УДК 784

Работа над певческим голосом при обучении вокалу

Лу Цзиньбо – студент Института музыки театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: В статье рассматриваются различные методы работы над певческим голосом при обучении вокалу. Автором установлено, что певческий голос представляет собой уникальный исполнительский инструмент, способный передавать мысли, чувства и эмоции исполнителя, а также оказывать воздействие на слушателей. Особенностью голоса является его способность изменять звучание и тембр в зависимости от жанра и стиля музыки. Для правильного формирования звука необходимо заменить искаженное звучание на натуральный голос ребенка, что может быть сложной задачей из-за недостатка слуховой практики у некоторых учеников. В этой связи в рамках статьи рассматриваются особенности объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, исследовательского, фонетического и эвристического методов работы над певческим голосом при обучении вокалу.

Ключевые слова: музыка, вокал, методы обучения, певческий голос, пение.

Певческий голос является самым совершенным исполнительским инструментом, позволяющим исполнителю выразить свои мысли, чувства и эмоции, а также воздействовать на слушателей. Особенностью голоса является его способность изменять звук и тембр в зависимости от жанра и стиля музыки. Для правильного формирования звука необходимо заменить искаженное звучание на натуральный голос ребенка. Однако многим ученикам не хватает слуховой практики, поэтому они часто подражают не совсем хорошим исполнителям.

Современная вокальная педагогика основана на опыте выдающихся мастеров пения, а не на строгих научных методах. Тем не менее, современные исследования физиологии и акустики певческого голоса предоставляют научную базу для улучшения вокального искусства. Р. Юссон в своих исследованиях анализирует основные методы постановки голоса и различные типы вокальной техники с точки зрения акустики и физиологии [1]. Хотя его исследования больше относятся к уже сформировавшимся голосам, они могут быть полезны для работы с детьми при организации работы над певческим голосом во время обучения вокалу.

Методика вокального обучения основана на общих принципах обучения и специальных, присущих музыкальной педагогике. Среди общепедагогических принципов обучения вокалу выделяются:

  1. Принцип воспитания через обучение, где учащиеся приобретают не только вокальные и художественные навыки, но и развивают эстетический вкус и умственные способности, что способствует становлению личности ученика.
  2. Принцип научности, основанный на современных научных знаниях о голосе и голосообразовании, позволяющий педагогу эффективно обучать пению школьников и правильно воздействовать на развитие их голосового аппарата.
  3. Принцип сознательности, который предполагает осознанное усвоение практических вокальных знаний и навыков.
  4. Принцип наглядности обучения, который основывается на создании представлений учеников о звучании через непосредственное восприятие звука и показ педагогом нужного звучания.
  5. Принцип постепенности и последовательности, который предусматривает следование от простого к сложному и от легкого к трудному при формировании навыков и освоении материала.
  6. Принцип индивидуального подхода, который особенно важен при индивидуальном обучении, так как требует разработки индивидуальной методики для каждого ученика.
  7. Принцип единства художественной и технической сторон обучения, который утверждает необходимость освоения как технических навыков, так и умения передать музыкально-поэтическое содержание произведения уже с начальных этапов обучения [2].

Поскольку пение – это практическая деятельность, вокальное обучение направлено на формирование и улучшение профессиональных навыков певческого голоса и исполнения музыкальных произведений. В методике вокального обучения детей чаще всего используются общедидактические методы, такие как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный метод включает передачу информации о певческом звуке и голосообразовании через устное объяснение и демонстрацию профессионального вокального звучания. Он помогает ученикам осознанно воспринимать и запоминать информацию. Педагог показывает нужное звучание своим голосом, чтобы создать представление о звучании, которое нужно воспроизвести. Демонстрация звука и правильных движений органов голосового аппарата является примером принципа наглядности обучения.

Так как показ звука и движений напрямую влияет на чувства (слух и зрение) учеников, это метод тесно связан с их способностью к подражанию. Подражание является быстрым способом освоения двигательных, речевых и вокальных навыков.

Постановка голоса включает в себя развитие и тренировку певческих навыков для достижения звучного, красивого, разнообразного тембра, широкого диапазона, четкого произношения, чистой интонации и малой утомляемости. Однако при работе с детьми важно помнить, что их голос существенно отличается от голоса взрослых и даже от голоса самого педагога. Детский голос характеризуется легкостью, звонкостью, преобладанием головного резонанса и небольшой силой звука. Поэтому важно, чтобы показ голосом педагога приближался к звучанию детского голоса.

Дети обладают высокой способностью к подражанию и учатся говорить, развивая свою голосовую функцию через подражание звукам и движениям речевых органов. Поэтому использование педагогом показа голосом позволяет естественным образом вести вокальное обучение детей. Это особенно важно в технической работе. При этом иллюстрация новой песни должна соответствовать характеру звучания педагога, чтобы оказать полный эффект и создать выразительный образ.

Показ голосом передает эмоции и эстетическое воздействие, что крайне важно при работе с детьми. Полноценный и выразительный показ содержит эмоциональный оттенок, который вдохновляет детей на повторение услышанного и исполнение. При этом важно учитывать, что дети могут копировать как положительные, так и отрицательные качества звука, поэтому педагог должен стремиться к совершенству и при работе с детьми подходить к характеру их голоса.

При вокальном обучении детей помимо показа звучания также можно использовать специальные мышечные приемы, такие как демонстрация видимых движений артикуляционного аппарата, включая губы, нижнюю челюсть и язык. Кроме того, важными являются такие приемы, как зевок, задержка дыхания и умение сохранять состояние вдоха во время пения [3].

Объяснительно-иллюстративный метод тесно связан с репродуктивным, который заключается в повторении учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснениями и демонстрациями педагога. Это помогает формированию, развитию и совершенствованию вокальных навыков через упражнения, вокализы и вокальные произведения.

Репродуктивный метод является важным в вокально-технической работе, но также необходимо учитывать особенности голоса учителя и ученика. Необходимо избегать чрезмерного использования этого метода, особенно если голоса не соответствуют. Педагог должен умело использовать различные голосовые регистры и даже подражать звучанию детского голоса. Кроме того, необходимо ограничивать увлечение художественно-исполнительскими моментами, а вместо этого побуждать детей чувствовать и переживать художественный образ через музыку и текст.

Сочетание объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов способствует творческому развитию учащихся, от подражания к осознанному пониманию художественного образа и способа исполнения. Оба метода дополняют друг друга и помогают в формировании вокального мышления учащихся [4].

При обучении вокалу параллельно с методами объяснительно-иллюстративным и репродуктивным также используются методы эвристический и исследовательский на более поздних этапах обучения, когда ученики уже освоили технические и художественные навыки и работают над их усовершенствованием.

Эвристический метод представляет собой метод, в котором ученик самостоятельно исследует материал, а учитель помогает ему в этом, вместо того чтобы просто объяснять. Чаще всего это связано с заданиями на поиск характера звучания произведения или помощью в определении эмоционального содержания. Учитывая позволяет ученику развивать нужные навыки, используя свои знания.

Исследовательский метод подразумевает поиск целостной проблемы или задачи, и его главная цель – интерпретация произведения. Этот метод используется на более поздних этапах обучения и включает в себя самостоятельный анализ музыкального и поэтического текста, поиск выразительных средств и создание собственного исполнения.

Фонетический метод, являющийся одним из наиболее распространенных и эффективных в вокальной педагогике, основан на речевом опыте учеников и позволяет использовать речевые стереотипы для развития певческого голоса. Этот метод позволяет бороться с вялостью артикуляционных органов, активизировать работу гортани и органов дыхания, формируя легкость и звонкость звучания. Каждая фонема или слово оказывает влияние на работу голосового аппарата и тембр голоса.

Сложно разработать общий план упражнений для развития всех голосов из-за индивидуальных особенностей каждого ученика. Однако было замечено, что гласные звуки обладают наименьшим разнообразием способов артикуляции, что делает возможным использование упражнений с пением на гласные для исправления недостатков в звучании детского голоса. Например, если гласная «а» звучит хорошо, то начать лучше с нее, а для заглубленного звука использовать «и», а для плоского – «о» или «у».

В упражнениях по выравниванию гласных нужно как бы соединять один гласный звук с другим, чтобы не было перерывов в звучании. Целью является формирование навыка пения гласных в одной позиции. Пропевание ряда гласных в определенной последовательности всегда направлено на достижение определенного тембра голоса, подобного первой фонеме.

Манера артикуляции оказывает большое влияние на тембр голоса, включая ширину открытия рта, активность артикуляционных органов, четкость произношения и положение губ. При пении фонем рекомендуется сохранять ощущение скрытого зевка, чтобы обеспечить глубину звучания, но без излишнего напряжения, особенно у детей. Зевок должен быть умеренным и легким.

Для достижения звонкого тембра голоса важно полноценное освоение голосовых резонаторов, что подразумевает пение в близкой вокальной позиции. Фонетический метод необходим для настройки голоса на правильное звукообразование и исправления недостатков, используя определенные сочетания фонем. Важно учитывать сложность произношения согласных, в том числе их звонкость и глухоту. Глухие согласные могут требовать более быстрого произношения, особенно при вялой артикуляции. Фонетический метод используется не только в упражнениях, но и при работе над песенным материалом, включая вокализацию мелодии на разных гласных для выработки кантилены и выравнивания тембра голоса [5].

Таким образом, современная вокальная педагогика опирается на опыт выдающихся певцов, хотя современные исследования физиологии и акустики голоса также предоставляют научную базу для совершенствования вокального искусства. Обучение вокалу основывается на общих принципах обучения, таких как воспитание через обучение, сознательное усвоение знаний, принципы постепенности и индивидуального подхода.

Список литературы

  1. Юссон, Р. Певческий голос [Текст] : Исследование основных физиол. и акуст. явлений певчевского голоса. - Москва : Музыка, 1974. - 261 с.
  2. Емельянов, В.В, Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : Метод. рекомендации для учителей музыки / В.В. Емельянов; Отв. ред. Л.П. Маслова; Новосиб. обл. ин-т усоверш. учителей. - Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1991. - 39,[2] с. 
  3. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. - Москва : Прометей, 1992. - 269,[1] с. 
  4. Багадуров, В.А. Вокальное воспитание детей [Текст] / проф. В.А. Багадуров, д-р искусствоведения ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т худож. воспитания. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 96 с.
  5. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Дмитриев. - Москва : Музыка, 2012. - 366, [1] с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: