УДК 784

Особенности использования методов обучения вокалу на русском языке

Чжун Шэнван – студент Института музыки театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: В статье рассматриваются различные методы вокального обучения, а также важные аспекты развития голоса и исполнительских навыков учеников. Акцент делается на концентрическом методе, который уделяет внимание правильной динамике и тембру голоса, контролю за работой голосовых складок и созданию условий для тренировки и развития голоса. Фонетический метод вокального обучения ориентирован на использование различных фонем и гласных звуков для развития регистрового звучания голоса, с учётом индивидуальных особенностей пения каждого ученика. Статья также касается важности правильного использования гласных звуков при исполнении вокальных упражнений, влияния гласных на тембр голоса и их роль в формировании яркого звучания. Автор делает вывод, что представленные методы и подходы способствуют развитию голоса, дикции и исполнительского мастерства учеников в области вокального искусства. Уровень вокальной подготовки и профессионализма певца зависит от использования различных методов обучения, правильной техники исполнения и понимания значения каждого звукового элемента в формировании вокального исполнения.

Ключевые слова: музыка, вокал, методы обучения, русский язык, пение

Вокальное произведение, которое исполняется красиво и эмоционально, производит сильное впечатление на слушателей. Для того, чтобы добиться такого качества исполнения, необходимо заниматься вокалом с раннего детства, развивая творческое начало, технические вокальные умения, эстетический подход к выступлению на сцене, работая над более глубоким познанием музыкального произведения. Подобная работа включает в себя постановку дыхания, интонирования, дикции, артикуляции, выстраивание нужного тембра и динамики звучания голоса, проработку вокального резонанса. Все вышеперечисленные навыки изучаются и практикуются на занятиях в вокальной студии или музыкальной школе, сначала как отдельные упражнения, а затем уже непосредственно в процессе творческого освоения музыкального произведения [1].

Русская вокальная музыка имеет древние корни и огромное историческое значение. В середине девятнадцатого века она приобрела мировое признание благодаря творчеству целого ряда известных композиторов, таких как Глинка, Бородин, Римский-Корсаков и другие. Русская опера девятнадцатого века представляет собой вершину мирового оперного искусства, с разнообразием выразительных средств и форм. Русские композиторы также оставили значительное наследие в области романса. Развитию вокального искусства способствовала деятельность талантливых исполнителей, которые совмещали мастерство с искренностью и эмоциональностью. Великий вклад в развитие русского оперного искусства внесли оперные артисты Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов и другие [2].

В XIX веке при обучении вокалиста внимание акцентировалось на развитии вокального слуха, певческого глубокого голоса и выразительности исполнения. Современные преподаватели вокала должны хорошо разбираться в истории его становления как искусства и методиках профессиональной постановки голоса. От преподавателя ожидается соответствующая подготовка в области вокально-теоретических, педагогических и психологических знаний. Он должен уметь передавать материал, развивать голос и слух учащихся, а также формировать музыкальную культуру через практическое обучение вокальному искусству. Успешное освоение вокальных навыков является ключевым фактором в профессиональной деятельности учителя. Учителя должны уметь анализировать певческий процесс, объединять теоретические и практические знания, объяснять задачи и подбирать репертуар, подходящий каждому конкретному ученику. Отсутствие профессиональной голосовой подготовки может негативно сказаться на качестве обучения и здоровье голоса. На протяжении многих веков важным элементом профессиональной компетенции вокалистов и их педагогов были теоретические знания. Исследования методик ведения практических вокальных занятий подтверждают важность научно-теоретических знаний для профессиональной вокальной деятельности и предотвращения проблем с постановкой голоса. Понимание процессов голосообразования и физиологии работы голосовых связок помогают исключить проблемы с голосом или найти методы их исправления. Научные данные о функционировании голосового аппарата, включенного в общую систему организма, способствуют объективной оценке различных аспектов, связанных с голосообразованием.

Известный русский композитор Глинка М. И. был еще и прекрасным педагогом, заложившим основы российской школы вокала. Он впервые внедрил в практику обучения так называемый концентрический метод, включающий несколько обязательных условий: плавное и непрерывное пение, определенный способ открытия рта и отсутствие лишних мышечных натяжений. Учащийся должен обучаться петь умеренно, соответственно своей голосовой силе, без гримас и излишних усилий, чтобы гармонично формировать голосовую систему. Использование разных динамических уровней, от мягкого до сильного, способствует развитию тембрового разнообразия. Важно, чтобы уровень громкости голоса не превышал возможности учащегося. Также метод подразумевает умение удерживать ноту на ровном голосовом уровне, что помогает контролировать выносливость голосовых связок [3].

Рассматриваемая методика обучения вокалу акцентируется на постановке нужного тембра и динамики голоса, требуя постоянного поддержания подскладочного давления дыхательными мышцами. Учащемуся необходимо петь ряды нот вверх или вниз уравновешенным по тембру звучанием, избегая резких голосовых выпадений или переходов. Упражнения подбираются с учетом последовательного усложнения заданий, от пения одного звука до постепенного перехода к комплексным мелодическим структурам. Важно правильно соблюдать технику, выполняя упражнения с различным количеством нот, чтобы сохранить интонацию, точность и чистоту звучания. Контроль за функционированием голосовых складок в разных звуковых регистрах – это основной принцип концентрического метода.

Существует также фонетический метод обучения вокалу, подразумевающий использование различных фонем и гласных звуков для развития звучания голоса в определенных регистрах. Минимальные изменения в артикуляции фонем оказывают влияние на аэродинамику и акустику при движении голосовых складок, меняя голосовой тембр. При разработке таких упражнений сложно создать универсальные, поскольку каждый ученик имеет индивидуализированные особенности голоса. Для достижения ровного тембра важно округлять гласные звуки и перекрывать звук в процессе пения, что создает особые акустические возможности. Внимание акцентируется на унифицировании заднего уклада гласных, влияющего на голосовой тембр во время выполнения упражнений [4].

Русский язык содержит 10 гласных звуков – 6 простых и 4 сложных. Гласный звук «и» - наиболее звонкий, поэтому его используют, чтобы настроить голос на резонаторы головы, придав ему чистоту и собранность. Употребления гласной «ы» избегают при пении из-за чрезмерного напряжения горла, и напротив, часто используют «а», так как данный звук способствует освобождению и расслаблению артикуляции и проявлению всей глубины тембра. Гласный «о» хорошо поднимает мягкое небо и избавляет от горления. Наиболее глубокий звук «у» включает в работу все структуры голосового аппарата, стимулируя даже активность губ, что полезно, если голос звучит плоско. Пропевая сложные гласные, требуется моментально сменить звук «й» на следующий, чтобы сохранить чистоту звука. Эти гласные помогают создать собранное, яркое звучание, активизируя голосовые связки. Сонорные согласные, такие как «р», помогают находить оптимальную вокальную позицию и отрабатывать дикцию. Используя сочетания слогов в упражнениях по вокалу, следует принимать во внимание затруднения с их произношением. Пропевание глухих согласных выполняется быстро и сжато для экономии дыхания и удержания вокальной позиции гортани. Если артикуляция недостаточна, глухие согласные произносятся замедленно, что может вызвать сипение. Чтобы избежать этого, нужно добиваться активизации артикуляции, но не перегружая мышцы. Главная цель вокальных упражнений – получить протяженное, напевное звучание. Поэтому начинать упражнения лучше с пропевания простых гласных, а далее, чтобы исправить какие-либо недостатки постановки голоса, пользоваться более сложными сочетаниями.

При обучении вокалу выделяют две учебные методики подражания: художественно-исполнительскую и вокально-техническую. Преподаватель для демонстрации разных голосовых регистров может применять методики показа и подражания. Важно не фиксироваться только на них, а вовлекать эмоциональную сферу ученика, давая ему возможность пропустить художественный и музыкальный образ через свои чувства и эмоции. Позволяя находить собственное прочтение композиции, педагог развивает у певца самостоятельный творческий подход. Что касается методики подражания, ее чаще используют в начале обучения, для закрепления навыков и постановки голосового аппарата. С течением времени вокалист приходит к пониманию природы вокальных действий и обучается самостоятельно ставить исполнительские задачи, двигаясь от простого подражания к творческому переосмыслению музыкально-художественного образа.

Помимо того, в обучении вокалу важнейшее значение имеет методика мысленного пения, которая активизирует слуховую память и внимание, поскольку вокалист предварительно воспринимает и запоминает звуковой образец. Данная методика не позволяет заменить обычную вокальную тренировку с интонированием и воспроизводством звуков, но готовит почву для более быстрого и успешного развития вокальных способностей. Мысленное пение вовлекает и эмоции, и музыкально-образную сферу певца, влияя даже на ритм дыхания и на активность мышц голосового аппарата. Оно способствует внутреннему сосредоточению, предохраняя голосовые связки от утомления и развивая творческое мышление. Использование на занятиях мысленного пения помогает эффективнее формировать вокально-слуховые связи и совершенствовать вокальные умения. Методика позволяет усваивать новые певческие приемы с минимальным напряжением голоса.

Еще один широко используемый способ обучения вокалу - методика сравнительного анализа. Поющий сравнивает разные примеры голосового звучания, что помогает ему отличать правильное и неправильное образование звуков. Данный метод развивает слух, музыкально- художественный вкус и соответствующий образ мышления. Преподаватель помогает ученику услышать самого себя, формируя способность к самоконтролю. Использование аудиозаписей голосов других учащихся и прослушивание аудиозаписей известных оперных певцов углубляет образную перцепцию и улучшает исполнение вокальных произведений. При обучении вокалу различные приемы и методы взаимодополняют друг друга, повышая общую эффективность обучающих воздействий [5].

Таким образом, профессиональная подготовка вокалистов начинается с детства, включая в себя постановку правильных вокально-технических действий и формирование творческого восприятия музыкальных произведений. Развитие вокальных способностей требует отработки различных аспектов, таких как интонация, артикуляция, дыхание, дикция, динамика звучания, голосовое позиционирование и звукообразование. Важное значение для погружения в мир вокального искусства имеет знакомство с творчеством русских композиторов и оперных певцов девятнадцатого века. Обучение вокалу на профессиональном уровне требует хорошей подготовки преподавателя, владеющего в должной мере как теоретическими, так и практическими знаниями. Научно-теоретические основы вокала играют важную роль в становлении вокальных умений и предотвращении проблем с голосом. К примеру, концентрическая методика, созданная Глинкой М.И., включает в себя положения о плавном пении, открытии рта, правильной постановке голоса и разнообразии динамических уровней. При обучении вокалу необходимо делать акцент на правильную динамику и тембр звучания, на поддержание давления дыхательными мышцами, чтобы создать условия для полноценного раскрытия возможностей голосового аппарата. Нужно стремиться к точной атаке звука и избегать резких его перепадов, соблюдая требуемую технику в процессе исполнения вокальных упражнений для различных регистров и нот.

Фонетическая и концентрическая методики обучения вокалу способствуют развитию активной артикуляции и нахождению оптимального регистра звучания голоса. Гласные звуки русского языка играют важную роль в постановке правильного вокального звучания. Умение корректно произносить и применять простые и сложные гласные звуки, а также их созвучия с определенными согласными во время вокального исполнения помогает создать собранный, яркий звук, активизируя голосовые связки. Во избежание проблем со звучанием важны правильное дыхание и хорошая артикуляция, причем начальные упражнения для их постановки лучше выполнять, продвигаясь от простых звуков и гласных к более сложным сочетаниям.

Список литературы

  1. Аксенова С. С. Развитие профессиональной компетентности педагогов вокала учреждений дополнительного образования в системе повышения квалификации: личностно-ориентированный подход. Диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Аксенова Софья Станиславовна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»]. - Москва, 2020. - 218 с.
  2. Монд О.-Л. Л. Теоретико-методологические аспекты подготовки вокалиста: на материале учебной работы с исполнителями современного музыкального спектакля. Диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Монд, Ольга-Лиза Леонидовна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2010. - 192 с.
  3. Харлашко М. А. Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе музыкальных учреждений дополнительного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Харлашко Милена Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2011. - 189 с.
  4. Арутюнова А. Б. Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе. Диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Арутюнова Аревик Борисовна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. - Москва, 2013. - 192 с.
  5. Цуй Яньтао. Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения. Диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Цуй Яньтао; [Место защиты: ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»]. - Москва, 2020. - 158 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: