УДК 159.9.075

Особенности стрессовых состояний у женщин в послеродовой период

Рахманберди Гулзада Абдирахманкызы – магистрант Московского института психоанализа

Аннотация: Данная статья посвящена результатам сравнительного анализа особенностей стрессового состояния у впервые родивших женщин и женщин, имеющих опыт рождения детей, а также их взаимосвязи с со степенью рациональности мышления, уровнем фрустрационной толерантности и используемыми способы совладающего поведения. Результаты исследования могут быть использованы в разработке более целенаправленных программ поддержки и помощи для женщин после родов в работе как медицинских специалистов, так и психологов. В исследовании приняли участие 60 женщин в послеродовой период в возрасте 23-44 лет, из них – 30 впервые родивших женщин и 30 женщин, уже имеющих опыт рождения детей.

Ключевые слова: женщина, послеродовой период, опыт рождения, стресс, стрессовые состояния, рациональность мышления, фрустрационная толерантность, совладающее поведение, копинг стратегии.

Несмотря на актуальность вопросов именно психологической помощи женщинам в послеродовой период, работ посвященных данному вопросу, недостаточно, особенно в части особенностей послеродового состояния после первых родов – существующие исследования носят более общий характер, не разделяя женщин по признаку количества родов.

Цель исследования заключалась в сравнении проявления стрессовых состояний у женщин в послеродовый период у впервые родивших женщин и женщин, имеющих опыт рождения детей, а также в выявлении взаимосвязей между особенностями стрессовых состояний и степенью рациональности мышления, уровнем фрустрационной толерантности и используемыми способы совладающего поведения.

Для решения поставленной цели были использованы следующие методики исследования:

  1. Методика Шкала психологического стресса PSM-25 авторов R.Tessier, L. Lemure, L. Fillion (Лемура-Тесье-Филлиона) в адаптации Н.Е. Водопьяновой [1].
  2. Методика определения доминирующего состояния Л.В. Куликова [4]
  3. Методика «Способы совладающего поведения» (копинг-тест) Р. Лазаруса, С. Фолкмана в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой [3].
  4. Диагностика иррациональных установок (SPB) Х. Кассинове в адаптации А. Каменюкин, Д. Ковпак [2].

В исследовании участвовали 2 равночисленные выборки женщин:

  • в первую вошли впервые родившие женщины (n=30);
  • вторую группу составили женщины, имеющие опыт рождения детей (n=30).

Согласно полученным данным по шкале психологического стресса PSM-25 уровень психологического стресса в 1 группе значительно превышает уровень стресса во 2 группе женщин: 147,37±25,51 баллов и 88,10±38,29 баллов соответственно (рисунок 1). Причём данное различие статистически значимо (U = 105, ρ=0,00).

image001 

Рисунок 1. Уровень стресса по шкале психологического стресса PSM-25, среднее значение в баллах.

Взаимосвязь общего уровня стресса у женщин в послеродовый период с опытом рождения также доказывается корреляционным анализом (таблица 1). Между опытом рождения и уровнем психологического стресса существует обратная корреляционная взаимосвязь, что позволяет сделать вывод о том, что с опытом рождения уровень стресса в послеродовый период у женщин будет снижаться.

Таблица 1. Корреляция между опытом рождения и уровнем стресса (коэффициент Спирмена).

Показатель

Опыт

Психологический стресс

Коэффициент корреляции

-,664**

     

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

При этом согласно сравнению результатов диагностики по методике определения доминирующего состояния Л.В. Куликова проявления стрессового состояния женщин в послеродовый период в зависимости от опыта рождения также различаются (рисунок 2).

image002

*значения для статистически значимо различных показателей представлены курсивом

Рисунок 2. Уровень выраженности доминирующих состояний, среднее значение в баллах.

Уровень выраженности шкал спокойствия-тревожности (U=253,5; ρ=0,00), устойчивость-неустойчивость эмоционального тона (U=157,5; ρ=0,00), а также удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью (U=284,5; ρ=0,01) у женщин с первым опытом рождения ребенка достоверно ниже, чем у женщин, имеющих опыт рождения первых детей.

Такой результат обусловлен тем, что психологическое напряжение, проявление эмоциональных признаков стрессового состояния в течение послеродового периода обусловлено как объективными причинами – неуверенностью материнской позиции, отсутствием отработанных умений ухода за ребенком, перестройкой семейной системы, так и индивидуальными реакциями повышенного напряжения в кардинально новой ситуации.

Таким образом, опыт материнства оказывает значительное влияние на психологическое состояние женщин в послеродовый период, а их эмоциональное состояние и уровень стресса различаются в зависимости от наличия опыта рождения детей.

Средние результаты диагностики по методике, направленной на диагностику иррациональных установок, в двух группах наглядно представлены на рисунке 3.

image003

*значения для статистически значимо различных показателей представлены курсивом

Рисунок 3. Уровень рациональности мышления, среднее значение в баллах.

Уровень выраженности рациональности в отношении установок «долженствование в отношении себя» (U=74,5; ρ=0,00), а также «катастрофизации» (U=323; ρ=0,05) у женщин второй группы достоверно выше, чем у женщин первой группы. Это означает, что у женщин второй группы выше рациональность мышления, они не берут на себя сверх нагрузки, относятся толерантно к ситуации появления ребенка, могут на время отложить дела, если чувствуют усталость, отдохнуть и заняться чем-то более приятным, привлечь окружающих для ухода за ребенком. Им несвойственно драматизировать возникающие стрессовые ситуации.

Стоит отметить, что практически по всем установкам, кроме оценочной, средние показатели второй группы женщин выше. Это в итоге выражается в более высокой оценке общей рациональности мышления, которая статистически значимо выше у женщин второй группы (U=154; ρ=0,00) (подробнее на рисунке 4).

image004

Рисунок 4. Уровень рациональности мышления, среднее значение в баллах.

Выявлены также статистически значимые отличия в части применения копинг стратегий для совладания со стрессом (рисунок 5). Так, статистически значимо выше у женщин, родивших впервые, применение таких стратегий как «положительная переоценка» (U=134; ρ=0,00), «принятие ответственности» (U=315; ρ=0,04), «самоконтроль» (U=141; ρ=0,00) и «конфронтационный копинг» (U=213; ρ=0,00).

image005

*значения для статистически значимо различных показателей представлены курсивом

Рисунок 5. Уровень рациональности мышления, среднее значение в баллах

Такой копинг, может иметь как позитивные, так и негативные последствия.

Положительные аспекты:

  1. Адаптация к новой роли матери: Использование переоценки и принятия ответственности может помочь женщинам адаптироваться к новой роли матери, осознать свою ответственность и найти позитивные стороны в процессе ухода за ребенком.
  2. Эффективный самоконтроль: Способность контролировать свои эмоции и действия может помочь рационально реагировать на стрессовые ситуации, что может быть полезно при уходе за младенцем.
  3. Активное решение проблем: Применение конфронтационных стратегий может способствовать активному решению проблем и уверенной борьбе со стрессом, что важно в период адаптации к материнству.

Негативные аспекты:

  1. Переутомление: Постоянное использование конфронтационных стратегий и самоконтроля может привести к чрезмерному напряжению и переутомлению, так как в период послеродового стресса риск переутомления увеличивается.
  2. Эмоциональное выгорание: Постоянная ответственность, переоценка и конфронтационные стратегии могут увеличить риск развития эмоционального выгорания из-за постоянного напряжения.
  3. Создание излишнего давления: Постоянная ответственность и концентрация на сложностях материнства могут создать излишнее давление на женщин, что в свою очередь может привести к ухудшению психоэмоционального состояния.

Таким образом, хотя использование вышеупомянутых стратегий копинга может помочь адаптироваться к материнству, необходимо также учитывать риски эмоционального выгорания и переутомления, связанные с излишним использованием этих стратегий в период послеродового стресса.

Обобщая проведенный сравнительный анализ можно сделать вывод о том, что проявления стресса у женщин с разным опытом рождения переживается по-разному: статистически значимо отличаются не только уровень стресса и доминирующие состояния, но и рациональность мышления, а также используемый копинг для совладания со стрессом.

Корреляционный анализ между показателями общего уровня стресса и особенностями проявления стрессовых состояний у женщин в послеродовый период со степенью рациональности мышления, уровнем фрустрационной толерантности (таблица 2) показал, что общий уровень стресса обратно взаимосвязан с общим уровнем рациональности мышления (-0,422**), что обусловлено его тесной обратной взаимосвязью с такой установкой как «долженствование в отношении самого себя» (-0,520**). Не обнаружены взаимосвязи с такими установками как «катастрофизация», «долженствование в отношении других» и «оценочная установка и общая рациональность».

С рациональностью мышления также взаимосвязана устойчивость эмоционального тона (0,306*), которая свидетельствует о том, что снижение рациональности у женщин в послеродовый период может привести к неустойчивости эмоционального тона, которая является одной из составляющих психологического стресса.

С фрустрационной толерантностью взаимосвязана такая особенность проявления стрессовых состояний как негативная оценка образа самого себя. Фрустрационная толерантность относится к способности человека терпеливо переносить фрустрацию, то есть способность справляться с разочарованиями, неудачами, стрессом и негативными эмоциями. У женщин в случае более высокого уровня фрустрационной толерантности повышается критичность в самооценивании и повышается уровень самопонимания.

Таблица 2. Корреляция между уровнем стресса и особенностями проявления стрессовых состояний у женщин в послеродовый период со степенью рациональности мышления и уровнем фрустрационной толерантности (коэффициент Спирмена).

Показатель

Долженствование в отношении самого себя

Общая рациональность мышления

Фрустрационная толерантность

Психологический стресс

-,520**

-,422**

 

Устойчивость- неустойчивость эмоционального тона

,263*

,306*

 

Положительный – отрицательный образ самого себя (низкая критичность в самооценивании)

 

 

-,386**

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

В таблице 3 представлены статистически значимые взаимосвязи уровня психологического стресса и особенностей стрессовых проявлений с копинг стратегиями. Согласно проведенному корреляционному анализу можно сделать вывод, что использование конфронтационного копинга, повышенного самоконтроля и положительной переоценки будет способствовать развитию психологического стресса у женщин в послеродовой период.

Таблица 3. Корреляции между уровнем стресса и особенностями проявления стрессовых состояний у женщин в послеродовый период с используемыми способы совладающего поведения (коэффициент Спирмена).

Показатель

Конфронтационный копинг

Дистанцирование

Самоконтроль

Поиск социальной поддержки

Положительная переоценка

Психологический стресс

,329*

 

,383**

 

,492**

Активное-пассивное отношение к жизненной ситуации

 

,338**

 

,255*

 

Устойчивость- неустойчивость эмоционального тона

       

-,297*

Удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью

 

,265*

     

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

При этом поиск социальной поддержки и дистанцирование могут способствовать более активному отношению к жизненной ситуации у женщин в послеродовой период. Активный поиск социальной поддержки может обеспечить женщинам послеродового периода дополнительную поддержку, утешение и помощь со стороны семьи, друзей, специалистов и общественного окружения в целом. Это создает условия для более легкой адаптации к новым обстоятельствам и стрессовым ситуациям. Получение поддержки от окружающих создает ощущение безопасности и позволяет женщинам чувствовать себя более защищенно в новой жизненной ситуации материнства.

Некоторое дистанцирование может помочь женщинам сохранить определенную эмоциональную стабильность и рациональный взгляд на свою жизненную ситуацию. Оно может выражаться в том, что женщины на некоторое время отдаляются от стрессовых ситуаций, чтобы перезарядиться и восстановить психологическое равновесие. Такой подход позволяет им сохранить объективный взгляд на свои проблемы и находить рациональные решения.

Снижение положительной переоценки может способствовать более высокой эмоциональной устойчивости, так как оно связано с более реалистичным восприятием событий, ситуаций и своих возможностей. Это может помочь избежать чрезмерных ожиданий, разочарований и чувства неудовлетворенности, что в свою очередь способствует более устойчивому эмоциональному состоянию.

Дистанцирование, то есть удаление от определенных аспектов жизни или событий, может привести к удовлетворенности жизнью в целом. Это может проявляться в форме создания эмоциональной защиты или психологической дистанции от ситуаций, вызывающих стресс или негатив. При этом фокус остается на сохранении позитивного отношения к жизни в целом, несмотря на негативные аспекты, в том числе и собственного поведения.

Таким образом, в результате исследования стрессовых состояний женщин в послеродовый период с разным опытом материнства были сделаны следующие выводы:

  1. Уровень психологического стресса в послеродовом периоде значительно выше у женщин, у которых первый опыт материнства, чем у женщин, имеющих опыт рождения детей.
  2. Уровень выраженности шкал спокойствия-тревожности, устойчивости-неустойчивости эмоционального тона и удовлетворенности-неудовлетворенности жизнью у женщин с первым опытом рождения ребенка достоверно ниже, чем у женщин, имеющих опыт рождения первых детей.
  3. Практически все показатели рациональности мышления для женщин второй группы выше по сравнению с первой группой, что выражается в более высокой общей рациональности мышления.
  4. Статистически значимо выше у женщин, родивших впервые, применение таких стратегий как «положительная переоценка», «принятие ответственности», «самоконтроль» и «конфронтационный копинг». Хотя использование вышеупомянутых стратегий копинга может помочь адаптироваться к материнству, необходимо также учитывать риски эмоционального выгорания и переутомления, связанные с излишним использованием этих стратегий в период послеродового стресса.
  5. Доказано, что общий уровень стресса и особенности проявления стрессовых состояний у женщин в послеродовый период взаимосвязаны со степенью рациональности мышления, уровнем фрустрационной толерантности и используемыми способы совладающего поведения. При этом учитывая статистические различия между женщинами с разным опытом рождения в части этих показателей в рамках дифференцированного подхода при работе с ними следует обратить внимание на особенности данных взаимосвязей у данных групп.

Список литературы

  1. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – СПб: Питер, 2009. – 329 с.
  2. Каменюкин, А.Г. Стресс-менеджмент [Текст] / А. Г. Каменюкин, Д. В. Ковпак. – СПб: Питер, 2012. – 206 с.
  3. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Крюкова Т.Л. – Изд. 2-е, испр., доп. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 61 с.
  4. Психология состояний: учебное пособие / [Прохоров А. О. и др.]; под ред. А. О. Прохорова. – М.: Когито-Центр, 2011. – 623 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: