УДК 34

Государственная служба в системе органов исполнительной власти РФ

Кульшина Анастасия Анатольевна – студент Белгородского университета кооперации, экономики и права.
Научный руководитель Кондракова Инна Александровна – заведующая кафедрой административного и уголовного права Белгородского университета кооперации, экономики и права.

Аннотация: В статье рассматривается государственная служба в системе органов исполнительной власти России. Отмечается, что государственная служба является политико-административным институтом, который удовлетворяет потребность общества в профессиональном исполнении политических решений во всех областях государственного управления. Приводятся особенности госслужбы как института и части механизма государственного управления. Выявляются особенности административных преобразований системы органов исполнительной власти.

Ключевые слова: система публичной власти, органы исполнительной власти, государственное управление, государственная служба, Россия.

Основой эффективного государственного управления является система органов исполнительной власти, характеризующаяся сложным внутренним строением и многообразием государственных органов [1]. Исполнительная власть реализует большую часть управленческих функций государства, обеспечивает стабильное социально-экономическое развитие, поддержание обороны, безопасности и политической стабильности страны. Непосредственным осуществлением задач и функций государства занимается комплексный институт государственной службы, который объединяет нормы административного, конституционного, уголовного, финансового и иных отраслей права [2]. Значимость госслужбы для функционирования государства обуславливает актуальность исследования её сущности и положения в системе органов исполнительной власти.

Целью работы является изучение государственной службы в системе органов исполнительной власти России. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ, под госслужбой понимается профессиональная служебная деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий [3]:

  • России;
  • федеральных органов госвласти;
  • субъектов России;
  • органов госвласти субъектов России;
  • лиц, замещающих должности, которые устанавливают Конституция России и федеральные законы для исполнения полномочий федеральных госорганов и органов публичной власти федеральных территорий;
  • лиц, замещающих должности, которые устанавливают конституции, уставы и законы субъектов России для исполнения полномочий госорганов субъектов России;
  • федеральных территорий;
  • органов публичной власти федеральных территорий;
  • лиц, замещающих в федеральной территории должности, которые устанавливают указы Президента России, федеральные законы и устав федеральной территории для исполнения полномочий органов публичной власти федеральной территории.

Госслужба является политико-административным институтом, который удовлетворяет потребность общества в профессиональном исполнении политических решений во всех областях государственного управления [4]. Можно выделить следующие институциональные особенности госслужбы:

  • существование на постоянной основе, вне зависимости от изменений в политической сфере;
  • зависимость конкретных параметров госслужбы от политической организации общества;
  • определение объёма деятельности госслужбы уровнем экономического развития общества;
  • наделение госслужбы властными полномочиями в пределах, которые требуются для реализации политических решений.

Система госслужбы России включает гражданскую, военную службу и госслужбу иных видов, причём на уровне субъектов существует только гражданская служба. Госслужба доступна только для граждан России, имеющих специальное образование, осуществляется как основной вид деятельности и оплачивается государством, которое выступает нанимателем работников, взаимоотношения с которыми носят публично-правовой характер. Она связана с непосредственным исполнением функций государства.

Госслужба является не только областью профессиональной деятельности, но и общественным институтом, и в этом качестве она представляет собой область общественных отношений с собственной структурой, функциями, формальными и неформальными нормами поведения [5]. Институт госслужбы занимает промежуточное положение между гражданскими и политическими институтами и опосредует их взаимодействие путём политико-административного управления, представляющего собой совокупность отношений в системе органов исполнительной власти и её взаимодействий с гражданским обществом и политической властью.

Поскольку госслужба является частью механизма государственного управления, осуществляемого госслужащими, и выполняет ключевые для функционирования государства административные, политические и социальные задачи, её значение возрастает с развитием демократического государства [6]. Госслужба является основным механизмом государственного руководства и управления, посредством которого государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи. Данный институт делает организацию государственного механизма пригодной к практической реализации функций и задач государства, внося в каждое звено этого механизма комплекс средств, мер, форм и методов для непосредственной практической деятельности. Госслужба создаёт государственную администрацию, обеспечивая повседневное функционирование самого государства, что делает её ключевым средством выполнения государством своей миссии при становлении государственности.

В структурном аспекте госслужба представляет собой систему видов деятельности, которые в соответствии с функциями и полномочиями органа власти можно назвать службой: служба безопасности, служба занятости населения, таможенная служба, дипломатическая служба, служба экспортного контроля и прочие [7]. В организационном аспекте под госслужбой понимается система государственных должностей, отличающихся статусом, подчинённостью, полномочиями и квалификационными требованиями. Объединение государственных должностей в систему осуществляется не только иерархически, но и по особенностям должностного продвижения. Это связано с потребностью госслужбы являться действенным инструментом упорядочения госаппарата для того, чтобы выступать механизмом реализации функций госуправления.

В правовой литературе остаётся дискуссионным принципиальный вопрос о том, является ли госслужба разновидностью труда, основанного на договоре свободного найма, или же представляет собой деятельность личного состава госорганов по выполнению властных функций государства [8]. В первом случае госслужба должна регулироваться трудовым законодательством, во втором – не может быть организована в соответствии со свободным трудовым предпринимательством. Распространённой точкой зрения является рассмотрение должности госслужащего как комплексного образования, которое состоит из норм административного, трудового и прочих отраслей права, сочетает элементы административно-властного и диспозитивно-договорного воздействия. При этом на практике деятельность госслужащего регулируется нормами административного права и права госслужбы, предусматривающего особый порядок разрешения трудовых споров, неравенство сторон и дополнительные ограничения, накладываемые на работника.

В настоящее время система органов исполнительной власти находится на этапе реформирования, одна из ключевых задач которого – выстраивание системы и нормативное закрепление структуры органов исполнительной власти [9]. Административные преобразования, введённые Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 N 1829, коснулись внутренней организации и нормирования численности подразделений органов исполнительной власти [10]. Данные преобразования направлены на оптимизацию и приведение к единообразию действующей внутриорганизационной структуры федеральных органов исполнительной власти, а также повышение денежного содержания госслужащих, что позволит устранить существенный разрыв в размере денежного содержания служащих в территориальных органах и центральном аппарате. Проведённая реформа коснулась только правительственного блока федеральных органов исполнительной власти, требует масштабирования и расширения на оставшуюся часть аппарата публичного управления – президентский блок федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов России и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.

Таким образом, система исполнительной власти является важнейшей и неотъемлемой подсистемой общего механизма государственного управления, обеспечивает её стабильность и эффективность. Госслужба выступает инструментом реализации функций исполнительной власти, которая охватывает большинство государственных управленческих функций, обеспечивает стабильное социально-экономическое развитие, поддержание обороны, безопасности и политической стабильности государства. Для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти требуется дальнейшая оптимизация аппарата управления, предполагающая пересмотр внутренней организации органов власти.

Список литературы

  1. Логвин Р.Б. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. –№ 4-2 (67). – С. 226-228. – DOI: 10.24412/2500-1000-2022-4-2-226-228
  2. Андриянова Е.Д. Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы и виды // Молодой учёный. – 2021. – № 45 (387). – С. 26-29.
  3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 10.02.2024).
  4. Борщевский Г.А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г.А. Борщевский. – М.: Изд-во Юрайт, 2024. – 293 с.
  5. Борщевский Г.А. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Г.А. Борщевский. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 305 с.
  6. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Е.В. Охотский [и др.]; под общ. ред. Е.В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 309 с.
  7. Прокофьев С.Е. Государственная служба: учеб. пособие для вузов / С.Е. Прокофьев, Е.Д. Богатырев, С.Г. Еремин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2024. – 223 с.
  8. Дёмин А.А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для вузов / А.А. Дёмин. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2024. – 346 с.
  9. Занко Т.А. Преобразования внутренней организации федеральных органов исполнительной власти 2020 г. // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2021. – № 2. – С. 107-125.
  10. Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1829 (ред. от 06.06.2023) «О структуре центральных аппаратов федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» системе государственной службы Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367933/ (дата обращения: 10.02.2024).