УДК 37.013

Пути повышения мотивации студентов в учебно-познавательной деятельности

Стефаненко Павел Викторович – доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Донецкого института государственной противопожарной службы МЧС России

Аннотация: Одним из важнейших элементов процесса обучения является стимулирующе-мотивационный компонент, который предусматривает работу педагога по стимулированию у студентов интереса к обучению. В статье представлен один из способов решения этой задачи, связанный с использованием преподавателями вузов коучинга и интерактивных методов обучения, способствующих возникновению у обучаемых положительных мотивов учения и ведущих к единству стимулирования и мотивации их учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: коучинг, стимулирующе-мотивационный компонент, интерактивные методы обучения, учебно-познавательная деятельность.

Основная часть

Известно, что компоненты процесса обучения характеризуют определенный цикл взаимодействия педагогов и обучающихся [1]. Так и стимулирующе-мотивационный компонент учебно-познавательного процесса предполагает осуществление стимулирующих мер со стороны педагога в отношении студентов, что должно способствовать возникновению потребности в решении стоящих перед ними учебных задач.

Для того чтобы учение не было скучной и тягостной обязанностью, оно должно быть мотивировано, т.е., в первую очередь, преподаватель в своей обучающей деятельности должен использовать все возможные формы, методы, способы и приемы, чтобы побудить студентов к продуктивной и активной познавательной деятельности. Обязательно должны присутствовать: со стороны педагога – стимулирование обучения, со стороны студента – мотивация учения [6]. 

Успехи в учении прямо зависят от мотивации, т.е. от наличия необходимых стимулов к усвоению знаний, формированию умений и навыков, приобретению личностных качеств и, в конечном счете, компетенций, обеспечивающих в будущем качественное выполнение профессиональной деятельности [12].

Работает только та система стимулирования, которая соответствует системе мотивов человека, т.е. его потребностям [13]. 

Очень важным является тот момент, что стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у студентов позитивных мотивов своей учебной деятельности [3]. В противном случае, если не будет единства стимулирования и мотивации, теряется весь смысл стимулирующе-мотивационного компонента учебного процесса.

Каким же образом обеспечить это единство? Для этого рассмотрим, какими способами педагог может стимулировать интерес к учебе у студентов, какие из них в большей мере этому способствуют и становятся их внутренними мотивами в осуществлении процесса учения.

Стимулирование учебной деятельности студентов педагог осуществляет рядом способов. При этом, очень важно отметить, что его задача состоит, прежде всего, в том, чтобы нацелить студента в нужное направление, с тем чтобы тот сам мог добывать необходимые ему знания, используя при этом активные методические приемы и способы.

Обеспечить необходимую мотивацию студентов в учебной деятельности, стать активными и сознательными обучающимися, относящимися к ней как к лично значимой, может коучинг (англ. coaching) – метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь профессиональной или жизненной цели [10].

Основной целью коучинга в обучении студентов является оказание им помощи учиться активно, в большей степени, самостоятельно и сознательно, а также обеспечение максимального использования своего потенциала и развитие навыков в достижении поставленных целей и результатов [11].   

Основной задачей коучинга является поддержание у обучающихся уверенности в себе и в своих силах, что в значительной степени будет способствовать высокой учебной мотивации и ответственности за свою учебу. А это, безусловно, является залогом эффективности их учебной деятельности [11].

При использовании коучинга преподаватель совместно со студентом планирует его учебно-познавательную деятельность, определяет цель изучения дисциплины в целом, или какого-то ее раздела, а также пути ее достижения (формы, методы, способы и приемы учения) [10].

Обязательным является то, что коуч (преподаватель) должен уметь строить со студентами доверительные отношения, оказывать им помощь в развитии самосознания и самооценки, снижая при этом у них до минимума всевозможные страхи и неуверенность в себе [11].

Таким образом коучинг в значительной мере способствует мотивации студента в учебно-познавательной деятельности и является хорошим методом повышения эффективности процесса его учения и образования в целом.

Мотивация студентов к познавательной деятельности в большой степени зависит и от того, какие формы и методы педагоги используют в процессе преподавания.

Наиболее перспективными и эффективными в этом случае являются интерактивные методы обучения, использование которых при обучении студентов отлично ложится в канву рассмотренного выше коучинга.

Интерактивные методы обучения полностью отвечают требованиям по реализации профессиональных творческих замыслов педагога, как одного из мотивов его работы, так и мотивам студентов, связанным с повышением их интереса в знаниях, полученных в результате их собственной учебной, исследовательской, поисковой и творческой учебной деятельности.

Для ответа на вопрос – почему именно интерактивные методы, как никакие другие, мотивируют студентов к учению, вызывают у них интерес, без которых нет необходимой эффективности, и в конечном итоге обеспечивают наиболее качественное формирование у них необходимых профессиональных компетенций и качеств личности, вернемся к истокам развития дидактики и вспомним высказывание выдающегося китайского ученого-философа Конфуция [8].  Еще в 5 в. до н.э. он произнес знаменитую фразу: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать, и я пойму»

Именно над лучшей реализацией фразы: «Дай мне сделать, и я пойму» «бьются» ученые педагоги-дидакты с тех далеких времен. 

Менялись парадигмы образования: традиционалистско-консервативная (знаниевая); феноменологическая (гуманистическая); рационалистическая (бихевиористская, поведенческая); технократическая (эзотерическая). Претерпевали изменения подходы к главной цели образования: ценностный (аксиологический); деятельностный; личностный. Усовершенствовались виды обучения: пассивное – объяснительно-иллюстративное (субъект-объектное); активное – проблемное (субъект-субъектное) и т.д. И, наконец, ученые-педагоги пришли к выводу, что наиболее оптимальным обучением, отвечающим всем требованиям по формированию у обучающихся, в том числе студентов, всех необходимых знаний, умений и навыков и на их основе профессионально значимых компетенций, является интерактивное обучение, предусматривающее, в значительной степени, самостоятельную работу студентов и их взаимодействие  с педагогом и сокурсниками.

Все методы интерактивного обучения (мозговой штурм, кейс-метод, деловая игра, ролевая игра, метод проектов, метод обучения в парах, работа в малых группах и мн. другие) в основе своей представляют из себя совместную деятельность студентов по «добыче» знаний и решению стоящей перед ними проблемы. Все участники учебно-познавательного процесса решают задачу, обмениваются информацией, взаимодействуя друг с другом, моделируют ситуации, оценивают действия других и в ходе обсуждения принимают оптимальный вариант решения проблемы [1, 7, 14].

И главным в этом случае является самостоятельная работа студента по решению стоящей перед ним задачи, что неизбежно ведет к прочным знаниям и продолжительному их запоминанию. В самостоятельной работе, да еще и с возможностью обмена информацией с преподавателем и сверстниками, заложен и интерес к учебе, а значит и мотивация, без которой нет успеха ни в каком виде деятельности, в том числе и в учебно-познавательной.

Согласно Уилльяму Глассеру [4] и мнению многих психологов в области педагогики мы запоминаем: 100% от прочитанного; 20% от услышанного; 30% от увиденного; 50% от увиденного и услышанного; 70 % обсуждаемого с другими; 80% испытанного лично; 90% того, что мы объясняем другим, при  этом в лекционной форме изучения учебного материала усваивается не более 20% информации, а при деловой игре (а это интерактивный метод) – 90% [2,5,15].

Все вышеперечисленное еще раз неопровержимо доказывает, что эффективным обучение будет только тогда, когда студент мотивирован и имеет возможность активного взаимодействия в учебно-познавательном процессе. А все это возможно только в условиях интерактивного обучения.

Выводы

Использование коучинга и интерактивных методов в обучении студентов ведет к повышению их интереса к их учебно-познавательной деятельности, соответственно росту их мотивации в получении знаний, приобретении соответствующих навыков и умений и формировании на их основе необходимых профессионально значимых компетенций.

Список литературы

  1. Абрамова И. Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. – М.: Гардарика, 2008. – 368 с.

  2. Алмазов Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры ЮРАЙТ, 2019

  3. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды Москва «Педагогика» 1989.

  4. Глассер У. Школы без неудачников: [Пер. с англ.] / Уильям Глассер; [Предисл. В. Я. Пилиповского]. – Москва: Прогресс, Б. г. (1991). – 174,[2] с.; 20 см.; ISBN 5-01-002506-X: Б. ц.

  5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата. М.: ЮРАЙТ, 2019.

  6. Зильберман С. В. Формирование моральной компетентности студента в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Сиб. гос. технол. ун-т. – Красноярск, 2004. – 23 с.

  7. Карпенко Е. А. Критерии успешного применения интерактивных технологий в обучении /Е. А. Карпенко // [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3274 (дата обращения: 24.11.2020).

  8. Клепиков В. З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая. Педагогика, 2001г. №3., с. 73-80.

  9. Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 4. – С. 26-33.

  10. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей: 2-е издание пер. с анг. – М.: Издательство «Добрая книга», 2017.

  11. Милтон Г. Эриксон / Мой голос останется с вами http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=147567 Эриксон М. Мой голос останется с Вами: Авторский сборник: XXI век; 1995.

  12. Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. – М.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2014. – 639 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г. 720 с.

  14. Современные технологии обучения: метод. пособие по использованию интерактив. методов в обучении / под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой, Л. И. Косовой. – СПб.: Полиграф С, 2002. – 80 с.

  15. Сударчикова Л. Г. Педагогическая психология: учеб. пособие 2-е изд., стер. М.: Издательство «ФЛИНТА» 2015 г. 320 стр. ISBN 978-5-9765-1930-5.

Интересная статья? Поделись ей с другими: