УДК 784

Повышение квалификации педагога для совершенствования процесса обучения вокалу

Лю Инцзе – студент Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,

Аннотация: В рамках настоящей статьи обсуждается важность владения профессиональными компетенциями преподавателем вокала, включая знания, умения, навыки и мотивацию, а также связь компетентности с самопониманием и самооценкой. Автор выделяет роль предметной компетенции в повышении квалификации преподавателя и акцентирует внимание на практическом аспекте профессиональной компетентности, обсуждая различные методологии компетентности в контексте профессиональной деятельности преподавателей вокала и подчеркивая значимость элементов профессиональной компетенции. Также в статье рассматриваются разработка исполнительских компетенций в музыкальной области и необходимость учета универсальных учебных действий. Автор отмечает важность развития музыкально-исполнительской компетентности с учетом эмоциональной, интеллектуальной и физической составляющих и подчеркивает значение когнитивных дисциплин, подчеркивая потребность в реализации индивидуального подхода к развитию вокальной компетенции и значимость категории «компетенция» в области вокала. Кроме того, обсуждается педагогическое значение компетентностного подхода для повышения квалификации преподавателей вокала.

Ключевые слова: музыка, вокал, преподаватели вокала, компетентность, повышение квалификации.

Для преподавателя-специалиста важно владение профессиональными компетенциями, которые характеризуют его личностные качества и способности. Результат его деятельности может быть когнитивным или исполнительским. Структура компетенций включает знания, умения, навыки и мотивы. Компетентность также связана с пониманием собственной деятельности и самооценкой специалиста и представляет собой интегральную характеристику результата деятельности и включает в себя общие и предметно-профессиональные компетенции. Владение профессиональными компетенциями является показателем высокого уровня профессионализма преподавателя по вокалу.

Предметная компетентность играет важную роль в стратегии повышения квалификации преподавателя, а основным критерием его профессиональной компетентности является практика. Компетентностные методологии могут быть структурированы через характеристики компетентности по разным принципам и по четырем уровням. Наиболее значимыми элементами профессиональной компетентности являются компетенции предметной специфики профессиональной деятельности. Компетентность преподавателей вокала должна включать знания, умения, навыки, способности, опыт, саморегуляцию и ценностные компоненты. Именно поэтому важно проводить компетентностную оценку профессиональной деятельности преподавателей вокала, учитывая специфику этой деятельности в образовательных программах, что обуславливает актуальность рассмотрения выбранной темы.

В Российской Федерации на нормативном уровне определены условия реализации профессиональных программ в области искусства, включая подготовку на предпрофессиональном и профессиональном уровнях. Формирование исполнительских компетенций в искусстве и других областях требует не только эмоционально-волевого, но и мышечного контроля. Структура исполнительской компетентности, связанной с мышечным самоконтролем в педагогике искусства, является мало исследованной темой. Кроме того, большую роль в развитии исполнительской компетентности играют универсальные учебные действия. Для развития музыкально-исполнительской компетентности важны профессиональные способности, эмоционально-волевая сфера, мотивация, музыкальные знания и навыки, а также рефлексия. Немаловажную роль в развитии исполнительской компетентности играют когнитивные дисциплины, основанные на процессах продуктивного мышления. В вокале профессиональная специфика характеризуется индивидуальным проявлением вокала как уникального музыкального инструмента на личностном уровне, а категория категория «компетенция» имеет большое значение в области вокала и представляет собой поведение человека, эффективно выполняющего задачи в организации. Сравнение компетенции и компетентности важно для создания педагогических условий повышения квалификации преподавателей вокала. Компетентностный подход позволяет структурировать результаты повышения квалификации [1].

Необходимо проанализировать педагогические условия для развития когнитивной и исполнительской компетенции преподавателей вокала. Важно формировать духовную культуру для повышения профессиональных знаний и умений. Практический анализ показывает, что вокальное образование становится доступнее, но требует высокого уровня подготовки преподавателей вокала. Результативность образовательного процесса зависит от уровня вокального мастерства педагогов, в этой связи профессиональное развитие педагогов вокала в учреждениях культуры и дополнительного образования просто необходимо. Роль повышения квалификации становится ключевой из-за отсутствия высшего профессионального образования по специальности «педагог дополнительного образования». Использование компетентностного подхода в системе повышения квалификации преподавателей вокала важно для эффективного образовательного процесса. Необходимо выявить перспективы применения компетентностного подхода при формировании педагогических условий. Недостаток согласования между методологическими и теоретическими аспектами влияет на качество обучения и здоровье голоса преподавателей по вокалу, что подчеркивает важность актуализации роли преподавателя по вокалу и стимулирует их профессиональное развитие. Особое значение имеет обеспечение информационного обеспечения и поддержки структур социально-культурного содержания [2].

Не на последнем месте по значимости находится и коммуникативная компетентность преподавателей вокала в системе повышения квалификации. Обмен мотивацией, общение и взаимодействие участников образовательной системы формируют систему отношений учеников к миру. Умение эффективно общаться требует высокого уровня коммуникативной компетентности и корректировки коммуникативного поведения. Недостаточная компетенция в общении может уменьшить сферу самореализации личности и затруднить выбор методов преподавания. Баланс формального и неформального общения является ключевым для оптимального процесса коммуникации. Специалистам повышения квалификации важно изучить современные теории социализации, (например, теорию Толкотта Парсонса, исследующую адаптацию как важное условие социализации личности). Система повышения квалификации важна через принятие норм общения, что способствует усвоению ценностей. Индивидуальный и социальный факты взаимосвязаны и формируют «я» через межличностное общение. С точки зрения критической теории социализации, общественная сущность личности и возможность построения нового мира рассматриваются с опорой на коммуникативное действие. При этом нужно отметить, что все теории уделяют внимание социальным фактам, несмотря на различия в подходах к социализации. Западные теории часто выделяют антагонизм как идею критического отношения к социальным ролям [3].

Система повышения квалификации должна формировать качества личности и навыки, необходимые для работы в многонациональном мире. Бинарная сущность системы подчеркивает важность общей культуры учреждения для повышения профессионализма преподавателей вокала. Уровень профессионализма зависит от аксиосферы учреждения и самооценки личности. Чтобы создать здоровую атмосферу, необходимо активизировать социокультурную деятельность и обеспечить адекватность педагогических условий программе. Совместная творческая работа участников с преподавателем вокала ведет к развитию научных качеств в особом этическом климате. Педагогический коллектив должен стремиться к созданию культурных ценностей и высокому культурно-образовательному уровню учреждения. Взаимоотношения в учреждении формируются через систематическое решение воспитательных задач и способствуют эмпатии, уважению и творческим подходам [4].

Немаловажное место в структуре деятельности педагога по вокалу занимает воспитание человеческих чувств у студентов в зависимости от учреждения, где они обучаются, что отражает уровень социально-культурной компетентности. Учреждения повышения квалификации ставят перед преподавателями вокала новые задачи в развитии профессионального и личностного роста. Становление личности в сочетании с профессиональным развитием представляет сложный процесс, включающий предыдущий опыт развития. Теоретические положения проблематики могут быть усилены благодаря исследованиям ученых, а также за счет системы повышения квалификации, которая представляет собой социокультурное образование, основанное на культурных компонентах и специфике искусств. Нравственное поведение педагогов вокала зависит от возраста и социального статуса в области культуры и искусства. Основные педагогические функции включают анализ контингента, постановку целей, подготовку слушателей, организацию учебы, понимание студентов и использование профессионального опыта для гражданского воспитания. Система повышения квалификации должна учитывать психологические и педагогические основы творчества. Программы повышения квалификации должны включать в себя изучение психологии и педагогики, современных принципов обучения, методики преподавания музыки, развитие певческих навыков и работы над музыкальным образом. Эти знания необходимо использовать для профессиональной переориентации специалистов по вокалу.

Программы повышения квалификации должны быть созданы на основе современных научно-методических и технологических инноваций, включая возможности дистанционного образования для преподавателей вокала. Это поможет преодолеть ограничения по времени и местоположению, обеспечивая качественное обучение. Общество нуждается в модернизации системы образования, которая важна для развития экономики и общественной ситуации. Подготовка выпускников должна отвечать насущным потребностям общества. Проблемы в системе образования связаны с несформированной мотивацией, недостатком самостоятельности в обучении, деформацией ценностей у студентов, что требует более инициативного и критического подхода к обучению, особенно в сфере социально-культурной деятельности [5].

Исследования выявляют изменения в российской системе образования: разнообразие программ и конкуренция ведут к коммерциализации образования; государство переходит к правовому регулированию; становится ключевой интеграция образования и экономики в международную систему деления труда. С учетом этих тенденций требуется разработка новых моделей образования и модернизации подготовки в школах и вузах. Специалисты должны обладать не только знаниями, но и умением применять их для решения задач общества и государства. Современные образовательные концепции, включая развивающее и личностно-ориентированное обучение, должны быть интегрированы с компетентностным подходом для эффективного обучения вокалу в рамках музыкального образования.

Таким образом, процесс создания педагогических условий для повышения квалификации преподавателей вокала включает в себя специфику их мастерства, разработанные педагогические условия формирования мастерства и методы работы с сольным пением. Педагогические условия направлены на развитие социально-культурной теории и образования при компетентном подходе. Модели компетентности определяются как система профессиональных действий, основанная на мотивации обучения и обеспечении образования на протяжении жизни. Инвариантные характеристики деятельности педагога, его знания, умения и навыки, определяют квалификационный результат и ценностное содержание его мировоззрения.

Список литературы

  1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для бакалавров, магистрантов, аспирантов, ассистентов-стажеров и докторантов вузов культуры. - Москва: МГИК, 2018. – 465 с.
  2. Аксенова С.С., Аринушкина А.А. Развитие институциональной персонализированной образовательной среды при повышении квалификации педагогов по вокалу ДШИ и ДМШ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 3-2. С. 65-68.
  3. Войтик И.А. Новые актуальные аспекты повышения квалификации преподавателей вокала учреждений культуры и дополнительного образования // Гуманитарное пространство. 2021. Т. 10. № 2. С. 140-145.
  4. Клабукова А.В. Пути формирования исполнительского мастерства вокалистов в вузах культуры с применением деятельностного подхода // Успехи современной науки и образования. 2018. № 3. С. 32-37.
  5. Чэнь В. Роль мотивационного аспекта в профессиональном становлении студентов-вокалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 1. С. 19-26.

Интересная статья? Поделись ей с другими: