УДК 376.3

Возможности применения наглядно-игровых средств в логопедической работе

Устинович Анастасия Евгеньевна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Формирование речевых навыков у детей с нарушениями невозможно без применения различных методов обучения. Так, наглядно-игровые методы занимают не последнюю роль в коррекции речевых умений. В данной статье произведен теоретический анализ проблемы использования данных методов в развитии речи детей.

Ключевые слова: приемы, средства, обучение, коррекция, развитие, речевые навыки, наглядные, игровые методы.

Вопросами формирования речевых навыков у детей с нарушениями рассматривалась различными отечественными и зарубежными исследователями: Т.С. Шеховцова, О.В. Елецкая, Т.А. Ткаченко и А.М. Леушина, Д.Ю. Скрябина, Л.В. Калинина,

Т.С. Шеховцова отмечает, что дети с нарушениями речи с трудом усваивают сведения, передаваемые им в словесной форме, и сложно усваивают их на практике. Наглядно-игровые методы обучения должны быть опорой в усвоении материала построенного с учетом формирования речевых умений. Следовательно, задача логопеда, в своей работе применять разнообразный наглядный и игровой материал [7, 8].

О.В. Елецкая отмечает, что наглядные методы обучения представляют собой те формы усвоения знаний, которые находятся в прямой зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. К наглядным методам обучения относят: рассматривание рисунков, наблюдения, картины, макеты, просмотр диафильмов, кинофильмов [1, 239].

Т.А. Ткаченко и А.М. Леушина отмечают, что наиболее эффективный метод обучения детей с нарушениями речи – это наглядность. Рассматривание различных предметов помогает детям систематизировать знания, стимулирует и мотивирует их на произношение. Один из часто используемых наглядных средств, предполагаемых использование и игровых методов являются интеллектуальные карты. Интеллектуальные карты позволяют детям освоить знания об объекте, изучить его свойства, постигнуть эффективное запоминание и воспроизведение увиденного [3, 7].

Д.Ю. Скрябина отмечает, что игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, демонстрацией, различными наглядными и опорными материалами [6, 128].

Наглядные методы обучения, по мнению автора, являются формами усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых речевых материалов. Наглядные методы обучения включают в себя наглядные пособия и технические средства обучения. Так, к наглядным методам относят макеты, книги, пособия, иллюстрации, прослушивание аудиозаписей, демонстрацию кинофильмов [6, 128].

Л.В. Калинина выделяет следующие дидактические задачи, решаемые наглядным методом:

  1. Развитие наглядно-образного мышления
  2. Активизация процессов мышления и внимания при усвоении предоставляемого материала.
  3. Конкретизация в изучении теоретических вопросов
  4. Расширение сферы показа практического применения изучаемого
  5. Систематизация изученного на схемах и таблицах [2, 283].

Автор в логопедической практике выделяет внешнюю и внутреннюю наглядность. Те средства обучения применение которых связано с использованием объектов, их моделей, изображений называется внешней наглядностью. Обучение, которое опирается на представления обучающихся называется внутренней наглядностью [2, 283].

Л.В. Калинина к наглядным методам относит приемы иллюстрации и демонстрации. Прием применения иллюстрации предполагает использование различных иллюстративных материалов. Автор отмечает, что в логопедической работе важно соблюдать ряд требований, а каждая иллюстрация требует определенного подхода [2, 284].

С.Г. Лещенко отмечает, что приемы демонстрации заключаются в показе действия и механизмах работы того или иного предмета. Демонстрации могут быть: динамическими (показ приемов), статистическими (показ неподвижных объектов) [4, 24].

На фронтальных занятиях следует соблюдать определенные требования. Важно учитывать освещенность помещения и избегать бликов на наглядных материалах. Это важно для восприятия информации. Необходимо следить за чистотой и порядком на доске, чтобы не отвлекать внимание детей на лишние детали и размещать на ее поверхности не более 8-10 предметов размером 10 на 15. Немаловажно использовать разнообразные наглядные материалы (карточки, картинки, демонстрационные пособия и т.д.), так как это поможет сделать уроки более интересными и запоминающимися для детей. Размещенные объекты должны выделяться и по отдельности, не сливаясь в единое пятно [4, 24].

Автор выделяет следующие требования для точного восприятия наглядных материалов:

  1. Выбор подходящего фона
  2. Подбор определенных цветов
  3. Правильно расположение педагога по отношению к доске и детям
  4. Использование предметов с четкими контурами и очертаниями.
  5. Зрительная нагрузка не более 10 минут непрерывного контакта [4, 24].

Д.Ю. Скрябина также отмечает важность использования наглядно-игрового материала в практике работы с детьми, имеющими нарушения речи. Так, в качестве примера автор выделяет некоторые этапы работы с наглядным материалом:

Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать его как опору при ответе («Кто играет в мяч?» «Дети играют в мяч») Постепенно, ответы ребенка становятся все более самостоятельными по мере усвоения речевых навыков. Данный этап подготавливает учащихся к самостоятельному описанию картинок [6, 168].

Самостоятельное описание картинок. Дети с речевыми нарушениями самостоятельным образом описывают знакомые им игрушки и окружающие предметы без опорных вопросов. Данный этап обучает самостоятельному построению фразы. В этом периоде можно использовать продукты самостоятельной деятельности ребенка (изобразительные материалы, лепка). Данный вид упражнения позволяет подготовить детей к самостоятельному пересказу текстов.

Пересказ прослушанного текста. Наглядный материал, предлагаемый детям для пересказа, должен иметь четкую композицию и логику последовательности. Полезным является обыгрывание сюжета при помощи игрушек и подручных наглядных средств. Одним из важных методов игровой деятельности детей является инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяют правильному грамматическому оформлению фразы. Данный этап подготавливает ребенка с нарушениями речи к спонтанной речевой деятельности [6, 168].

Спонтанная речь. Она является наиболее сложной в освоении ребенком. Такие занятия предполагают использование не только наглядных материалов, но и строятся с учетом сюжетно-ролевых игр. Например, такие игры, как: «Овощной магазин», где при помощи игровых действий детьми осваивается диалоговая речь. На данном этапе дети учатся выполнять различные поручения, что позволяет вводить самостоятельные игры диалоги [6, 168].

Заключительный этап предусматривает составление различных рассказов детьми, без опоры на наглядный материал [6, 169].

Таким образом, применение логопедом наглядно-игровых методов обучения играет большую роль в развитии речи детей. Благодаря данным методам решается ряд важнейших задач.

Список литературы

  1. Елецкая, О. В. Специальная педагогика : учебное пособие / О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Е. А. Логинова. – Москва : Владос, 2019. – 478 с.
  2. Калинина, Л. В. Педагогика и психология начального образования / Л. В. Калинина. – Санкт-Петербург : Лань, 2023. – 376 с.
  3. Классические и инновационные подходы к коррекционной работе с детьми с условно нормативным развитием и с ограниченными возможностями здоровья : материалы конференции / составитель И. А. Тютюева ; под редакцией И. А. Тютюевой. – Шадринск : ШГПУ, 2019. – 242 с. 
  4. Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Тула, 6 апреля 2023 г.) : материалы конференции / под редакцией С. Г. Лещенко.
  5. Скрябина, Д. Ю. Логопедия : хрестоматия / Д. Ю. Скрябина. – Глазов : ГГПИ им. Короленко, 2020 – Том 2 – 2020. – 368 с. 
  6. Скрябина, Д. Ю. Логопедия : хрестоматия / Д. Ю. Скрябина. – Глазов : ГГПИ им. Короленко, [б. г.]. – Том 1 – 2019. – 267 с. 
  7. Шеховцова, Т. С. Формы логопедической работы : учебное пособие / Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : СКФУ, 2016. – 120 с. 

Интересная статья? Поделись ей с другими: