УДК 376.36

К вопросу о формировании навыков составления рассказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Большакова Ирина Вадимовна – студентка Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются причины нарушения связной речи, а также некоторые особенности формирования навыков составления рассказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются дети при интерпретации и рассказе о сюжетных изображениях.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, серия сюжетных картин, формирование навыков составления рассказа.

В современном обществе проблемы речевого развития у детей становятся все более значимыми и актуальными для научного и практического исследования, которые показали, что большую часть этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР).

Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению [2]. В контексте этой проблематики особое внимание уделяется формированию навыков составления рассказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Л.Ф. Спирова отмечает, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не формируется монологическая устная речь самостоятельно [3]. В процессе рассказа или пересказа дети сталкиваются с трудностями в построении фраз, что заставляет их прибегать к использованию жестов и переформулировок. Они испытывают затруднения в выражении главной мысли, часто теряют содержание рассказа, путают события, а иногда даже не завершают начатые фразы. Речь таких детей характеризуется недостаточной экспрессивностью и становится хаотичной.

Изучение данного аспекта детской речи является существенным элементом в психологических исследованиях, так как оно способствует более глубокому пониманию механизмов формирования речевых навыков у детей с ОНР и разработке эффективных методик коррекции и поддержки для улучшения их коммуникативных способностей.

Исследователи, такие как В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Л.В. Ковригина, Т.Б. Филичева, С.А. Миронова и Т.Ю. Четверикова, провели глубокий анализ трудностей, с которыми сталкиваются дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Они подробно рассмотрели аспекты развития связной монологической речи у детей с этим расстройством, предоставив ценные данные и выводы.

В ходе бесед, рассказов по картине или серии сюжетных изображений были выявлены характерные нарушения у дошкольников с ОНР. Среди них проблемы с последовательностью и логикой высказываний, затруднения в планировании речевого выражения, «застревание» на определенных событиях и повторение эпизодов. Исследователи также обратили внимание на несовершенство синтаксической организации высказываний, выражающееся в недостаточной информативности, упущении важных деталей и потребности детей в активном вмешательстве взрослого для полноценной коммуникации [5, с. 46].

В исследованиях В.К. Воробьевой глубоко анализируются основные причины, лежащие в основе нарушения связной речи [1, с. 57]. Особое внимание уделяется несформированности ключевых операций, ответственных за смысловое программирование речевого высказывания. В рамках этих операций ребенок сталкивается с вызовом согласования смысловой программы с формированием цельного связного сообщения, что представляет собой сложный психологический процесс.

Первая определенная причина заключается в недоразвитии операций, регулирующих смысловое программирование. Это включает в себя способность выстраивать логическую структуру высказывания, выбирать подходящие лексические единицы и формулировать адекватные смысловые блоки. Несформированность данных операций может привести к диссоциации между интенцией высказывания и его реальным содержанием.

Второй фундаментальной причиной является отсутствие или недостаточное развитие операций, отвечающих за перевод смысловой программы в цельное связное сообщение. Это включает в себя умение эффективно упорядочивать все компоненты речи, включая лексику, грамматику и интонацию, чтобы обеспечить формирование логически связанного высказывания. Несформированность данных операций приводит к нарушению целостности и последовательности высказывания, что в свою очередь влияет на понимание и восприятие сообщения.

Использование серий сюжетных картин в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи представляет собой обоснованное и эффективное средство для успешной коррекции выявленных нарушений рассказа. Эта методика основывается на психологически обоснованной идее, что сюжетные картины стимулируют активное участие детей в процессе развития речи и мышления, поскольку они мотивируют детей к описанию изображенного, стремясь к формированию цельного и связного рассказа.

Согласно определению, предложенному В.И. Яшиной, сюжетная картина представляет собой изображение действий и действующих лиц, объединенных определенной ситуацией [5, с. 143]. Это определение подчеркивает важность контекста и визуального стимула, который сюжетные картины предоставляют для детей. В процессе работы с такими картинами, дети могут визуализировать и анализировать ситуации, что в свою очередь способствует развитию их речи и мышления.

Серии сюжетных картин предоставляют детям возможность взаимодействовать с изображениями, создавая связные повествования и раскрывая содержание каждой картины. Этот процесс требует от них не только умения описывать отдельные элементы изображений, но и соединять их в логически связанный рассказ. Такой комплексный подход активизирует разносторонние аспекты речевого процесса и способствует формированию навыков последовательного и логичного изложения событий.

В процессе использования сюжетных картин в логопедии для дошкольников основной упор делается на разностороннее развитие речевых навыков. Дети, работая с изображениями, активизируют навыки наблюдения, расширяют словарный запас и учатся точно и ярко выражать свои мысли в устной форме. Работа с серией сюжетных картин стимулирует их описательные и рассказывающие способности, обучает строению повествования с учетом начала, середины и конца. Этот аспект оказывается фундаментальным в преодолении трудностей в последовательности и логике речи, что характерно для общего недоразвития речи.

Таким образом, внедрение сюжетных картин в логопедическую практику является перспективным исследовательским направлением, предоставляющим не только понимание механизмов коррекции речевых нарушений у дошкольников, но и конкретные методики для эффективного развития их коммуникативных навыков.

Процесс обучения составлению рассказа по серии сюжетных картин представляет собой комплексный педагогический подход, направленный на развитие речевых и когнитивных навыков дошкольников. В ходе такого обучения дети проходят через несколько ключевых этапов, каждый из которых способствует формированию различных аспектов их речевой компетенции [4].

  1. Описание содержания картин. В начале процесса дошкольники учатся детально описывать содержание каждой картинки. Это требует развития навыков наблюдения, восприятия и выражения, а также способствует расширению словарного запаса, поскольку дети сталкиваются с необходимостью использовать разнообразные слова для точного описания изображенных ситуаций.
  2. Составление названия рассказу. Дети активно учатся придумывать название своему рассказу, что требует не только креативности, но и умения сжато выражать основную идею. Этот этап способствует формированию навыков лаконичного и точного выражения мыслей.
  3. Формирование повествовательного текста. В процессе обучения дети научаются соединять отдельные предложения в логически связанный повествовательный текст. Это включает в себя развитие навыков последовательного и логичного изложения событий, а также способности выстраивать структуру повествования с введением, развитием и завершением.
  4. Развитие навыков рассуждения. В ходе обучения дети развивают способность рассуждать, анализировать события и представлять свои мысли в логической последовательности. Этот этап способствует развитию когнитивных функций и формированию умения выражать собственные мысли в устной форме.
  5. Овладение структурой повествования. Дети овладевают основными элементами структуры повествования, включая начало, середину и конец. Этот аспект обучения способствует формированию навыков организации рассказа и помогает детям лучше понимать структуру текста.

Таким образом, систематическое обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин является эффективным методом, позволяющим развивать разносторонние аспекты речевой компетенции дошкольников, и готовит их к более сложным формам коммуникативной деятельности.

Список литературы

  1. Воробьева В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией. Недоразвитие и утрата речи / Л.И. Белякова, В.К. Воробьева. М.: Изд-во МГПИ им. Ленина. 1985. 88 с.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ. 2024.168 с.
  3. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. М.: Просвещение. 1976. 112 с.
  4. Ушакова О. С. Развитие речи: методические рекомендации к программе «Мир открытий»: игры и конспекты: подготовительная группа детского сада. М.: Просвещение. 2021. 158 с.
  5. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. Образования. М.: Издательский центр «Академия». 2014. 162 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: