УДК 376.3

Некоторые аспекты формирования навыков словообразования глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Парамонова Дарья Петровна – студент Психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета.

Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста, страдающих общим недоразвитием речи III уровня. Рассматриваются некоторые методы и приемы, направленные на формирование навыков словообразования глаголов у детей данной категории.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словообразование, методы и приемы работы.

Данная статья ставит перед собой цель изучить методы формирования у детей в возрасте 5-7 лет с диагностированным ОНР (общим недоразвитием речи) III уровня навыка глагольного словообразования.

Наличие навыков словообразования считается одним из ключевых показателей речевого развития и общего уровня интеллектуального развития дошкольников. Дети с ОНР III уровня сталкиваются с трудностями в обучении и развитии, обусловленными серьезными нарушениями словообразовательного процесса. Это делает актуальной проблему поиска эффективных подходов и методов, нацеленных на помощь детям с ОНР III уровня, сталкивающихся с отсутствием или недоразивитием словообразовательных навыков при использовании в речи глаголов. Используемые логопедами на сегодняшний день приемы в полной мере не позволяют сформировать навыки словообразования у дошкольников с ОНР.

Проблемы развития и обучения детей с ОНР довольно широко освещается в научной литературе. Ей посвящены работы Е.М. Мастюковой, Р.Е. Левиной, И.М. Жуковой, Н.В. Новоторцевой и других ученых. Проводя анализ состояния речи у детей с ОНР, Т.В. Туманова отмечает, что недостаточность словообразовательных навыков присутствует у них еще до школы. В устной речи ее можно заметить по неполному использованию ребенком разных частей речи, отсутствию в его словаре многих слов, частых смешениях и заменах слов и другим признакам.[4, с.113].

Проводя логопедическую работу по исправлению словообразовательных проблем у детей-дошкольников с ОНР, нужно руководствоваться рядом принципов, а именно:

  • патогенетическим принципом;
  • принципом системного подхода (комплексности);
  • принципом сознательности;
  • принципом максимальной опоры на полимодальные афферентации;
  • принципами поэтапного созревания психических функций, ведущей деятельности и «зоны ближайшего развития»;
  • принципом учета индивидуальных особенностей личности ребенка;
  • принципом дифференцированного подхода;
  • принципом использование обходных путей [2, с.47].

На начальном этапе работы детям необходимо объяснить, что словообразование – это процесс образования слов с помощью добавления приставок, суффиксов или изменения корня слова. Нужно показать, что глаголы могут образовываться добавлением приставки или суффикса к исходному корню. Например, из глагола «читать» можно образовать глаголы «прочитать» или «перечитать».

Целесообразно проведение различных практических упражнений, включающих задания на образование формы слова. Например, задача может состоять в том, чтобы образовать глаголы от данных слов (игра – играть, чтение – читать).

Стоит обратить внимание на проведение игр, направленных на закрепление полученных знаний о словообразовании глаголов. Например, игра «Забытые глаголы», в которой детям предлагается вспомнить и образовать глаголы от заданных существительных или прилагательных.

Для лучшегопонимания процесса формирования навыков глагольного словообразования в у детей с ОНР III уровня были проанализированы результаты исследований в данной области. Выявлено, что дети данной категории испытывают сложности в усвоении приставок, суффиксов и прочих аффиксов, которые используются для образования глаголов. Они также трудно выделяют корень слова и определяют его функцию в слове, испытывают сложности в выборе правильной формы глагола в зависимости от времени и лица.

На основе выявленных трудностей был разработан ряд методов обучения, которые помогут детям с ОНР III уровня развить навыки глагольного словообразования. Одним из методов является использование игровых заданий и упражнений, которые помогут детям лучше усваивать новые словообразующие элементы. Также важно предоставить детям много практической работы с этими словами, чтобы они имели возможность применить полученные знания на практике.

Примеры заданий на правильное употребление в самостоятельной речи различных грамматических форм глаголов (словесный метод, практический метод):

  1. Ребенка просят добавить слово в предложение или словосочетание «Велосипед едет – велосипеды (едут), читает (мальчик) – читают (мальчики).
  2. Ребенка просят отделить формы глаголов 3-го лица в ед. ч. и мн. ч. Инструкция к заданиям: «Послушай и определи, какое слово относится к одному мальчику (машинке), а какое к двум мальчикам (машинкам), покажи нужную картинку. Оборудование: картинки с изображением 1 мальчика (машинки) и 2 мальчиков (машинок). Речевой материал: «едет – едут», «играет – играют», «бежит – бегут» и т.д.
  3. Детей учат правильно употреблять глаголы с разными приставками. Для этого демонстрируются два действия – развязать бант и завязать бант у куклы. Затем вызывается ребенок, которого просят повторить действие, а остальные дети должны сказать, что делает их товарищ («Миша завязывает кукле бант»).

Рекомендуется использовать визуальные материалы, такие как иллюстрации и картинки, чтобы дети могли ассоциировать новые слова с конкретными образами и ситуациями (наглядный метод). По мнению Р.Е. Левиной иногда дети с ОНР III уровня могут правильно показать изображения названных предметов, действий, признаков, но не способны правильно вербализировать их. Над исправлением этого дефекта и нужно вести работу логопеду и педагогам. [1, с.180].

Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и предлагать им задания и упражнения, адаптированные под их индивидуальный уровень и потребности. Это поможет детям чувствовать себя комфортно и уверенно в процессе обучения.

Наконец, использование различных наградных систем и поощрений поможет стимулировать детей к активному участию и достижению успехов в обучении. Это может быть простая система поощрения – звездочки или наклейки за успешное выполнение заданий и прогресс в работе.

Работая над формированием навыка глагольного словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня, нужно задействовать новые формы и методы обучения, продиктованные эрой информационных технологий. Это использование интерактивных игр и приложений, что может помочь сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для детей. Использование технологий виртуальной реальности позволит детям погрузиться в ситуации, где они могут использовать глаголы в контексте, который им понятен и интересен. Создание мультимедийных презентаций и видеоматериаловсделает процесс обучения более наглядным и понятным для детей.Например, можно создать видеоряд на подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам.

Систематическое и целенаправленное внедрение в процесс обучения интерактивных развивающих игр позволяет развивать навыки словотворчества словообразования и, что положительно влияет на процесс воздействия на речь детей с ОНР III уровня (игровой метод). По мнению С.Л. Новоселовой, при появлении компьютера в списке дидактических средств ДОУ нередко наблюдается мощный положительный эффект во всех сферах развития детей, включая интеллектуальную, эстетическую, социальную и физическую [3, с.128].

Включение в работу интерактивных игр активизирует у детей 3 вида памяти: слуховую (аудиальную), зрительную (визуальную), моторную (двигательную). Таким образом, удается развить устойчивые условно-рефлекторные связи ЦНС – зрительно-кинестетические и зрительно-слуховые. При работе на их основе у детей развиваются необходимые навыки речи, а затем и речевой самоконтроль. Благодаря использованию новых способов подачи материала дети становятся более мотивированными к обучению, у них активизируется непроизвольное внимание. Играя в интерактивные игры, ребенок обучается описывать и группировать предметы, определять их по описанию, по признакам различия и сходства и т. д.

Все вышесказанное дает понять, что формирование навыка глагольного словообразования выступает в качестве важного этапа в речевом развитии детей с ОНР. Поэтому педагоги, психологи и логопеды должны уделять этому процессу большое внимание, подходить к нему систематически и целенаправленно. Применение предложенных нами методов и приемов может сделать более эффективной работу по преодолению у детей нарушений словообразования и развитию их речи в целом.

Список литературы

  1. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей. М.: Просвещение, 2009. 180 с.
  2. Мигунова В.В., Меженцева Г.Н. Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи в логопедической работе // Современный взгляд на науку и образование: сборник научных статей. Научный ред. Н.А. Шайденко. М., 2021. С. 46-49.
  3. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. Москва: Новая школа, 1997. 128 c.
  4. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: Альфа, 2002.113 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: