УДК 159.9

Проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Малофеева Ольга Александровна – студент кафедры психологии детства Института педагогики и психологии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Научный руководитель Климентьева Наталья Николаевна – кандидат психологических наук, доцент Института педагогики и психологии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Аннотация: Выбор карьерного пути является решающим этапом в жизни старшеклассника, влияющим на его будущее благополучие и вклад в общество. Однако управление этим сложным процессом часто сопряжено со значительными трудностями. В данной статье исследуются проблемы, связанные с психолого-педагогической поддержкой профессионального самоопределения старшеклассников. В ней определяются ключевые проблемы в рамках существующей системы, анализируется их влияние на выбор учащихся и предлагаются потенциальные решения для повышения эффективности механизмов поддержки.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассники, психологическая поддержка, педагогическое сопровождение, профориентация.

Выбор карьерного пути — это больше, чем просто ступенька для старшеклассника. Это важное решение, которое формирует его будущее и оказывает значительное влияние на его личное благополучие, вклад в общество, а также на экономическую и социальную структуру страны. Ориентироваться в сложном лабиринте профессионального самопознания может быть непросто для подростков, что приводит к чувству растерянности, нерешительности и потенциально невыполнимому выбору профессии. [2]

Профессиональное самоопределение является важнейшим аспектом развития подростков, поскольку оно включает в себя определение и выбор подходящего карьерного пути. Старшеклассники подвергаются значительному давлению, вынуждающему их принимать обоснованные решения о своем будущем, но им часто не хватает необходимых знаний, навыков и поддержки для успешного принятия этих решений. В этой статье исследуется текущее состояние психологической и образовательной поддержки, доступной учащимся на их профессиональном пути, и определяются области для улучшения.

Несколько факторов усугубляют трудности в поддержке профессионального развития старшеклассников:

  1. Ограниченный доступ к квалифицированным специалистам: в школах может не хватать квалифицированных психологов или консультантов по вопросам карьеры, которые могли бы предоставить индивидуальные рекомендации всем учащимся. Это приводит к общим рекомендациям, которые не учитывают уникальные потребности и устремления каждого учащегося.
  2. Недостаточные ресурсы: школы могут располагать ограниченными ресурсами для предоставления учащимся специализированных услуг, таких как консультирование по вопросам карьеры. В результате учащиеся могут не получать поддержки, необходимой им для осознанного выбора своего будущего.
  3. Недостаточная осведомленность: многие старшеклассники не осознают важности профессионального самоопределения или того, как это может повлиять на их будущее. Они могут не обращаться за советом к квалифицированным специалистам или не понимать доступных им вариантов.
  4. Неэффективное общение: учащиеся могут не понимать термины, используемые для описания их интересов или целей, или могут испытывать трудности с выражением своих мыслей и чувств по поводу своих планов на будущее. Это может затруднить преподавателям и консультантам эффективную поддержку. Определяя эти проблемы и области для улучшения, мы можем создать более благоприятную среду для старшеклассников, когда они будут продвигаться по своему профессиональному пути.
  5. Неадекватное изучение карьеры: традиционные школьные программы часто отдают приоритет академическим предметам, а не деятельности по изучению карьеры, ограничивая доступ учащихся к разнообразным карьерным путям и препятствуя их способности принимать обоснованные решения.
  6. Сосредоточенность на тестировании: сосредоточенность на стандартизированных тестах может привести к тому, что учащиеся будут ставить результаты тестов выше своих личных карьерных устремлений, вместо того чтобы изучать свои интересы, сильные и слабые стороны.
  7. Ограниченная поддержка: семьям часто не хватает знаний и ресурсов, чтобы направлять своих детей в принятии карьерных решений, а общественное давление в отношении конкретных профессий может еще больше усложнить этот процесс.
  8. Отсутствие сотрудничества: недостаточное сотрудничество между школами, психологами, консультантами по вопросам карьеры, родителями и работодателями может привести к созданию разрозненных систем поддержки, препятствующих эффективности имеющихся ресурсов. [1-3]

Указанные выше недостатки в психологической и педагогической поддержке могут иметь пагубные последствия для учащихся. К ним относятся:

- Повышенная нерешительность и растерянность: Учащимся может быть трудно определить свои интересы и навыки, что приводит к чувству неуверенности и беспокойства за свое будущее.

- Нереалистичные ожидания: Учащиеся могут выбирать карьерный путь, основываясь на давлении общества или ограниченной информации, что приводит к разочарованию и неудовлетворенности карьерой в дальнейшей жизни.

- Неполная занятость или безработица: Выбор неподходящего карьерного пути может привести к трудностям с поиском работы или продолжением образования, препятствуя личному и профессиональному развитию.

Для решения описанных проблем важно наладить эффективное сотрудничество между заинтересованными сторонами. Этого можно достичь с помощью учебных программ, регулярного общения и совместных инициатив. Кроме того, для школ крайне важно предоставлять более всестороннее руководство и поддержку учащимся в процессе принятия ими карьерных решений.

Автором статьи проведено эмпирическое исследование, целью которого является изучение особенностей профессионального самоопределения и организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

В исследовании приняли участие 24 учащихся 9 класса МАОУ СОШ №42 г. Улан- Удэ, в возрасте 14 - 16 лет.

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе исследования была сформирована выборка, были определены методики психодиагностики, подготовлены бланки для диагностики, определено время и место проведения исследования.

На втором этапе была проведена психодиагностика профессионального самоопределения и профессиональной идентичности у учащихся в соответствии с выбранными методиками.

На третьем этапе была разработана программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Результаты диагностики по методике Дж. Холланда у учащихся показали, что подростки обладают наиболее выраженным реалистичным и социальным типом. Их привлекают конкретные объекты и их практическое использование, они обладают социальными навыками и нуждаются в социальных контактах, активны и решают проблемы, полагаясь в основном на эмоции, чувства и умение общаться.

Также у восьмиклассников достаточно хорошо выражен артистический тип личности (сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений, оригинальность).

Несколько менее выражен среди учеников традиционный или конвенциональный тип (они предпочитают работу, требующую внимания к деталям и точности) и предпринимательский тип (они предпочитают руководящие роли, в которых они могут удовлетворить свои потребности в доминировании и признании).

Исследовательский тип наименее выражен среди испытуемых (преобладание теоретических и эстетических ценностей, склонность к задачам, требующим абстрактного мышления).

Соотношение подростков с разными доминирующими типами профессии представлено на рисунке 1.

Рисунок2

Рисунок 1. Соотношение испытуемых с разными доминирующими типами профессии

Результаты распределения показали, что большинство подростков (33,3%) имеют реалистичный тип личности, для них характерна эмоциональная устойчивость, ориентация на настоящее. Они предпочитают занятия, требующие моторики, ловкости, конкретности, занимаются конкретными предметами и их практическим использованием. Они подходят для таких профессий, как: механик, электрик, инженер, шофер и т.д.

Многие респонденты (29,2%) относятся к социальному типу. Они обладают социальными навыками и нуждаются в социальных контактах, гуманно ориентированы, способны воспитывать, обучать, способны адаптироваться практически к любым условиям, активны и решают проблемы, полагаясь в основном на эмоции, чувства и умение общаться. Они подходят для таких профессий, как: врач, учитель, психолог, социальный работник и т.д.

У 16,7% учеников доминирует артистический тип, они склонны дистанцироваться от четко структурированных проблем и занятий, требующих большой физической силы. В общении с другими людьми они полагаются на свои непосредственные чувства, эмоции, интуицию и воображение. Они обладают сложным взглядом на жизнь, гибкостью, независимостью суждений. Они подходят для таких профессий, как: музицирование, живопись, литературное творчество, фотография, театр).

12,5% восьмиклассников имеют предпринимательский тип, они выбирают цели, ценности и задачи, которые позволяют им проявлять энергию, энтузиазм, доминирование и реализовывать любовь к приключениям. Они предпочитают руководящие роли, в которых они могут удовлетворить свои потребности в признании, организационной активности, доминировании. Они подходят для таких профессий, как: директор, журналист, администратор, предприниматель и т.д.

Традиционный профессиональный тип профессии доминирует у 8,3% учащихся. Они предпочитают четко структурированную деятельность, выбирают цели, задачи и ценности, вытекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества, им свойственны серьезность, настойчивость, консерватизм, трудолюбие. Им подходят профессии, связанные с машинописью, бухгалтерией, программированием.

Исследовательский тип личности не является ведущим ни у одного подростка.

Результаты изучения профессиональной идентичности по методике МИПИ Л.Б. Шнейдер в группе подростков выявили, что в среднем восьмиклассники имеют статус моратория, то есть находятся в состоянии кризиса идентичности.

Результаты соотношения учащихся с разным статусом профессиональной идентичности представлены на рисунке 2.

По результатам опроса видно, что большинство восьмиклассников (37,5%) находятся в состоянии кризиса идентичности и активно пытаются разрешить его, перебирая возможные варианты, соответствующие их интересам, целям, ценностям и идеалам. В то же время сам выбор еще не сделан и решение не принято, однако такие ученики в начале процесса возлагают свои надежды на будущее и испытывают чувства любопытства и позитивных ожиданий. Они открыты для новых впечатлений.

Рисунок3

Рисунок 2. Соотношение учащихся с разным статусом профессиональной идентичности

Многие подростки (33,3%) имеют размытую идентичность, им не хватает твердой, определенной идентичности, поскольку в силу личностных особенностей и/или социального статуса ни поиск, ни выбор решения ими не осуществлялись. Такие учащиеся не обладают внутренней целостностью, стремлениями и волей, которые могли бы послужить основой для построения стратегии самореализации внутреннего потенциала в жизни. Для них характерен негативный эмоциональный фон, преобладают пассивность, пессимизм, апатия и тревога.

У 12,5% испытуемых сформировалась преждевременная идентичность, у них есть определенный набор целей, ценностей и убеждений, которые у них сформировались в результате идентификации со значимыми людьми. Это часто происходит в раннем возрасте, поэтому человек не испытывает кризиса идентичности, так как у него уже есть план на будущее. Они не проводят широкого поиска, но из ближайшего окружения значимых людей извлекают кальку с целей, ценностей и убеждений, либо следуют их советам и выбору, отражающему их ожидания. Индивиды в этом статусе характеризуются авторитаризмом и слабой открытостью к новому опыту.

Два человека (8,3%) выразили достигнутую позитивную идентичность, у них сформировался свой собственный специфический набор личностно значимых целей, ценностей и убеждений, который обеспечивает им ощущение направленности и осмысленности жизни. Для них характерны оптимизм в отношении будущего, рациональное и гибкое мышление, способность принимать взвешенные и эффективные решения, а также стремления и воля к достижению желаемых результатов.

Также у двух испытуемых (8,3%) выявлена псевдо идентичность, они поглощены профессиональной ролью в ущерб другим социальным ролям. Для них характерно нарушение временной согласованности жизни, ригидность Я-концепции, болезненное неприятие критики в свой адрес, низкая рефлексия.

Результаты диагностики по тесту «Якоря карьеры» Э. Шейн в группе подростков показали, что у подростков больше всего выражена профессиональная ориентация на профессиональную компетентность, они хотят быть мастерами своего дела, бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Они ищут признания своих талантов.

Выраженность карьерных ориентаций у подростков представлены на рисунке 3.

Рисунок4

Рисунок 3. Выраженность карьерных ориентаций в группе подростков

Довольно ярко выражена направленность подростков на автономию и интеграцию стилей жизни. То есть, важным в работе является свобода и независимость, освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений, уравновешивание потребностей человека, семьи и карьеры, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам.

Несколько меньше у подростков выражены ориентации на стабильную, надежную работу с минимальной вероятностью увольнения, желание управлять людьми, проектами, брать ответственность за конечный результат, принимать решения, стабильность места жительства, служение, оказание пользы людям, обществу.

Меньше всего для подростков важно преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем, создание новых организаций, товаров или услуг, открытие собственного бизнеса.

На основе результатов исследования была разработана программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков. Программа включает в себя три блока. 1-й блок программы – работа с подростками, его цель - формирование осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждого подростка. Программа для подростков состоит из 14 занятий по 45 минут, один раз в неделю. 2-й блок программы – работа с классными руководителями с целью повышения компетентности по профессиональному самоопределению подростков. 3-й блок программы – работа с родителями подростков.

Проведенные занятия были эффективным. Мероприятия оказали положительное влияние на классный коллектив. В целом, удалось достичь целей и задач, активизировать ребят, найти контакт. Игровые упражнения, творческие задания, свободное общение, используемое оборудование, условия проведения занятий способствовали их успешному проведению.

Выводы: Повышая осведомленность родителей и общества, способствуя сотрудничеству между различными заинтересованными сторонами и предоставляя старшеклассникам комплексную систему поддержки, мы можем помочь им достичь своих карьерных целей.

Обеспечение эффективной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников имеет решающее значение для того, чтобы они могли сделать осознанный и удовлетворяющий их выбор профессии.

Решая существующие проблемы и внедряя предлагаемые решения, образовательные учреждения и другие заинтересованные стороны могут создать среду, способствующую самосознанию, исследованию и принятию обоснованных решений. Это, в свою очередь, приведет к более успешному и реализованному будущему для молодежи.

Создавая более надежную систему поддержки, возможно помочь старшеклассникам ориентироваться в сложном мире профессионального самопознания с большей ясностью и уверенностью, прокладывая путь к светлому будущему, наполненному как личной, так и профессиональной самореализацией.

Список литературы

  1. Гурьянова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. В сборнике: Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации. Челябинск, 2022. С. 44-46.
  2. Петренко Д.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения старшеклассников. В сборнике: Актуальные проблемы образования: позиция молодых. 2021. С. 198-200.
  3. Полонянкин Д.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. В сборнике: Актуальные проблемы социальной науки и практики. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2022. С. 34-36.