УДК 37.013.8

Некоторые особенности навыков описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Антипенкова Анна Владимировна – студентка Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности навыков описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены мнения различных исследователей относительно вопросов особенностей описательной речи детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: ребенок, дети старшего дошкольного возраста, речь, общее недоразвитие речи, связная речь, навыки описательной речи.

Важнейшим этапом в формировании речевых умений старших дошкольников с диагностированным недоразвитием речи считается этап становления способности к устным описаниям. Основная задача специалиста при работе с детской речью – добиться ее связности, поскольку это социально значимый навык, необходимый для полноценного взаимодействия с окружающими. К тому же развитие связной речи оказывает непосредственное воздействие на формирование личностных качеств и умственных возможностей ребенка. Поэтому логопеды, работающие с дошкольниками, делают основной упор на становление логической, ясной и связной речи, необходимой для дальнейшей успешной социализации и адаптации в детском коллективе. При этом описательная речевая форма имеет ключевое значение для построения связных фраз и текстов.

Исследованию специфики развития у старших дошкольников с недоразвитой речью описательных речевых умений посвящали свои труды многие авторы. Ведущим заключением практически всех исследований явилось то, что такие дети ощущают затруднения разной степени при овладении описательной речью. Общее недостаточное развитие речевых способностей и ограниченность словарного запаса ведет к неумению должным образом использовать средства описания предметов, явлений и людей, невозможности быстро структурировать смыслы и составлять связный рассказ.

Согласно мнению исследователей В.П. Глухова, В.К. Воробьёва, Т.Б. Филичевой, описательные речевые умения хуже всего развиты у дошкольников с диагностированным речевым недоразвитием [1;7].

Филичева Т.Б. перечисляет следующие характерные нюансы описательной речи таких детей:

  • «нарушение связности и последовательности рассказа: дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в организации и структурировании повествования, не могут выстраивать логическую цепочку событий, пропускают важные элементы сюжета, что приводит к фрагментарному изложению рассказа;
  • пропуски ключевых элементов сюжетной линии, которые играют существенную роль в содержании: дети с общим недоразвитием речи часто упускают из повествования важные моменты и детали, играющие существенную роль в содержании рассказа, что свидетельствует о недостаточном понимании причинно-следственных связей и логических отношений между событиями;
  • фрагментарное изложение рассказа: связано с неспособностью детей с общим недоразвитием речи составить целостное и последовательное повествование, охватить все основные аспекты и взаимосвязи событий;
  • нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте: неумение детей с общим недоразвитием речи выстраивать логические и причинно-следственные связи приводит к нарушению временной последовательности событий в рассказе, созданию нелогичных и бессвязных высказываний» [7].

Указанные специфические речевые нюансы вызваны тем, что дошкольники с недоразвитой речью обладают низкой самостоятельностью при создании рассказа, не способны выделить основные его компоненты и смыслы, не умеют четко и логично выстраивать цельный текст, их речь характеризуется «ограниченным выбором языковых средств» [4].

Н. Н. Трауготт указывает, что у дошкольников с недоразвитой речью наблюдаются заметные «недостатки в понимании сложных речевых оборотов» [6]. Р.Е. Левина пишет об «определенных пробелах в речи детей с третьим уровнем развития речи» [2], связывая таковые «с трудностями в создании сложных предложений, с ограниченным словарным запасом и неспособностью устанавливать связи между предложениями» [2].

В.К. Орфинская выделяет две подгруппы детей с различным типом понимания и построения связных предложений. Первая подгруппа – дошкольники с так называемой кинетической апраксией, испытывающие затруднения с мелкой моторикой. У них наблюдается неплохое понимание речевых оборотов других людей, а в ходе занятий по речевой коррекции им удается развивать «полную логическую речь» [2]. Другая подгруппа – дошкольники с кинестетической апраксией – хорошо понимают речь сложной структуры, но испытывают затруднения в восприятии «контекстуальной речи, такой как прослушиваемый рассказ» [3].

Л.В. Мелихова замечает, что у детей дошкольного возраста с недоразвитостью речевых навыков основные трудности появляются во время попыток пересказать прочитанный текстовый отрывок. С.Н. Шаховская считает, что проблемы дошкольников с недоразвитой речью связаны с тем, что они избегают фраз сложной структуры и построения развернутых рассказов, испытывают явные затруднения при пересказе прочитанных текстов, не способны отслеживать соответствие содержания и формы фраз, проявляют неуверенность при попытках выразить свои мысли в связной речевой форме. Е.Г. Корицкая и Т.А. Шимкович отмечают, что старшим дошкольникам с диагностированным недоразвитием речевых навыков очень сложно овладевать умением последовательно и самостоятельно строить рассказ, не опираясь на заранее заданный сюжет.

Г.В. Гуровец, описывая специфические психо-речевые расстройства у детей дошкольного возраста, также говорит о трудностях в формировании связной речи и структурировании предложений при пересказе текста. Т.А. Ткаченко обращает внимание на то, что в развернутых рассказах дошкольников с недоразвитой речью отсутствует четкость и логичность изложения, оно разбивается на отдельные фрагменты и фокусируется на поверхностных деталях, а не на причинно-следственной взаимосвязи происходящих действий. Таким детям очень трудно рассказывать самостоятельно или делать творческий пересказ. Во время беседы с логопедом и изложения текста по какой-либо теме проявляются следующие особенности: «уклонение на второстепенные детали, пропуск главных событий и повтор отдельных эпизодов» [5].

В.П. Глухов пишет о том, что у детей старшего дошкольного возраста с третьим уровнем развития речи наблюдается заметное отставание от сверстников при освоении связного речевого монолога [1]. У них появляются затруднения при построении четкого текстового алгоритма и при его языковой передаче. Их рассказы выделяются нарушенной связностью и последовательностью событий, фрагментарностью, пропусками, общим невысоким уровнем и простотой речевых оборотов. Поэтому важнейшим направлением коррекционных занятий становится формирование связной и последовательной монологической речи.

Анализируя высказывания дошкольников с недоразвитостью речи, В.П. Глухов обнаружил, что у них повторяются одни и те же ошибки при построении фраз – пропуски слов, их неверная связь, неправильное образование форм глаголов, воспроизведение повторяющихся кусков предложения. Зачастую появляются нарушения синтаксической связанности фраз, пропуски предикатов и несостыковка видов и времен глагольных форм. У дошкольников с общей речевой недоразвитостью недостаточно сформирована передача всех речевых элементов, и звуковых, и смысловых, затрудняя поэтапное развитие речевых умений. Проблема усложняется, если отсутствуют условия, позволяющие более активно накапливать речевой опыт. В.П. Глухов считает, что описательная форма речи наиболее сложна для освоения дошкольниками с диагностированным недоразвитием речи [1].

Детям с подобными особенностями развития тяжело вести творческое изложение, они ощущают трудности при выделении главной идеи рассказа и последовательной передаче его сюжетной линии. Зачастую они стремятся пересказать знакомый текст, а не создать собственный. При использовании экспрессивных речевых форм им необходима помощь в виде подсказок и вопросов по сюжету. Все вышеперечисленное вызывает замедление формирования связной речи, требуя особого коррекционного и педагогического подхода.

Исследования подтверждают отставание в развитии связного речевого монолога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Их пересказы характеризуются неуверенностью, неразвернутостью, смысловой несвязанностью предложений, смысловыми пропусками, множеством языковых ошибок при построении фраз.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что у детей с описанными проблемами развития речевые способности значительно отличаются от речи стандартно развивающихся ровесников. Их активный словарь содержит преимущественно глаголы и существительные, в изложениях в большинстве случаев нарушена смысловая и логическая последовательность. Свободный творческий рассказ, как правило, малосодержателен, а описательный рассказ зачастую сводится к обычному перечислению объектов. Кроме того, у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются затруднения в овладении падежными конструкциями и согласованности существительных с прилагательными в силу несформировавшегося навыка правильно строить грамматические структуры. Их описательная речь характеризуется частыми пропусками связных элементов, особенно элементов описания, а также длительными паузами между произнесением фраз, множеством фактических, лексических и грамматических ошибок.

 Список литературы

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2002. 144 с.
  2. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. 311 с.
  3. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов // Уч. зап. Ленингр. гос. пед. инта им. А.И. Герцена. 1963- С. 271—295.
  4. Приходько О.Г. Специфика речевого развития детей первых лет жизни из различных нозологических групп // Специальное образование. 2019. № 4. С. 95 – 105.
  5. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. СПб.: Ювента, 2007. 24 с.
  6. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят / Н.Н. Трауготт. СПб. Гармония, 1994.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис - пресс, 2008. 224 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: