УДК 372.881.111.1

Трудности в обучении детей с ОВЗ английскому языку и пути их преодоления

Материкина Маргарита Евгеньевна – учитель английского языка Московской школы № 1411.

Аннотация. В статье изучается проблема трудностей и барьеров в обучении иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе анализа передового педагогического опыта систематизировано представление о трудностях, исходящих от характеристик образовательной среды и компетенций педагога, а также о тех барьерах в обучении, которые обусловлены спецификой индивидуально-психологических характеристик учащихся. Описаны пути преодоления данных трудностей.

Ключевые слова. Английский язык, дети с ограниченными возможностями здоровья, трудности, обучение, пути преодоления.

В настоящее время проблема оптимизации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) английскому языку является довольно актуальной, что обусловлено приоритетами государственной образовательной политики, нацеленной на внедрение инклюзивности в практику работы общеобразовательных учреждений.

Специфика организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ реализуется благодаря коррекционно-развивающей части образовательных программ учебных предметов. Согласно требованиям ФГОС и образовательных программ в рамках реализации инклюзивного подхода для обучения и воспитания детей с ОВЗ должны обеспечиваться определенные условия. Речь идет о создании ряда физических, психолого-педагогических и дидактических факторов, обеспечивающих «удовлетворение особых образовательных потребностей» [6, с.68] и адаптацию методов и технологий обучения к нуждам изучаемого контингента детей.

В связи с тем, что иностранный язык является достаточно сложным для детей, имеющих ограничения по слуху, зрению, ресурсам психических функций и т.д., требуется предпринять ряд усилий для того, чтобы преодолеть трудности и барьеры, препятствующие успешному овладению иноязычной компетенцией на уроке иностранного языка.

Цель исследования: изучить основные трудности в обучении детей с ОВЗ английскому языку и предложить определенные рекомендации их преодоления.

Исходя из анализа ряда научных исследований и передового педагогического опыта, мы сформулировали основные трудности, которые могут быть связаны как с деятельностью педагога и возможностями образовательной среды, так и с личностью обучающегося. Мы разделяем мнение А.А. Щур, согласно которой трудности в обучении детей с ОВЗ обусловлены спецификой «мотивационно-потребностных, эмоциональных, познавательных, моторно-двигательных нарушений в развитии» [7, с.76].

К основным трудностям и барьерам, которые исходят от учителя иностранного языка, мы отнесли:

  • Сосредоточенность педагога на целях обучения английскому языку, а не на развитии обучающихся с ОВЗ, их социализированности и самостоятельности. Отметим, что к развивающим задачам должно относиться формирование «способности обучающихся самостоятельно ставить учебные цели и искать пути их реализации, а также контроля и оценивания своих достижений» [1, с.68].
  • «Негативное отношение педагога к потенциалу обучающихся» по Н.С. Евстратовой [3, с.62], что проявляется в предубеждениях педагога о нецелесообразности, бесполезности вовлечения обучающихся с низкими когнитивными способностями в активное участие на уроке. Такое отношение является значимым психологическим барьером в организации инклюзивного образования на уроке английского языка.
  • Методические барьеры, связанные с преобладанием на уроке иностранного языка заданий репродуктивного характера, в том числе механического заучивания, пересказа, перевода. Педагог не использует потенциал активных и интерактивных образовательных технологий. Для детей с ОВЗ использование средств визуализации языкового материала, его интерактивного представления и отработка в рамках игровых и групповых коммуникативных тренингов играет ключевую роль в освоении учебного материала.
  • Недостаточное материально-техническое оснащение учебных занятий, в том числе ограниченность учебно-методического материала, современных информационно-коммуникационных технологий, отсутствие качественной электронно-образовательной среды учебного заведения. Для обучающихся с ОВЗ необходимы дополнительные образовательные ресурсы, в том числе для самостоятельного, дистанционного изучения отдельных аспектов языковых компетенций, например, наличие программного обеспечения, по типу «Duo Lingo» и т.д.

Что касается препятствий и трудностей, связанных с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся с ОВЗ, следует, среди основных, отметить:

  • наличие ряда ограничений в обучении, обусловленных незрелостью определенных психических функций детей. Речь идет об ограниченных возможностях памяти, внимания, когнитивных способностей, а также неустойчивой эмоционально-волевой сферой, в том числе, недостатке произвольности поведения и психических реакций на уроке.
  • Недостаточный уровень мотивации учения детей с ОВЗ, который связан с постоянными «физическими, эмоциональными и когнитивными трудностями» [5, с.11]. Л.В. Мамедова приводит ряд факторов образовательной среды, негативно влияющих на снижение мотивации, к основным из которых относит: неадаптированный к потребностям обучающихся учебный материал, который за счет его сложности приводит к трудностям обучения и получению негативного опыта учения; ограниченность образовательных ресурсов и доступа к ним [5, с.11].
  • Наличие коммуникативных трудностей детей с ОВЗ, которые препятствуют использованию иностранного языка на практике. Неудовлетворенность качеством коммуникации, в том числе наличие фонетических сложностей, порождает неуверенность детей на уроке английского языка и их нежелание проявлять себя в диалоговых упражнениях и т.д.

Говоря о путях преодоления описанных выше трудностей обучения детей с ОВЗ английскому языку, отметим следующие:

  • Необходимость развития психологической компетентности педагога, а также включение в оптимизацию учебного процесса логопедов и психолога.
  • Включение ряда коррекционно-развивающих технологий обучения, в частности, ряда мультимедийных средств и других информационно-коммуникативных технологий (например, интерактивной доски, проектора) для достижения максимальной доступности учебного материала для особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Реализация принципа «подвижной деятельности» [4, с.36] на уроке. Включение в структуру урока элементов психогимнастики и релаксации для профилактики усталости и повышения работоспособности.
  • Обеспечение доступных форматов обучения для детей, имеющих трудности с перемещением, в том числе реализация дистанционного обучения с использованием соответствующего программного обеспечения и материалов электронной образовательной среды учебного заведения (электронных учебников, пособий, мультмедиафайлов, презентаций).
  • Оптимизация методической системы преподавания с учетом потребностей детей с ОВЗ. К рекомендациям по Л.Д. Кривых относят: использование принципов «частой смены деятельности, а также преемственности и многократного повторения языкового материала, частого аудирования языковых структур на уроке» [4, с.36]. Наличие системы поощрения для обучающихся, мониторинг достижений обучающихся, стимулирование познавательной мотивации.
  • Достижение индивидуального подхода в обучении английскому языку с учетом образовательных потребностей детей. Обеспечение качественного сотрудничества с родителями по стимуляции познавательного интереса, помощи в освоении образовательной программы.
  • Для реализации задач социализации в обществе посредством иноязычной коммуникации рекомендуется использовать разные виды коллективной творческой деятельности, в том числе реализовывать учебные проекты, ролевые игры, «тематические микродиалоги» [1, с.69], театрализации для закрепления лексико-грамматического материала.

Таким образом, для преодоления трудностей в обучении детей с ОВЗ английскому языку необходима консолидация усилий всех субъектов образовательного процесса, повышение компетентности педагогов и родителей и совершенствование развивающего потенциала учебного заведения.

Список литературы

  1. Бабакова Е.Н., Киселева Е.В., Фомина Е.И. Применение коррекционно-развивающих технологий обучения "особых детей" на уроках английского языка // Теория и практика современной науки. 2020. №8 (62). – С.68-69.
  2. Дегтярева В.М., Фальченко Л.А. Использование специальных методов и приемов обучения на уроках иностранного языка при работе с детьми с ОВЗ // Инновационная наука. 2020. №8.- С.54.
  3. Евстропова Н.С., Ракова Е.В. Стратегии обучения иностранному языку в условиях инклюзивного образования // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2019. №4 (44). – С.62-64.
  4. Кривых Л.Д., Багринцева О.Б. Инклюзивное обучение на уроках английского языка // Педагогические исследования (сетевое издание). 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obuchenie-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 05.03.2024).
  5. Мамедова Л.В. Проблема мотивации к изучению английского языка у детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование. 2023. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-motivatsii-k-izucheniyu-angliyskogo-yazyka-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 05.03.2024).
  6. Муртазаева М.М., Ермакова О.Д. Расширение возможностей обучения иностранному языку детей с ОВЗ на базе ФГОС // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie-vozmozhnostey-obucheniya-inostrannomu-yazyku-detey-s-ovz-na-baze-fgos (дата обращения: 05.03.2024).
  7. Щур А.А. Технологии, методы и средства дистанционного обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой исследователь Дона. 2023. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-metody-i-sredstva-distantsionnogo-obucheniya-angliyskomu-yazyku-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 05.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: