УДК 159.9.075
Моделирование взаимосвязи коммуникативной компетентности и стресса многозадачности у руководителей среднего звена
Поняева Анастасия Игоревна – магистрант Московского института психоанализа
Аннотация: Напряженные и быстро меняющиеся условия макросреды, многократно возросшие информационные потоки, непрерывное увеличение рабочих задач и их непредсказуемость усложняют современную управленческую практику. Именно руководители среднего звена оказываются наиболее беззащитны к многоканальной лавине информации и смене планов со всех уровней: вышестоящего, равного по должности и подчинённого. В связи с этим управленцы среднего звена сталкиваются с постоянным стрессом многозадачности, который влияет на эффективность работы в целом. Причём влияние это происходит в большинстве случаев из-за снижения коммуникативной компетентности. В условиях стресса многозадачности снижается активное слушание, уровень эмпатии, а информация в большинстве своём просто не усваивается, что может привести к конфликтам на рабочем месте, перебоях в информационном потоке компании и к другим негативным последствиям. Данная статья посвящена результатам исследования взаимосвязи коммуникативной компетентности и стресса многозадачности у руководителей среднего звена. В исследовании приняли участие 60 руководителей среднего звена, проживающие в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской Области, имеющие в подчинении не менее 3 сотрудников и стаж управленческой деятельности более 2-х лет. Средний возраст участников исследования составил 32 года. Выборка состояла из 70% респондентов женского пола и 30% мужского пола.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, стресс, многозадачность, стресс многозадачности, работоспособность, руководители.
Целью исследования являлось моделирование взаимосвязи коммуникативной компетентности и стресса многозадачности у руководителей среднего звена.
Коммуникативная компетентность у руководителей представляет собой связанный с общением комплекс навыков, знаний, умений, способностей и стратегий, позволяющих личности успешно справляться с различными задачами обмена информацией, организации взаимодействия, установления взаимопонимания и эмоционального воздействия в рабочих и социальных контекстах [2; 6; 7 и др.].
Руководители среднего звена выступают в роли связующего звена между топ-менеджментом и оперативным персоналом, обеспечивая связь, координацию и выполнение стратегических целей компании на операционном уровне, то есть значительное количество времени проводят в процессе коммуникации. В связи с этим функция установления коммуникаций для руководителя среднего звена является ключевой, поскольку качественная коммуникация позволяет ему эффективно передавать и получать информацию на всех уровнях: вышестоящего, равного по должности и подчинённого. Кроме того, умение наладить эффективную коммуникацию между различными уровнями организации способствует повышению мотивации сотрудников, улучшению совместной работы и продуктивности. То есть руководитель среднего звена должен обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.
Снижение коммуникативной компетентности на наш взгляд может происходить за счёт воздействия стресса многозадачности, который стал неотъемлемой частью современной жизни и трудовой деятельности.
Первые исследования многозадачности начались в начале прошлого века в области психологии внимания, еще до того, как сам термин был введен, а затем продолжились в когнитивной психологии. Существует три основных подхода к изучению многозадачности: «сукцессивный», «симультанный» и ресурсный [5]. Однако, до сих пор нет единого мнения в определении данного понятия.
Многозадачность является сложным и неоднозначным феноменом и рассматривается некоторыми авторами как позитивное и необходимое качество, но в большинстве случаев многозадачность рассматривается в негативном ключе. К негативным сторонам многозадачности можно отнести следующие последствия:
- Потеря продуктивности. Исследования Американской ассоциации психологов показывают, что многозадачность требует дополнительных затрат времени и повышает риск ошибок. Регулярные переходы от одной задачи к другой отнимают до 40% рабочего времени сотрудника [8].
- Дефицит внимания. Исследования, проводимые в Стэнфордском университете показало, что люди, которые привыкли концентрироваться на нескольких задачах одновременно хуже запоминают информацию, не могут выделить нужную информацию и испытывают трудности с организацией мыслей [9].
- Снижение познавательных способностей. Эксперимент «Инфомания», проведенный психологом Гленном Уилсоном из Института психиатрии Лондонского университета, показал, что у людей, выполняющих интеллектуальную работу в режиме многозадачности, наблюдается спад показателей IQ примерно на 10 пунктов. Ученый сравнил такой уровень работоспособности с состоянием после суток, проведенных без сна [10].
- Физическое истощение. Постоянное переключение внимания требует высокого потребления кислорода и глюкозы, которые являются жизненно необходимым топливом для нашего организма, поэтому работа в режиме многозадачности в конечном итоге приводит к постоянному ощущению усталости.
- Формирование зависимостей. Когда мы выполняем какую-либо задачу, в организме происходит выброс гомона удовольствия – дофамина. Поэтому работа в режиме многозадачности способствует тому, что мозг привыкает к его выбросу и ему требуется постоянно получать его любыми доступными способами. Чтобы это сделать, человек начинает браться за абсолютно бесполезные задачи с единственной целью – получить дофамин, в результате чего тратит все свое время на выполнение каких-либо дел, но на самом деле не делает ничего значимого и полезного. Таким образом у людей формируется, например, зависимость от социальных сетей [4].
- Повышение стресса. Кроме дофамина многозадачность стимулирует выработку гормона стресса – кортизола, поэтому такой режим повышает уровень тревожности.
В рамках данного исследования сущность многозадачности рассматривалась как фактор, снижающего качество работы и вызывающий негативные состояния у руководителей среднего звена, что впоследствии было доказано и эмпирически (многозадачность статистически значимо снижает уровень работоспособности у руководителей).
Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методики исследования:
- Тест-опросник коммуникативных умений Ю.З. Гильбуха [1].
- Авторская анкета субъективной оценки стресса многозадачности и проявлений многозадачности в жизни. Авторская анкета составлялась в форме опросника в соответствии с целью и задачами исследования. Первая часть анкеты содержала шкалу субъективной оценки стресса многозадачности на примере шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн. Вторая часть анкеты содержала 14 утверждений, определяющих наличие факторов многозадачности у руководителей среднего звена с помощью 5-ти бальной шкалы «никогда», «редко», «иногда», «часто», «постоянно».
- Тест на работоспособность в условиях многозадачности Е. Офиар и К. Наса [10]
- Методика «Стресс – ФИЭ» Е.С. Ивановой [3]
Большинство руководителей, участвовавших в исследовании, обладают компетентным типом общения, что свидетельствует о высоком уровне коммуникативной активности, соответствующем стандартам профессиональной коммуникативной деятельности. Однако также присутствуют руководители с другими типами поведения (зависимым, агрессивным, невыраженным), что указывает на актуальность вопроса развития коммуникативной компетентности у руководителей (рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение выборки руководителей по их типу общения, в %.
Результаты свидетельствуют о довольно высоком уровне стресса многозадачности у руководителей, что может негативно сказываться на их продуктивности, концентрации, эмоциональном состоянии и общем благополучии (в среднем по выборке 6,48 баллов со стандартным отклонением 1,81 при максимально возможных 10 баллах).
Работоспособность в многозадачном режиме у руководителей в среднем ниже, чем в однозадачном режиме (рисунок 2). Сравнительный анализ выявил статистически значимый сдвиг в увеличении времени выполнения задач в многозадачном режиме (таблица 1 и таблица 2).
Рисунок 2. Уровень работоспособности в условиях однозадачности и многозадачности у руководителей, (среднее значение в выборке), в сек.
Таблица 1. Сравнение показателей работоспособности руководителей в однозадачном и многозадачном режиме, в секундах (по критерию Т-Вилкоксона).
Статистические критерии |
Работоспособность М – Работоспособность О |
Z |
-5,920 |
Асимп. знач. (двухсторонняя) |
0 |
b На основе отрицательных рангов.
Таблица 2. Характеристика сдвигов по уровню работоспособности в зависимости от режима деятельности (однозадачный и многозадачный режимы) (по критерию Т-Вилкоксона).
Ранги |
N |
Средний ранг |
Сумма рангов |
Отрицательные ранги |
3a |
30,5 |
91,5 |
Положительные ранги |
55b |
29,45 |
1619,5 |
Совпадающие наблюдения |
2c |
||
Всего |
60 |
a РаботоспособностьМ < РаботоспособностьО
b РаботоспособностьМ > РаботоспособностьО
c РаботоспособностьМ = РаботоспособностьО
Для более детального изучения стресса многозадачности были проанализированы факторы, определяющие наличие избыточной многозадачности в работе, которые оценивались респондентами по 5 балльной шкале в зависимости от частоты проявления в их жизни. Результаты анкетирования свидетельствуют о достаточном разнообразии проявлений многозадачности у руководителей в рабочей среде (таблица 3).
Таблица 3. Уровень проявления многозадачности у руководителей среднего звена, в баллах.
Показатель |
Среднее |
Стандартная отклонения |
Встречая не очень хорошо знакомого человека мне сложно вспомнить как его зовут |
3,07 |
1,22 |
Не успеваю выполнить задачу, но беру еще несколько, потому что попросило руководство |
3,27 |
1,18 |
Отвечаю на сообщения, находясь на совещании |
3,13 |
1,27 |
Пользуюсь своим телефоном во время ходьбы |
3,62 |
1,11 |
Отвлекаюсь на свой мобильный телефон во время общения с коллегой или близким человеком. |
3,30 |
1,21 |
Собираюсь заняться каким-то делом, но отвлекаюсь на что-то постороннее. |
3,57 |
1,05 |
Испытываю необходимость в том, чтобы еще раз прочесть или просмотреть запись учебного/рабочего материала, потому что при первом знакомстве с ним не было сосредоточенности. |
3,82 |
0,95 |
Ловлю себя на мысли, что невнимательно слушаю собеседника |
2,97 |
1,18 |
Обращаюсь к мобильному телефону во время еды |
3,73 |
1,16 |
Испытываю необходимость работать в свое свободное время |
2,75 |
1,46 |
Делаю важную заметку на кусочке бумаги/стикере, который потом не могу найти |
2,32 |
1,20 |
Заканчиваю свой рабочий день с ощущением, что мне не удалось всего сделать. |
2,83 |
1,15 |
Теряю мысль из-за отвлекающих меня уведомлений |
2,83 |
1,26 |
Ощущаю недостаточность своего уровня производительности и не получаю удовлетворения от своих достижений, хотя при этом все время занят(-а). |
3,23 |
1,16 |
При этом доказано, что существует явная прямая взаимосвязь между большинством выделенных в исследовании проявлений многозадачности и стрессом многозадачности (таблица 4). Результаты данного корреляционного анализа
Таблица 4. Корреляции между проявлениями многозадачности и стрессом многозадачности (коэффициент Спирмена).
Показатель |
Уровень стресса многозадачности |
Не успеваю выполнить задачу, но беру еще несколько, потому что попросило руководство |
,304* |
Отвлекаюсь на свой мобильный телефон во время общения с коллегой или близким человеком |
,276* |
Собираюсь заняться каким-то делом, но отвлекаюсь на что-то постороннее |
,444** |
Испытываю необходимость в том, чтобы еще раз прочесть или просмотреть запись учебного/рабочего материала, потому что при первом знакомстве с ним не было сосредоточенности |
,342** |
Ловлю себя на мысли, что невнимательно слушаю собеседника |
,324* |
Теряю мысль из-за отвлекающих меня уведомлений |
,358** |
Ощущаю недостаточность своего уровня производительности и не получаю удовлетворения от своих достижений, хотя при этом все время занят(-а). |
,299* |
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Выявленные прямые корреляционные связи между многозадачностью и уровнем стресса многозадачности означают, что увеличение указанных проявлений многозадачности ведёт к увеличению уровня стресса у руководителей. То есть, чем больше проявлений многозадачности, тем выше уровень стресса. При этом, как обнаружено в рамках корреляционного анализа, стресс многозадачности взаимосвязан с общим уровнем стресса в целом и со всеми его компонентами (таблица 5).
Таблица 5. Корреляции между стрессом многозадачности и общим уровнем стресса (коэффициент Спирмена).
Показатель |
Уровень стресса многозадачности |
Физиологическая субшкала стресса, в баллах |
,428** |
Информационная субшкала стресса, в баллах |
,322* |
Эмоциональная субшкала стресса, в баллах |
,480** |
Общий уровень стресса, в баллах |
,473** |
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Стресс многозадачности напрямую взаимосвязан с общим уровнем стресса (0,473**) и имеет среднюю силу связи, что говорит о том, что с повышением стресса многозадачности повышается и общий уровень стресса. При этом наиболее тесную связь стресс многозадачности имеет с эмоциональной составляющей стресса (0,480**), то есть эмоциональная реакция на стресс, связанный с выполнением нескольких задач одновременно, сильно сказывается на общем уровне стресса. При этом у практически трети руководителей (29%) руководителей наблюдается высокий уровень стресса. Снижение стресса многозадачности, учитывая выявленные взаимосвязи со стрессом, может способствовать и снижению общего уровня стресса.
Возможное развитие коммуникативной компетентности от снижения стресса многозадачности оценивалось нами при помощи корреляционного анализа между стрессом многозадачности и коммуникативными умениями (таблица 6). В таблице представлены только статистически значимые взаимосвязи.
Таблица 6. Корреляции между стрессом многозадачности и уровнем коммуникативной компетентности (коэффициент Спирмена).
Показатели |
Уровень стресса многозадачности |
|
Реагирование на справедливую критику |
Зависимый |
-0,219 |
Компетентный |
-0,029 |
|
Агрессивный |
,267* |
|
Умение обратиться к сверстнику с просьбой |
Зависимый |
-,263* |
Компетентный |
0,096 |
|
Агрессивный |
,262* |
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
По результатам корреляционного анализа выявлено, что стресс многозадачности взаимосвязан с такими коммуникативными умениями как «реагирование на справедливую критику» (0,267*). Данная взаимосвязь происходит на уровне агрессивного типа общения и имеет прямую взаимосвязь, что означает, что в случае повышения стресса многозадачности будет повышаться агрессивное реагирование на справедливую критику, то есть будет снижаться компетентность в данном виде коммуникации.
Также обнаружена взаимосвязь стресса многозадачности с таким умением как «умение обратиться к сверстнику с просьбой». Причем данная взаимосвязь обнаружена как на уровне агрессивного типа общения (0,262*), так и на уровне зависимого типа общения (-0,263*). Несмотря на разное направление данных взаимосвязей, можно сделать вывод, что при повышении стресса многозадачности будет снижаться компетентность в использовании данного навыка. Руководителю сложнее будет обратиться за помощью, что может привести к ещё большему росту задач и уровня многозадачности.
Таким образом, доказано, что стресс многозадачности и уровень коммуникативной компетентности имеют взаимосвязь. Также хочется отметить, что между коммуникативными умениями и типами их общения были обнаружены взаимосвязи и с разными проявлениями многозадачности.
Все проявления многозадачности взаимосвязаны с теми или иными коммуникативными умениями, при этом чаще всего они обратно взаимосвязаны с компетентным типом общения, и прямо связано с агрессивностью в общении. То есть чем больше проявляется многозадачность, тем выше стресс многозадачности (также выше общий уровень стресса) и тем ниже уровень коммуникативной компетентности и выше уровень агрессии в общении, что может негативно сказаться на деятельности руководителя среднего звена.
С практической точки зрения, результаты исследования могут быть полезны для компаний и организаций и способствовать созданию программ обучения и тренингов, направленных на улучшение коммуникативной компетентности у руководителей и содействие снижению уровня стресса в рабочей среде. Это в свою очередь может привести к повышению производительности и благополучия персонала в организации.
Список литературы
- Гильбух, Ю.З. Тест-опросник коммуникативных умений / Ю.З. Гильбух. – Киев: НПЦ Перспектива, 1995. – 9 с.
- Зотова, И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации подростков в условиях информатизации общества/ И.Н. Зотова // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве 21 века. – 2006. – С.106.
- Иванова, Е.С. Стресс-ФИЭ: методика измерения основных видов стресса / Е.С. Иванова // Психологическая диагностика : Научно-методический и практический журнал / Ред. М.К. Акимова, В.Г. Колесников. – 2008. – №5 сентярь-октябрь 2008. – с. 82-101.
- Левитин, Д. Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки / Д. Левитин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 544 с.
- Мотовилина, И.А. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.03. – Москва, 2003. – 174 с.
- Низаева, Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л.Ф. Низаева // Молодой ученый. – 2016. – № 28 (132). – С. 933-935.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический программа. – М.: Издательство МГУ, 1998 – 348 с
- Сапольски Р. М. Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки / Р.М. Сапольски – М.: Альпина нон-фикшн, 2019 – 765 c.
- Многозадачность вредит способности к концентрации внимания // Computerworld Россия. – 2009. – № 28 [Электронный ресурс] – URL: https://www.osp.ru/cw/2009/28/10125452 (дата обращения: 15.02.2024)
- Ophir E, Nass C, Wagner AD. Cognitive control in media multitaskers. Proc Natl Acad Sci U S A. 2009 Sep 15;106(37):15583-7. doi: 10.1073/pnas.0903620106.