.

Эмоциональный компонент играет важную роль в коммуникации и может помочь в восполнении недостатков в речевых навыках на иностранном языке. Некоторые исследования подтверждают это. Вопрос о включении эмоционального интеллекта в процесс обучения иностранному языку остается актуальным и требует дальнейших исследований и разработки методик обучения.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать, управлять и выражать эмоции, как свои собственные, так и эмоции других людей. В контексте преподавания иностранных языков, эмоциональный интеллект играет ключевую роль в создании поддерживающей и эмоционально благоприятной обучающей среды. Преподавателями могут использоваться методы, направленные на развитие эмоционального интеллекта, такие как управление стрессом, развитие эмпатии и межличностные навыки, чтобы помочь студентам справляться с трудностями изучения языка. Это может включать в себя ролевые игры для развития эмпатии, а также обсуждение и анализ эмоциональных аспектов языка и культурных нюансов.

Для развития эмпатии в процессе обучения иностранному языку можно:

  1. Практиковать активное слушание (аудирование): студенты должны уделить внимание не только лексике, но и эмоциональной окраске высказываний собеседника.
  2. Принимать участие в ролевых играх: упражнения, где студенты играют роли и выражают эмоции в различных сценариях, ситуациях, предложенных преподавателем. Подобные игры помогают развить понимание чувств других людей.
  3. Обсуждать культурные различия: изучение культурных особенностей других стран помогает понять, какие эмоции и выражения приняты в разных культурах.
  4. Практиковать сотрудничество и взаимопомощь: совместные проекты и задания, где студенты работают в парах или группах, способствуют развитию эмпатии через сотрудничество и взаимодействие.

Эти методы помогают студентам не только улучшить свои языковые навыки, но и развить свой эмоциональный интеллект, что важно для успешного общения на иностранном языке.

Цифровизация образования открывает новые возможности для обучения иностранному языку, но эмоциональный интеллект остается ключевым в этом процессе.

Г.Ю. Гайдук подмечает, что в условиях автоматизации труда эмоциональный интеллект становится еще более важным для успешной профессиональной деятельности. Конструирование современной образовательной среды с учетом развития эмоционального интеллекта поможет подготовить будущее поколение к вызовам рынка труда. [Гайдук, 2019].

Психологические умения, такие как саморегуляция эмоций и эмпатия, могут значительно облегчить усвоение учебного материала. Ведь умение понимать и управлять своими эмоциями способствует более эффективному обучению.

М.Н. Татаринова исследует, как эмоции влияют на процесс изучения иностранного языка в зависимости от формы общения. Устная речь играет важную роль в обмене информацией, установлении контакта и достижения взаимопонимания. Поэтому основной целью обучения устной речи является развитие компетенций в использовании иностранного языка в различных коммуникативных ситуациях.

Автор определяет основной способ обучения устной речи через образцовые тексты, включающие различные формы выражения, такие как монологические и диалогические высказывания. При этом особое внимание уделяется не только содержанию текстов, но и эмоциональной окраске их содержания.

Эмоции в устной речи могут проявляться различными способами, такими как структура реплик, интонация и выбор слов. Например, диалогическая речь обычно более краткая и содержит клише и эллипсы, которые передают эмоциональную окраску сообщения. [Татаринова, 2018].

Каждое высказывание несет не только информацию, но и эмоциональную нагрузку.

Эмоциональная цель может быть направлена на то, чтобы вовлечь слушателя, вызвать эмоции. Монологическая речь отражает личные переживания и ценности говорящего.

Эмоциональное содержание речи играет ключевую роль в формировании иноязычных навыков. Это важно учитывать при обучении иностранному языку.

Понимание и восприятие устной речи играют важную роль в формировании навыков. Это связано с использованием краткосрочной и долгосрочной памяти, а также умением распознавать языковые образцы. Эмоциональное воздействие устного текста, включая стилистические методы, улучшает понимание и передает эмоции автора, что расширяет смысл для слушателя. Развитие этой компетенции помогает точнее воспринимать эмпатию коммуниканта.

Изучение чтения на иностранном языке помогает не только понимать, редактировать и комментировать тексты разной сложности, но и улавливать их эмоциональный контекст. Чтение, по определению З.И. Клычниковой, это восприятие, обработка и осознание информации, представленной в виде графического шифра согласно языковым правилам. [Клычникова, 1983]. Современные методы обучения включают использование аутентичных текстов на целевом языке, что позволяет студентам развивать навыки работы с языком, а также понимать эмоциональную составляющую текста.

Тренировка письменной речи не только помогает структурировать мысли и умозаключения, но и позволяет выражать свои эмоции и стиль. Это особенно важно, когда речь идет о личном опыте и интересах учащихся.

Эмоциональный компонент играет важную роль в обучении иностранному языку, помогая учащимся развивать когнитивные умения, необходимые для эффективного общения. Понимание эмоционального контекста и потребностей других помогает студентам лучше взаимодействовать, учиться. Тем самым, способствует их обучению и развитию. Для преподавателя – это не менее важно. Развитие эмоционального интеллекта и умение понимать свои и чужие эмоции помогает достигать образовательных целей, улучшает коммуникацию и позволяет избегать выгорания.

Список литературы

  1. Гайдук Г. Ю. Актуальность развития эмоционального интеллекта человека в условиях распространения технологий искусственного интеллекта // Радуга знаний–2019: теоретические и практические аспекты наук: сборник материалов Международной научной конференции. 2019. С. 14–16.
  2. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1983.
  3. Насонова О. О. Зависимость успешности овладения и усвоения материала на уроках иностранного языка от типа темперамента учащихся // Стратегии и тенденции современного образования: сборник материалов II Международной научной конференции. Ставрополь: Изд. центр научного знания «Логос», 2015. № 2. С. 20-24.
  4. Пономарева Т. А. Пути преодоления языкового барьера при изучении немецкого языка // Достижения науки – агропромышленному производству: материалы L Международной научно-технической конференции: в 7-ми ч. Челябинск: ЧГАА, 2011. Ч. 2. С. 125-129.
  5. Ригина Н. А. Формирование грамматической компетенции как одно из условий успешного осуществления межкультурной коммуникации // Достижения науки – агропромышленному производству: материалы LV Международной научно-технической конференции: в 4-х ч. Челябинск: Южно-Уральский ГАУ, 2016. Ч. 1. С. 326-329.
  6. Татаринова М. Н. Отбор и организация эмоционально-ценностного компонента содержания иноязычного образования. Киров: Вятcкий государственный университет, 2018.