УДК 37

Развитие олимпиадного движения от Древней Греции к современности: обзор

Шахвердова Елена Олеговна – доцент кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Шахвердова Ольга Дмитриевна – студент Педагогического института Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Аннотация: В статье авторы представляют исторический обзор по теме развития олимпиадного движения в мире и в России. Обозначены основные этапы развития олимпиадного движения, специфика его развития в разные эпохи и в разных странах.

Ключевые слова: олимпиадное движение, предметная олимпиада, школьники, всеармейская олимпиада, курсант.

Олимпиады привлекают школьников, студентов, молодежь по всему миру, участие в них позволяет попробовать свои силы в различных областях, посоревноваться в собранности, смекалке со сверстниками, разобраться в своих интересах, академических склонностях, а в случае победы еще и получить различные преференции при поступлении или в обучении.

А с чего начинались олимпиады? 776 год до н.э. считают отправной точкой первых спортивных соревнований, проходивших в долине Олимпия между рек Алфей и Кладеон. В программу турниров входили: бег, борьба, рукопашный бой, гонки на колесницах, пятиборье, которое включало бег, метание копья, метание диска, прыжки в длину и борьбу. Соревновательный дух греков проявлялся не только в спортивных, но и в духовных, интеллектуальных сферах. На 96 олимпиаде в план были включены состязания между трубачами и глашатаями. Музыканты, играющие на флейтах и кифарах, соревновались на Пифийских играх в честь Аполлона, проходили состязания мудрости, мужества, красноречия. В победителях ценились не только сила и ловкость, но и их избранность, как перед Богами, так и среди людей. Олимпийские игры в Древней Греции – это праздник мира, во время их проведения были запрещены любые военные действия. За год до начала Игр участники начинали готовиться к выступлениям, а за месяц прибывали на место проведения. Элланодики – организаторы и судьи олимпиады, отбирались из числа самых достойных граждан и на протяжении последнего месяца руководили тренировками претендентов, по итогу определяя, готов ли спортсмен к состязаниям.

Следует отметить, что подготовка олимпийцев в Древней Греции не носила случайный характер, а была подчинена принципам, которые используются до сих пор, а именно:

  • Многократные повторения;
  • Разнообразие упражнений;
  • Отработка техники движения;
  • Спарринги и поединки;
  • Изучение тактики;
  • Приемы для концентрации и настроя.

К концу VI в. до н. э. возрастает интерес именно к интеллектуальным достоинствам участников. Однако, в 394 году до н. э. глава Римской империи Феодосий I, принявший христианство, запретил олимпийские игры, как действо, прославляющее языческих богов [1].

В более поздние Античные времена и в эпоху Средневековья проходили турниры по философии, поэзии, которые имели лишь эпизодический характер.

Популярность схоластического знания значительно повлияла на развитие философской мысли, логики и математики. В университетах Западной Европы в ХII – XIII вв. сложилась традиция организации диспутов.

В королевстве Фридриха II Гогенштафена (в первой половине XIII в.) в Италии, согласно историческим свидетельствам, проходили математические турниры. В 1535 году Болонье Николо Тарталья, готовясь к поединку ученых, нашел способ решения уравнения 3-й степени и одержал победу, выполнив все предложенные задания. В 1554 году Франсуа Виет в ходе дискуссии с Адрианом ван Роуменом нашел решение одного из специальных уравнений 45 степени.

Стоит отметить, что задачи-головоломки были известны с глубокой древности. Головоломка – это непростая задача, требующая сообразительности, без специальных знаний. В чем же секрет их популярности? Решающее значение имеет не столько развлекательный характер, сколько образовательный. В первую очередь, такие задачи развивают логическое мышление, а также учат анализировать и синтезировать информацию, улучшают память и внимание. С течением времени головоломки видоизменялись, отражая общественные и культурные установки. Например, у жителей Кёнигсберга была популярна игра: как пройти по всем городским мостам так, чтобы путь проходил по каждому только один раз? В статье «Решение одной задачи, связанной с геометрией положения» Леонард Эйлер в 1736 году впервые применил идеи теории графов, доказав, что это невозможно. Известно, что объяснению этого вопроса предшествовала научная переписка Леонарда Эйлера с астрономами Иоганном Маринони и Карлом Элером.

В 1894 году в Париже на Международном спортивном конгрессе Пьер де Кубертен сообщает идею о возрождении интернационального олимпийского движения по античному образцу. Предложение членами конгресса поддерживается и проведение первых олимпийских игр современности решают организовать в 1896 году в Афинах.

К концу XIX века в европейских странах складывается традиция проведения математических и физических турниров среди школ [1].

История олимпиадного движения в России [2] началась в XIX веке: Астрономическое общество Российской Империи организовывало «олимпиады для учащейся молодежи», заочные олимпиады стал проводить журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики», начиная с 1855 года. Между тем, олимпиада в «традиционной» форме была проведена лишь в 1934 году: состязание юных математиков организовал Ленинградский университет по инициативе выдающегося ученого Б. Н. Делоне. Годом позже профессор Института математики и механики МГУ А. Н. Колмогоров с коллегами провел математическую олимпиаду среди московских школьников, проходившую в два тура. Первая олимпиада по химии состоялась в 1938 году под руководством профессора химфака МГУ А. П. Терентьева. Изначально цель таких олимпиад – расширение кругозора школьников и вовлечение в науку. На успешное развитие школьного олимпиадного движения повлияли образовательные реформы проводимые в 30-е годы XX столетия. В результате это позволило уменьшить уровень безграмотности населения, ввести обязательное бесплатное 7-летнее обучение, стандартизировать школьные программы и учебники, организовать единую систему образования с преемственными ступенями обучения – от начальной до высшей школы. [3]

С началом Великой Отечественной войны темпы развития олимпиадного движения сильно замедлились. Однако с 1944 года стали возобновляться традиции, существовавшие до войны, благодаря химическому факультету МГУ им. М. В. Ломоносова была организована первая городская олимпиада. Математики Москвы, находясь в эвакуации, продолжили вести олимпиады в Ашхабаде и Казани.

Новый этап развития олимпиадного движения приходится на 60-е годы ХХ века. В 1960 году в Москве состоялась первая «большая» математическая олимпиада, которую условно называют «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой. В 1963 году в СССР по постановлению Совета министров были основаны четыре специализированные школы-интерната физико-математического профиля: в Москве, Киеве, Новосибирске и Ленинграде. Одним из организаторов московского математического интерната для одарённых детей выступал академик А. Н. Колмогоров.

В 1964 году был создан объединённый оргкомитет по проведению олимпиад под председательством академика П. Л. Капицы. С этого года стали организовываться Всероссийские олимпиады среди школьников. Олимпиады по разным предметам для школьников в нашей стране зарождались как ответ на задачи советского государства, которое нуждалось в креативных технических специалистах. Школьники, решая сложные, нестандартные задачи, готовились к вызовам большой науки [4]. С течением времени олимпиадное движение приобретает более глобальный характер, расширяется перечень предметов, на государственном уровне вырабатываются принципы и структура олимпиады.

В 1996 году была организована первая всеармейская олимпиада курсантов по математике в Санкт-Петербурге на базе Военной инженерно-космической академии им. А.Ф. Можайского, в которой участвовало 8 военных вузов Санкт-Петербурга и команда Тульского высшего артиллерийского инженерного училища. Ежегодное проведение олимпиады стало традиционным. В 2000 году всеармейская олимпиада по математике впервые была проведена не в Санкт-Петербурге, а в Ярославле на базе филиала Военного финансово-экономического университета. Со временем увеличилась не только численность, но и расширилась география. В олимпиаде принимают участие курсанты военных вузов от Калининграда до Владивостока, а с 2015 года, когда регулярными участниками стали команды курсантов военных вузов СНГ, всеармейская олимпиада приобрела официальный международный статус [5].

Таким образом, мы можем сказать, что агональный (соревновательный) дух присущ людям любой эпохи. Людям с древности было важно вынести проблемы на всеобщее обсуждение для совместной проработки наиболее оптимального решения. На каждом этапе развития человечества среди нас находятся люди, для которых поиск истины является ключевой ценностью. В ходе совместного обсуждения рождаются способы решения сложных задач, новые идеи. А новые идеи способны привести к появлению новых областей науки, налаживанию межпредметных связей.

Цель олимпиадного движения сегодня – поиск творческой, одаренной молодежи, способной к решению нестандартных задач в разных предметных и метапредметных областях.

Авторами была проведена работа по поиску и структурированию информации о развитии олимпиад и олимпиадного движения, начиная с Древней Греции, заканчивая современностью. Были выделены основные этапы развития, особенности проведения олимпиад в разные периоды времени, в разных странах. Также обозначены ключевые фигуры ученых, исследователей, педагогов, способствовавших развитию олимпиадного движения.

В дальнейшем авторы намерены продолжить исследование, сосредоточившись на специфике подготовки к математическим олимпиадам и их проведения в военных образовательных организациях России.

Список литературы

  1. Образовательный ресурс Алтайского государственного педагогического университета [Электронный ресурс]: Олимпиадное движение как фактор развития ребенка в образовательной организации, условие формирования опыта творческой деятельности. URL:https://mooc.do.altspu.ru/mod/book/view.php?id=348&chapterid=577 (дата обращения: 25.02.2024).
  2. Информационный сайт об олимпиадах для школьников [Электронный ресурс]: История олимпиадного движения в России. URL: https://olimpiada.ru/article/687 (дата обращения: 25.02.2024).
  3. Джуринский А.Н. История российской педагогики: учебное пособие / А. Н. Джуринский. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. – С. 146-157.
  4. Гулов А.П. Генезис олимпиадного движения в России // Ценности и смыслы. 2023. № 3 (85). – С. 42-60.
  5. Болдовская Т. Е., Девятерикова М. В. Методические особенности процесса подготовки к олимпиадам по математике в военном вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. – С. 164-170.

Интересная статья? Поделись ей с другими: