УДК 37

Рекомендуемые практики по повышению эффективности деятельности университетов в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»

Ниров Астемир Андзорович – студент Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация: Статья является ценным ресурсом для администрации университетов, стремящихся к улучшению своих результатов и достижению стратегических целей в рамках указанной программы. Статья представляет собой комплексное исследование современных подходов к организации работы в вузах, включая аспекты управления, инновационной деятельности и вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу. Основываясь на тщательном анализе лучших международных практик и актуальных тенденций в области высшего образования, авторы формулируют рекомендации, способные способствовать повышению эффективности деятельности университетов в контексте реализации программы "Приоритет 2030". Важность этой работы подчеркивается уникальностью представленных в ней подходов и стратегий, а также их потенциальной применимостью для широкого круга учебных заведений.

Ключевые слова: Приоритет-2030, стратегическое академическое лидерство, университеты, повышение эффективности, лучшие практики, образовательная политика, инновационные подходы в образовании.

В современном обществе образование играет решающую роль в экономическом развитии и социальном прогрессе. Ключевой фактор в достижении этих целей — это эффективность работы университетов, которые являются важнейшими институтами обучения и развития. В этой связи, российская программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» заслуживает особого внимания, поскольку она ориентирована на повышение конкурентоспособности национальных университетов в глобальном образовательном пространстве. Эта статья представляет собой исследование рекомендуемых практик, способствующих повышению эффективности деятельности университетов в рамках реализации данной программы.

В рамках анализа были рассмотрены вузы входящие в перечень из 3 вузов лидеров рейтинга QS World University Rankings 2024: Massachusetts Institute of Technology (MIT), University of Cambridge, University of Oxford, Harvard University, Stanford University. В каждом из вузов была выделена одна практика, тиражирование и масштабирование которой может позволить повысить конкурентоспособность вузов участников программы «Приоритет-2030».

Лучшая практика №1: коллаборативная научно-исследовательская деятельность.

Университет: Массачусетский технологический институт (MIT).

MIT всегда был в авангарде научных исследований, и одна из ключевых стратегий, которые обеспечивают его успех в этой области, — это коллаборация. Университет активно поддерживает работу в командах, включая не только студентов и преподавателей из разных дисциплин, но и коллег из других университетов, исследовательских центров и промышленности.

Университет обладает множеством исследовательских центров и лабораторий, таких как Media Lab, Computer Science and Artificial Intelligence Laboratory (CSAIL), и Broad Institute, которые служат местами для трансдисциплинарной работы и инноваций. Эти центры и лаборатории обеспечивают платформу для сотрудничества между учеными различных областей, что позволяет им объединить свои знания и навыки для решения сложных научных вопросов.

Например, в Broad Institute, совместном предприятии MIT, Гарварда и Гарвардской медицинской школы, ученые различных специализаций работают вместе над проектами в области геномики и биомедицинских исследований.

Такая коллаборативная модель научно-исследовательской работы обеспечивает более быстрое и эффективное продвижение в науке, поскольку ученые могут совместно использовать свои специализированные навыки и знания, чтобы решать сложные проблемы. Кроме того, это способствует обмену идеями и стимулирует инновации.

В целом, MIT подтверждает, что коллаборация — это ключ к улучшению эффективности научно-исследовательской деятельности. Он продолжает поддерживать и развивать эту культуру сотрудничества, чтобы обеспечить свою лидирующую позицию в области науки и исследований.

Лучшая практика №2: системная модель кадровой политики.

Университет: Кембриджский университет.

University of Cambridge, один из самых старых и престижных университетов на планете, адаптировал многие кадровые стратегии, которые влияют на его мировую репутацию в области высшего образования. В качестве эксперта в этой области, я считаю, что одной из лучших практик в кадровой политике этого университета является его стратегия привлечения, развития и удержания высококвалифицированных специалистов.

Прежде всего, университет активно привлекает таланты со всего мира. Это достигается не только благодаря мировой репутации университета, но и благодаря его привлекательным условиям работы, которые включают в себя конкурентоспособную заработную плату, обширные возможности для профессионального развития и прогрессирования, а также доступ к передовым исследовательским ресурсам.

Во-вторых, университет вкладывает значительные ресурсы в развитие своего персонала. Это включает в себя регулярное обучение и развитие, как в области специализации, так и в более общих навыках, таких как лидерство и коммуникация. Кроме того, университет предлагает широкий спектр возможностей для научных исследований, публикаций и участия в конференциях, что позволяет сотрудникам расширить свою академическую репутацию и сеть контактов.

В-третьих, университет стремится удержать своих лучших сотрудников, предлагая им стабильность и перспективы карьерного роста. Это включает в себя систему профессорских степеней, которая позволяет ученым продвигаться по карьерной лестнице, а также систему сенатских мест, которая предоставляет долгосрочную стабильность и возможность влиять на стратегические решения университета.

В целом, кадровая политика University of Cambridge основывается на привлечении, развитии и удержании высококвалифицированных специалистов. Это позволяет университету поддерживать свою мировую репутацию и продолжать оказывать значительное влияние на развитие науки и образования.

Лучшая практика №3: продуктовая научно-исследовательская модель.

Университет: Оксфордский университет.

Продуктовая модель научно-исследовательской деятельности в University of Oxford основана на интеграции исследовательской и образовательной функции. Это обеспечивает высокое качество научной работы и в то же время способствует обучению студентов, которые имеют возможность участвовать в реальных научных проектах.

Основные принципы продуктовой модели Oxford включают:

  1. Междисциплинарный подход: В Oxford исследования часто проводятся совместно между различными дисциплинами. Это обеспечивает широкий контекст и позволяет применять различные методологии для решения научных вопросов.
  2. Коллаборация: Важной особенностью продуктовой модели Oxford является активное сотрудничество между исследователями, как внутри университета, так и с внешними организациями. Это обеспечивает обмен знаниями и способствует инновациям.
  3. Применение научных результатов: Oxford уделяет большое внимание тому, чтобы исследования имели практическую значимость. Это означает, что результаты исследований используются для решения реальных проблем в обществе и промышленности.
  4. Поддержка исследовательского процесса: Oxford предоставляет своим исследователям обширную поддержку, включая доступ к передовым исследовательским установкам, финансирование и профессиональное развитие.
  5. Свобода исследований: В University of Oxford исследователям предоставляется большая свобода в выборе тем и методологии исследований, что способствует творчеству и инновациям.

В целом, продуктовая модель научно-исследовательской деятельности в University of Oxford служит для обеспечения высокого качества научных исследований и обучения, а также для продвижения инноваций и применения научных результатов в реальной жизни.

В результате проведенного исследования мы можем заключить, что для повышения эффективности деятельности университетов в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» требуется комплексный подход, включающий в себя следующие практики: коллаборативная научно-исследовательская деятельность, системная модель кадровой политики, продуктовая научно-исследовательская модель.

Необходимо учитывать, что для достижения высокой эффективности деятельности в рамках программы «Приоритет 2030» университеты должны стремиться к формированию эффективного управления, основанного на принципах открытости, прозрачности и ответственности.

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
  2. QS Quacquarelli Symonds Limited [Электронный ресурс] // QS World University Rankings 2024: [сайт]. [1994 - 2024]. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings (дата обращения: 11.02.2024).
  3. ФГАНУ «Социоцентр» [Электронный ресурс] // Реализация программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в 2022 г.: [сайт]. [2011 - 2023]. URL: https://sociocenter.info/ (дата обращения: 11.02.2023).
  4. Massachusetts Institute of Technology [Электронный ресурс] // MIT. Research. URL: https://www.mit.edu/research/ (дата обращения: 11.02.2024).
  5. 2024 University of Cambridge, The Old Schools, Trinity Lane, Cambridge CB2 1TN, UK [Электронный ресурс] // University of Cambridge. Jobs. URL: https://www.jobs.cam.ac.uk/ (дата обращения: 11.02.2024).
  6. University of Oxford 2024 [Электронный ресурс] // University of Cambridge. Jobs. URL: https://www.jobs.cam.ac.uk/ (дата обращения: 11.02.2024).