УДК 34

Сравнительная характеристика системы налогообложения юридических лиц в России и за рубежом

Лобачев Денис Сергеевич – магистрант Волгоградского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности системы налогообложения в США, Франции, Великобритании, Германии в сравнении с Россией, рассмотрены различные формы юридических лиц и их специфика, а также особенности законодательного регулирования налогообложения. Автором были изучены основные факторы, которые влияют на уплату налогов в различных странах.

Ключевые слова: юридическое лицо, организация, налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, резидент, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы.

Основным документом, который устанавливает обязанность граждан платить налоги в России является Конституция Российской Федерации. Конституционный характер системы налогообложения закреплены статьей 57 Конституции, которая гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»[3]. Выбирая такую формулировку законодатель намеренно не конкретизирует местоимение «каждый» с целью охватить всех субъектов налогообложения-гражданина, то есть физическое лицо и организации, то есть юридическое лицо.

Статья 11 Главы 1 Налогового Кодекса Российской Федерации дает более полное определение организации, которое мы берем за основу нашего исследования: «организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации)» [4]. Отметим, что понятия «юридическое лицо в налоговом кодексе не представлено, его основную правовую характеристику устанавливает ст.48 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В основу определения юридического лица в данном нормативно-правовом документе заложено свойство организации как субъекта не только налогообложения, но и гражданского процесса, то есть определяет права и свободы юридического лица в гражданском процессе наравне с физическим лицом: «…может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»[2].

Таким образом, налогоплательщик – это любое физическое и юридическое лицо, чья деятельность и имущество облагается налогом.

Помимо этого, участниками процесса налогообложения, за исключением налогоплательщика и государства в лице законодательства, являются: налоговые агенты, налоговые органы и таможенные органы. 

Налоговые агенты - это лица, выступающие посредниками между субъектами налогообложения и налоговыми органами, которые обязаны удерживать налоги с доходов и перечислять их в бюджет государства. 

Налоговые органы - это специальные организации, в юрисдикцию которых входит контроль за правильностью и законностью уплаты налогов, распределению налоговых обязательств среди налогоплательщиков. 

Таможенные органы - это организации, которые ответственны за сбор таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров, а также за контроль в соблюдении прав и законов. 

Это позволяет нам сделать вывод о том, что система налогообложения является сложной, многокомпонентной и законодательно регулируемой Конституцией РФ, Налоговым Кодексом, Гражданским Кодексом, Уголовным Кодексом и Таможенным Кодексом Евразийского Экономического союза.

В основу механизма налогообложения юридических лиц во всех странах заложены три основные концепции, одна из которых не получила широкого распространения. Рассмотрим более подробно каждую из концепций:

  1. Территориальная «привязка» налогоплательщика, то есть организация обязана платить налоги государству, если доход, получаемый ей, является результатом деятельности на территории страны. Однако в некоторых странах допускается облачение налогом деятельность, которая осуществляется на территории другой страны (Гонконг, Сингапур).
  2. Концепция, которая учитывает резидентство, что определяет объем обязательств перед тем или иным государством. Традиционно налогоплательщики в лице организаций делаются на резидентов. В этой связи необходимо рассмотреть несколько критериев для определения статуса резидентства-инкорпорационный и критерий фактического управления организацией.

Инкорпорационный критерий основывается на включении организации в реестр юридическим лиц того или иного государства-это основной признак инкорпоративности, который облегчает работу международных организаций, сталкивающихся с различными налоговыми системами в разных странах. Этот критерий характерен не для всех стран, в частности, для России, Швеции, Финляндии и Соединенных Штатов Америки.

Критерий фактического управления объединяет в себе три подхода, в зависимости от законодательства страны. К таковым подходам относится: «место центрального управления», то есть дислокация основного, фактического контроля и управления в организации(Канада, Великобритания) и «место эффективного управления» - текущее управление и контроль, что для налогового резидентства является значимым показателем в таких странах, как Германия и Нидерланды.

Для всех стран основополагающим принципом системы налогообложения являются законность, то есть законное установление размеров, ставок, льгот, взносов и выплат устанавливаются только законом страны в лице Конституций, Кодексов и других нормативно-правовых актов.

Общим для всех стран являются то, что юридическое лицо являются налогоплательщиком и представляет организацию. Однако для каждой страны характерна специфика концепции юридического лица. Рассмотрим на примере Соединённых Штатов Америки. В США статус юридического лица имеют следующие типы организаций:

Американская корпорация - это юридическое лицо, которое создано в соответствии с законодательством США. Данное юридическое лицо обладает обладает особыми правами и обязанностями, в числе которых - владение собственностью, участие в коммерческих сделках, уплата налогов и осуществление финансовых операций. В соответствии с законодательством, корпорации могут иметь различные формы собственности и управления. Корпорации имеют сложную структуру организации и управления, включая наличие таких структур внутри компании, как совет директоров, акционеры, исполнительных директивов и др. Все это обеспечивает законность деятельности и статус корпорации.

Американское товарищество - это такое юридическое лицо, которое также создается для осуществления коммерческой деятельности в рамках установленных законом правил и норм США с более гибким и простым устройством. Товарищество предполагает объединение усилий нескольких участников для достижения общей цели.

Спецификой юридического лица-налогоплательщика в США является то, что любое имущество, которым обладает налогоплательщик, в любой штат или округ, правительство (в лице правительственного агентства), филиал любой иностранной компании.

Для всех организаций, то есть юридических лиц-налогоплательщиков установлен корпорационный налог, все зависимости от объема бизнеса, формы отчетности, который является аналогом налога на прибыль в России. Отличительным, дополнительным налогом является налог на сверхприбыль, которые уплачивают компании корпорации, такие как JPMorgan Chase, General Electric, ExxonMobil и другие, попадающие под категорию компаний гигантов.

Среди особенностей самой системы налогообложения мы можем выделить, пожалуй, наиболее важный – каждый штат самостоятельно может устанавливать налоги, что, по-нашему мнению, должно основываться на принципе демократии, так как в ином случае это приведут к монополии налоговых органов штата. Также важно отметить, что в отличии от системы налогообложении России, в США не предполагается налога на добавленную стоимость (НДС), однако налог с продаж все же существует - Ставка Sales tax. Если в России НДС составляет 20%, то в США, а именно в Штатах, которые предполагают налог с продаж, процентная ставка варьируется от 0% до 11,50%, при этом существует список товаров и услуг, которые не облагаются налогом. Интересным и отличительным является тот факт, что помимо работодателя, который отчисляет в социальный фонд 16-30% в зависимости от штата , работник также вносит за себя налоги: Social Security tax – 4,2%, Medicare tax – 1,46% от оклада, что включает в себя медстрахование и национальная пенсионная программа. Отметим также, что федеральные налоги в США имеют прогрессивную динамику, это значит, что чем больше объект налогообложения, тем больше процентная ставка налога.

В Великобритании юридическое лица облагаются корпоративным налогом, при этом, как и в России (налог на прибыль), важна резиденция юридического лица и или место пребывания фактического центрального управления. Как отмечает исследователь Ю.А. Бедаш, если компания-нерезидент, а ее основное представительство находится на территории Великобритании, то компания все равно облагается корпоративным налогом, установленным законодательством Великобритании [1].. При этом, в Великобритании ставка налога на федеральном уровне зависит от суммы прибыли – если прибыль менее £50,000, то ставка 19%, если больше – 25%. А в США федеральная ставка составляет 21%.

Рассмотрим также особенности налогообложения юридических лиц в Германии. Стоит отметить, что к юридическим лицам относятся в данной стране, как и в США, корпорации, но помимо этого также кооперативы, разного рода фонды и ассоциации. Аналогично с Великобританией, юридические лица в Германии уплачивают государству корпоративный налог в том числе и нерезиденты, если же центральное управление осуществляется на территории ФРГ. Koerperschaftsteuer составляет 15%, помимо общей ставки, рассчитывается также единый для всех налог за солидарность, который составляет 5,5% суммы от корпоративного налога. Поэтому окончательная, единая ставка налога на прибыль юридического лица определяется индивидуально для каждой организации в зависимости от прибыли. Отметим, что формы юридического лица в Германии сходи с российскими, к примеру, аналогом «ООО» является GmdH, аналогом акционерного общества в ФРГ является Aktiengesellschaft или AG. В отличии от ранее рассмотренных особенностей налогообложения юридических лица США, Великобритании и России, в Германии предполагается помимо корпоративного налога, налог на сделки и потребление Grunderwerbsteuer, который составляет 3,5 – 6,5% от стоимости недвижимого имущества. В России подобный налог называется налог на недвижимость организаций и составляет 2% и является региональным (глава 30 НК РФ), то есть может быть установлен не во всех регионах, в отличии от Германии, в которой данный налог установлен на региональном уровне.

Изучая особенности системы налогообложения юридическим лиц по Франции мы установили, что юридическими лицами являются: некоммерческие общества, ООО с единственным участником, а также разного рода товарищества.

Подобно Германии, правительство Франции также устанавливает зависимость количества прибыли от ставки налога на прибыль, только если в Германии не используется в законодательстве термин «микро-предприятие», а устанавливается прибыль, то во Франции данный статус законодательно закреплен и предполагает упрощенную форму отчетности, а ставка налога – 15% (предприятия с годовой прибылью не более 38 120 евро), организации, прибыль которых превышает данную сумму, платят налог в размере 33,3% от прибыли. Также, в отличии от ранее рассмотренных, корпоративный налог для юридическим лиц выплачивают только организации, которые получают доход от деятельности на территории Франции, то есть в основе не принцип резидентства, а принцип территориальности. Также следует указать, что налог на добавленную стоимость во Франции обязательный для всех организаций, кроме микро-предприятий, которые созданы не позднее 2 последних лет. Ставка НДС во Франции составляет, как и во многих государствах, 20%, исключением является подарочная стоимость на продукты питания и книжные товары – 5,5%.

Таким образом, нам удалось проанализировать некоторые особенности системы налогообложения в разных странах и сравнить их друг с другом. Единым остается то, что налог – это обязательное условие существование любого предприятия в любой стране, а особенности определяются государством и регионами в лице нормативно-правовых документов страны.

Список литературы

  1. Бедаш Ю.А. Юридические лица как субъект налогообложения: отечественный и зарубежный подход // Экономика и социум. 2022. №1-2 (92). С. 546-552.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс»
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс»
  5. Хантаева Н.Л. Теоретические основы налогообложения. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2019.-175 с.
  6. Кузнецов, Ю.В. Теория организации / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. М.: Издательство Юрайт, 2021. -189 с.