УДК 378.147.31

Идейно-политическое воспитание в структуре школьного курса истории в 1930-е годы

Щербакова Анна Вячеславовна – студентка Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина.

Научный руководитель Некрылова Ольга Геннадьевна – кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина.

Аннотация: Становление новой российской государственности формирует объективную потребность в стабилизирующих элементах, как на общекультурном, так и на индивидуальных уровнях. В этом контексте выработка стратегии, методологических основ современной концепции патриотического воспитания школьников является актуальной государственной задачей. В статье рассматривается опыт развития патриотического воспитания в 1930-е гг., когда государство придавало этому процессу первостепенную роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения.

Ключевые слова: патриотическое образование, гражданская история, советская школа 1930-х годов, методика обучения, гражданско-патриотическое образование.

В сложных геополитических условиях России начала XXI века, как никогда востребован осознанный всеми гражданами общенациональный интерес и нравственная основа, которые достигаются через возможности государства и его институтов, прежде всего, образовательных. Принципиальной позицией, на которой строится основа исследований патриотического воспитания, является понимание патриотизма как важнейшей социально-культурной доминанты, освоение которой способно дать России мощный стимул повышения социальной и творческой активности населения [1, с. 84].

Преподавание гражданской истории среди других предметов учебного плана занимает особенное место, т.к. является важнейшим средством воспитания и формирования мировоззрения молодого поколения. Дисциплине «История» принадлежит ведущая роль в деле патриотического воспитания обучающихся как в советской, так и в современной школе.

В середине 1930-х гг. в государственной идеологии появилась концепция советского патриотизма. Происходит постепенный отказ от «национального нигилизма» и переход на национально-патриотические позиции, таким образом начинается, пусть и не в полном объеме, возвращение к историческим корням и традициям, заложенным в педагогике дореволюционной школы [5] В подтверждение данного суждения, можно привести цитату И.В. Сталина, который заявлял, что: «…Он (патриотизм) гармонично сочетает национальные традиции народов и общественные интересы всех трудящихся» [10, с. 160]. Из этого следует, что советский патриотизм нацелен не на разделение, а, наоборот, на сплочение всех наций и народов в единую семью.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание в советской школе в 1930-е годы на уроках истории должно было реализовываться повседневно, переходя из урока в урок и формируя любовь к стране. При этом задача учителя истории состояла в том, чтобы учащиеся знали и понимали законы развития общественной жизни, умели их анализировать, делать обобщение и выводы [4]. 

Для выполнения этой ответственной задачи необходима значительная последовательность, целеустремленность в преподавании всего курса истории. Так, из урока в урок учитель развивает и углубляет основные положения и знания, которые в свою очередь должны прочно войти в сознание учащихся - отмечалось в учебных планах программах 1930-х гг [6;14]. Таким образом, каждый урок истории ставит самоцелью познавательные и воспитательные задачи.

Так же обращалось значительное внимание, на то, что правильное определение цели урока зависит от идейно-теоретического уровня подготовки самого преподавателя, от уровня его знаний и методической подготовленности. Обращаясь к трудам А. Панкратовой, мы можем отметить, что к середине 1930-х годов особое значение придавалось знаниям научной объективности и закономерности исторического развития, навыка учителя истории связывать события прошлого и настоящего в представлении обучающихся советской школы [11]. Данный навык, построения связи прошлого и настоящего, не только способен оживить процесс обучения, но и объективно углубляет интерес к предмету истории, улучшает понимание текущих современных для учащегося событий.

Развивая данную идею, А. Панкратова неоднократно отмечает, что тем не менее учитель должен помнить об опасности формирования механической и поверхностной связи между фактами исторического прошлого и настоящего; об излишней перегруженности учебного рассказа материалом о современных событиях, что может перенаправить урок истории в статус урока обществоведения или же наполнить его слишком общими рассуждениями, что не приведет к желаем образовательным результатам в целом. Так, «…преподавание истории должно быть построено таким образом, чтобы из обширного исторического материала при полном сохранении исторической последовательности и систематичности его изложения были выделены и более подробно изложены важнейшие темы, помогающие пониманию истории СССР, но также и нынешней» [2, с.16]. Опираясь на данное замечание А. Панкратовой, можно отметить, что крайне важными выступают и темы, раскрывающие сущность исторической справедливости и несправедливости «…рисующие борьбу прогрессивных исторических сил» [12], значительную образовательную базу которых могут также дать материала раскрывающие вклад отдельных исторических деятелей, представляющих вдохновляющий пример героической борьбы за честь и независимость своей страны. 

Обращаясь к примерам такого героизма, которые советовала приводить в учебной практике А. Панкратова, можно выделить во первых, процессы сопротивления русского народа иноземным завоевателям в лице как монголо-татар, так польской и шведской интервенции пришедшей на период Смутного времени; во-вторых, это освещение исторического роли Москвы, как ведущего центра борьбы с захватчиками и объединителя русского народа, поднятия народного духа и исторического самосознания; в-третьих, особенно яркой темой является Отечественная война 1812 года, которая способна продемонстрировать справедливость войны, которая велась за национальную независимость и защиту русского народа, территорию уже сложившегося государства[12]. Кроме этого, тема Отечественной войны 1812 года позволяет учителю раскрыть человеческий подвиг не только с точки зрения военной отваги, но и со стороны стратегического новаторства, продемонстрированного умом Суворова, Кутузова, Багратиона и другими защитниками нашей страны.

Опираясь на исторический опыт, современному учителю истории предстает обширная картина форм и методов преподавания истории, формирующая патриотическое воспитание нового поколения. На современном этапе, мы можем сделать вывод, что при интегративном использовании методов воспитания важно учитывать, что в основе патриотическое воспитание находятся базовые национальные ценности, духовно-нравственная культура, правовые нормы общения, положительные примеры своих соотечественников и носителей культуры российского народа [3].

В ФГОС основного общего образования среди приоритетных личностных результатов реализации образовательной программы определено «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [15].

В значительной степени неотъемлемой частью современного патриотическом воспитании является воспитание уважения к героическому прошлому и настоящему своего народа. Но и само явление патриотизма в корне предполагает формирование образа героического начала. Исходя из этого, необходимо отметить, что подходя к анализу личностей и их подвигов, важно сформировать в понимании детей стойкое определение «герой». В процессе изучения истории учащиеся должны глубоко воспринимать ряд ведущих идей и положений, раскрытие которых будет воспитывать их, как будущих ответственных граждан, как патриотов, борцов за интересы своей страны [13].

Преподавание истории предоставляет учителю широкие возможности проведения патриотического воспитания. Но успех достигается тогда, когда учитель обеспечивает в первую очередь понимание учащимися самобытного исторического процесса. Чем глубже учитель будет погружен в исторический материал, чем больше он развивает диалектические способности, тем более глубокими в патриотическом отношении будут его уроки истории в школе, тем лучше он справится с поставленными перед ним задачами.

Учитель должен постоянно ставить перед собой задачи наряду с формированием у учащихся систематических и прочных знаний, вырабатывать у них понимание исторических фактов и событий в их диалектическом развитии, воспитать у них активное отношение к общественной жизни.

Вновь обращаясь к историческому опыту, стоит обратить внимание на то, что в соответствии с учебным планом второй половины 1930-х годов, изучение курса истории СССР начиналось в шестом и заканчивается в десятом классе, охватывало возраст учащихся 12-17 лет [14]. В данном возрасте у детей формируется активное мировоззрение, именно в этом возрасте формируется интерес к вопросам морали, политики, философии и международных вопросов. В настоящее время принято считать, что возраст юношества длится от 15 до 20 лет. В таком возрасте для учащихся как советской, так и современной школы характерен активный мировоззренческий поиск, центром которого становится проблемы смысла жизни.

Все это, в свою очередь, налагает на преподавателей и особенно учитель истории большую ответственность за организацию учебно-воспитательной работы, за патриотическое воспитание в этом возрасте.

При этом, мы можем сказать, что представленный возраст является более благоприятным для интегрирования в патриотическое воспитание образов и жизненного опыт исторических деятелей. В первую очередь, это связано с тем, что начиная с 14 лет, школьники осуществляют активный поиск своего «Я», и примеры выдающихся личностей они активно примеряют на себя с позиций выбора жизненного пути. Опираясь на это, учитель истории должен учитывать, что знакомство с жизнью и служением исторических деятелей способствует интенсификации идущих процессов дальнейшего укрепления воли, целеустремленности, выдержки и самообладания [1]. Так, руководствуясь данной идеей еще в 1930-е годы изучая курс Новой истории и Истории народов СССР, учитель не мог обойтись без использования работ В. И. Ленина и И.В. Сталина, уделяя этому отдельное время на уроке.

При этом, важное место в сфере современного патриотического воспитания отводится медиаобразованию, под которым понимается приобретение знаний, умений, навыков, опыта деятельности и формирование ценностных установок и компетенции в области современных медиа – печатных и электронных средств социальной коммуникации. Патриотическое воспитание учащихся – это глубокий, всеохватывающий процесс. Уроки истории будут иметь необходимый эффект не только тогда, когда преподаватель правильно, глубоко и эмоционально рассказывает учебный материал, но и тогда, когда он умеет использовать разносторонние дидактические источники. Для более детального изучения истории нашей страны, в программу для рассмотрения могут быть включены такие кинокартины, применяемые в практике 1930-х годов, как «Александр Невский», «Степан Разин», «Петр Первый», «Кутузов», «Суворов», «Адмирал Нахимов.

Большое значение в деле патриотического воспитания учащихся имеют внеклассные занятия и внешкольное работа. Чтение и анализ исторических документов должно стать предметом индивидуальной и кружков работы учащихся. Организация выставок, изготовление альбомов, фотомонтаж, систематическая информация, коллективное чтение, обсуждение статей, газет, журналов, самостоятельная работа над литературой, подготовка докладов, презентаций, обмен мнениями – все это приучает учащихся к самостоятельной работе. Освещая исторический материал прошлого очень важно научить учащихся выстраивать логическую связь с современными событиями, и приучать учащихся следить за ходом их исторического развития по газетам.

Список литературы

  1. Ахметшина Г. Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 3 (41). – С. 83 –85.
  2. Ворошилов К. Е. Сталин и строительство Красной Армии [Текст]. – Москва: Госполитиздат, 1941. – 16 с.
  3. Дротенок О. А. О воспитании историей / О. А. Дротенок. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6828/ (дата обращения: 03.02.2024).
  4. Историческую науку – на уровень великих задач. (Итоги XVII съезда ВПК(б) и задачи большевистских историков).//Историк-марксист. –1934. – № 2. – С. 3-10.
  5. Корм М. М. Сколько лет патриотизму? // Родина. – 1994. – № 10. – С. 16–21
  6. Медынский Е.Н. Содержание учебной работы (планы и программы) советской школы за 25 лет / Е.Н. Медынский // Советская педагогика. – 1942. – № 10. – С. 10-21.
  7. Механизмы формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг. : На материалах РСФСР : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова. – Москва, 2004. – 20 с.
  8. Мурзина И. Я. Гражданско-патриотическое воспитание: к вопросу о формировании культурной идентичности на основе национальных традиций // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 5. – С. 140 –147.
  9. Мурзина И. Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики [Текст] : учебно-методическое пособие для педагогов : с электронным приложением / И. Я. Мурзина. – Екатеринбург : Периодика, 2017. – 279 с. 
  10. О Великой Отечественной войне Советского Союза [Текст] : [Доклады, речи, выступления и приказы]. – 5-е изд. – Москва :Госполитиздат. – с.160-161
  11. Панкратова А. М. За большевистское преподавание истории // Борьба классов. – 1935. – № 1–2. – С. 19–36.
  12. Панкратова А. М. Преподавание истории СССР в средней школе в дни отечественной войны против германского фашизма [Электронный ресурс]: электрон. данные. – Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 11 сентября 2015. – Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1441923245&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). (дата обращения: 11.02.2024).
  13. Сиволобова Н. А., Котлова Е. П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современном российском обществе // Образование личности. – 2014. – № 1. – С. 63–67.
  14. Типовые учебные планы и основы программ для индустриальных техникумов на 1930/31 учебный год... [Текст] / Учеб.-метод. сектор. - 2-е изд., испр. – Москва ; Нар. ком. прос. РСФСР ; Ленинград : Гос. изд-во. – 1930.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения: 16.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: