УДК 159.9

Тревожность как черта личности: плюсы и минусы в обыденной жизни

Марихин Сергей Васильевич – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования, Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Виноградова Дарья Кирилловна – магистрант факультета психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Аннотация: данная статья исследует феномен тревожность как устойчивую черту личности. В статье раскрывается содержание понятия «тревога», «тревожность» и их взаимосвязь. Также рассмотрены факторы, продуцирующие данное состояние, что дает возможность рассматривать тревожность и как устойчивое психическое образование, и как свойство темперамента. Анализируются виды тревожности, в зависимости от которых, в результате проведенных теоретических исследований сформулированы положительные и отрицательные аспекты, влияющие на функционирование и благополучие человека.

Ключевые слова: тревога, тревожность, черта личности, чрезмерная тревожность, адаптивная тревожность.

Актуальность изучения феномена тревожности не ослабевает, а наоборот растет с каждым годом. Как сказал немецкий публицист 18 века К.Л. Берне: «Нет ничего более постоянного, чем перемены». И действительно современный мир меняется с удивительной скоростью, и новые технологии, связь и социальные изменения играют огромную роль в повседневной жизни.

Жизнь современного человека динамична и каждый день бросает новые вызовы и задачи, а также, предоставляет новые возможности и пространство для самореализации, развития личности, самоопределения и достижения профессиональных высот. Но вместе тем, быстрый темп жизни требует от человека гибкости, адаптивности и умения мгновенно принимать решения, что неизбежно в определенный момент приводит к стрессам, эмоциональному напряжению и тревоге.

Термин «тревога» в психологический оборот ввел З. Фрейд (1925) [10]. В настоящее время существует большое количество определений данного понятия. В психологическом словаре оно определяется как эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующегося неопределенным ощущением угрозы [2]. Однако, Н. Д. Левитов считает, что бывают состояния тревожности, в которых страх отсутствует [4].

Тревога определяется как эмоциональное состояние, в котором человек испытывает острое, мучительное и необоснованное беспокойство, связанное с предвидением неудачи, опасности или ожиданием чего-то важного и значимого в условиях неопределенности.

Следовательно, в обычном понимании, тревога часто рассматривается как эмоциональная реакция без явного и определенного стимула, поскольку неизвестны факторы или условия, которые могут вызвать такую реакцию. Однако, следует учитывать, что при активации тревоги, а также других эмоциональных состояний, когнитивные факторы играют важную роль. То есть, мыслительные процессы человека и интерпретация событий могут влиять на возникновение тревоги и других эмоциональных состояний.

Тревога, в сущности, является нормальной и здоровой реакцией, которая время от времени посещает каждого человека, заставляя испытывать определенные беспокойства. Однако, когда тревога превращается в фоновое, хроническое состояние, это уже указывает на наличие тревожности.

Тревожность различают и как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту личности, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (Ю. Л. Ханин, 1980; Р. Кэттел и И. Шеир, 1961; И. Г. Сарасон, 1972; Ч. Спилбергер, 1966) [3; 7; 11].

В процессе постоянного переживания тревоги и/или многократного повторения ситуаций, в которых актуализируются факторы, продуцирующие состояние тревоги, данное эмоциональное состояние фиксируется, и в свою очередь, закрепившись, тревога становится устойчивым образованием, то есть переходит в черту личности – тревожность (Ч. Д. Спилбергер, 1972) [2].

С другой стороны, тревожность, как черту личности, можно рассматривать не только как устойчивое образование, то есть психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, но и как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность, в соответствии с терминологией В. С. Мерлина) [6]. В данном случае, в качестве основных факторов, продуцирующих состояние тревоги, признаются природные предпосылки, то есть врожденные, такие как свойства нервной и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов (Н. Н. Данилова, 1992; В. С. Мерлин, 1986; Я. Рейковский, 1979; Я. Стреляу, 1982) [1; 7; 8; 9].

Таким образом, процесс возникновения и закрепления тревожности, как относительно устойчивой черты личностной - является результатом сложного взаимодействия различных факторов, как и биологических (в том числе и биохимических), так и физиологических, личностных, социальных, культурно-исторических, природной предрасположенности и прочих.

Следует отметить, что индивидуальные различия восприятия и реакции на тревожность также могут сыграть определенную роль в том, как человек переживает и использует свои тревожные черты, и то, как используются этот аспект, может влиять на жизнь положительно или отрицательно.

Чрезмерно высокий уровень тревоги рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности [7].

Высокий уровень тревожности может привести к излишней тревоге и переживаниям [5]. Люди могут часто опасаться негативных сценариев, необоснованных, а порой и несуществующих опасностей, или проявлять сильную тревогу перед повседневными ситуациями, сильно затрудняя ежедневную жизнь.

Это в свою очередь, может ограничивать способность человека к исследованию новых возможностей, препятствовать личному и профессиональному росту, осуществлению своего потенциала. Чрезмерная тревожность, может привести к ограничению личной свободы, созданием препятствий для принятия новых вызовов и возможностей. Избегание риска и неопределенности может удерживать человека в зоне комфорта и ограничивать его развитие и личностный рост.

Избыточная тревожность может отрицательно сказываться на качестве жизни. Люди могут постоянно испытывать отсутствие покоя и радости, а также испытывать проблемы с самооценкой, самоуважением и самостоятельностью. Люди с высоким уровнем тревожности, как правило, склонны к самокритике и перфекционизму, что тем самым подрывает их уверенность в себе и искажает восприятие своих достижений, в свою очередь это может привести к высокой потребности в одобрении от окружающих. Люди в этой ситуации становятся сильно зависимыми от внешних мнений и оценок.

Постоянное переживание тревожности может привести к усталости и истощению ментальных и эмоциональных ресурсов человека. Это отрицательно сказываться на психическом и физическом здоровье. Выраженная тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение «беспокойства», «дрожания», «кипения», «бурления» в различных частях тела, чаще в груди и нередко сопровождается различными соматовегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, тремором, кожным зудом и т. п.) [2]. Как пишет Э. Шостром (1994), тревога подобна сосущему чувству голода [12].

Так же чрезмерная тревожность может сказываться на взаимодействии с другими людьми и создавать трудности в установлении и поддержании здоровых отношений. Излишняя осторожность может препятствовать развитию близости и доверия с окружающими, может препятствовать социальной активности, что в итоге приведет к сокращению социального круга, а также избеганию новых контактов или предотвращению участия в социальных жизни. Формирования постоянных опасений и сомнений может создавать конфликты, межличностные неприятности и вовсе изоляцию человека.

Однако, важно помнить, что тревога - это естественная реакция организма на стрессовые ситуации. В некоторых случаях, она может быть полезной, поскольку позволяет быть более осторожными и готовыми к возможным угрозам.

Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога) [7].

Люди с оптимальным уровнем тревожности обычно более бдительны и осторожны в своих действиях. Они могут быть лучше подготовлены к потенциальным опасностям и рискам, и аккуратнее в принятии решений. Адаптивная тревожность может способствовать более осознанному восприятию и вниманию к деталям. Это может помочь в улучшении концентрации и выполнении задач с точностью и вниманием к деталям, что порой необходимо в некоторых профессиях.

Личность с оптимальным уровнем тревожности может быть более мотивирована к достижению и успеху. Наличие беспокойства может стимулировать к повышенным усилиям, чтобы предотвратить неудачи и достичь поставленных целей. Так же, такие люди часто отличаются высокой ответственностью и добросовестностью.

Тревожность может повысить уровень внимания и осознанности человека, что может помочь ему более детально анализировать и понимать информацию или ситуацию. Люди с тревожностью, как устойчивой чертой личности обычно более бдительны и осторожны в своих действиях. Они проницательно воспринимают потенциальные опасности и предотвращают рискованные ситуации. Тревожность стимулирует к более тщательному планированию и предвидению возможных проблем. Это может помочь им быть лучше подготовленными к различным ситуациям и вовремя принять меры по предотвращению непредвиденных ситуаций, а также, разрабатывать стратегии для их решения, что способствует более осознанному подходу к деятельности.

Помимо этого, исследования показывают, что люди с адаптивной тревожностью обладают большей социальной эмпатией и пониманием эмоций других людей. Они лучше воспринимают и реагируют на эмоциональные сигналы, что способствует лучшему межличностному взаимодействию.

Таким образом, тревожность как черта личности имеет разнообразные плюсы и минусы, которые могут влиять на различные аспекты жизни и функционирования людей. Важно помнить, что уровень тревожности различается у каждого человека, и когда тревожность начинает оказывать существенное отрицательное влияние на жизнь и благополучие, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

В конечном счете, положительные и отрицательные аспекты тревожности варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей и контекста. Хотя тревожность может быть полезной в некоторых ситуациях, ее избыточное присутствие может иметь отрицательное влияние на адаптацию и благополучие личности.

Список литературы

  1. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1992. – 192 с.
  2. Ильин, Е.П. Психология страха. – СПб.: «Питер», 2017. – 378 с.
  3. Карандашев, В.Н. Изучение оценочной тревожности: руководство по использованию / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 80 с.
  4. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги /Н.Д. Левитов. – Москва // Тревога и тревожность: хрестоматия: [учебное пособие] / сост. В.М. Астапов. – Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2008. – С. 75-84.
  5. Марихин С.В., Колготина Г.К. Локус контроля как предикатор тревожности и склонности к риску // Вопросы педагогики М., 2022. - № 10. С. 72 – 75.
  6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – Москва: Педагогика, 1986. – 256 с.
  7. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст /А.М. Прихожан. – 2-е издание. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 192 с.
  8. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – Москва: Прогресс, 1979. – 392 с.
  9. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – Москва: Прогресс, 1982. – 232 с.
  10. Фрейд 3. Психология повседневной жизни. М., 1925.
  11. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 208 с.
  12. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994.

Интересная статья? Поделись ей с другими: