УДК 378

Развитие soft skills на уроках физической культуры

Бабенков Дмитрий Олегович – учитель физической культуры государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 49».

Бабенкова Ольга Николаевна – учитель физической культуры государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 49».

Аннотация: В работе рассматривается возможность развития soft skills («мягких навыков») у учащихся общеобразовательных учреждений для успешной в будущем трудовой деятельности. В данной статье приведены рекомендации и примеры заданий для развития «мягких навыков» в рамках урока.

Ключевые слова: физическая культура, soft skills, мягкие навыки, общеобразовательная школа.

Проблема развития Soft skills («мягких навыков») в педагогическом сообществе возникает все чаще. Данный интерес связан с вызовами социума, экономики, профессиональной среды, которые заставляют вновь и вновь искать пути для более качественного обучения. Многие авторы [1] пишут о важности обучения “мягких навыков” у педагогических кадров, но важно начать работу по развитию навыком как можно раньше.

 На данный момент мало исследована в научно-методической литературе тема «мягких навыков» в школьном обучении. Однако, именно школьное образование является базой для всестороннего развития учащегося не только для формирования определенных знаний, умений и навыков, которые необходимы для конкретной работы (hard skills), но и навыки, которые позволяют находить общий язык с окружающим их социумом, доносить правильно свои мысли, управлять своим временем и т.д., то есть soft skills («мягких навыков»).

Под soft skills («мягкими навыками») авторы понимают комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью [2]

В свою очередь, данные навыки подразделяются на несколько подпунктов :

  • коммуникация;
  • критическое мышление;
  • сервисность/клиентоориентированность;
  • управление проектами, людьми и собой;
  • наставничество и менторинг;
  • решение проблем;
  • эмоциональный интеллект;
  • управление знаниями;
  • работа в режиме неопределенности;
  • бережливое производство;
  • экологическое мышление;
  • самоанализ и саморефлексия.

Анализируя пункты, можно увидеть, что не все подпункты могут быть верно реализованы в школьном образовании, потому мы выделили определенные под пункты:

  • коммуникация - немаловажный навык в современном мире, с помощью него мы передаем информацию, обмениваемся знаниями и сведениями, желаниями;
  • критическое мышление - когнитивный процесс, который направлен на активное осмысление, анализ, обобщение и оценку информации, полученной путем наблюдения или опыта;
  • решение проблем - способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей;
  • эмоциональный интеллект - умение управлять своими и чужими эмоциями, а также понимать свои и чужие эмоции;
  • управление знаниями - способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать повседневные задачи;
  • саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение.

Данные пункты можно развивать в рамках школьной программы, а именно на уроках физической культуры. Ведь она является одним из основных предметов школьной программы, где обучающимся предлагается достаточно разные задания и упражнения для развития как физических, духовных качеств, а также для развития целостности личности. Личность же понимается как результат общественных отношений — отношений к труду, учению, к общественным обязанностям, к людям, к себе, своему месту в обществе, к коллективу, коллективной собственности, т. е. ко всему, что строится на основе взаимоотношений с другими людьми, с обществом [3]. В тоже время личность формируется в процессе активной деятельности, во взаимодействии с коллективом, а на уроках физической культуры обучающиеся как нельзя лучше контактируют друг с другом.

Однако, по словам Шеенко Е.И., Полынцевой С.В, Сундина А.В. [4] отмечают ряд трудности у обучающихся школы:

  1. Наблюдается стабильная динамика увеличения заболеваемости учащихся в процессе обучения (с 12% детей, имеющих отклонения в здоровье в первом классе, до 90% учащихся, имеющих отклонения в здоровье в старших классах). Более того, 88% учащихся 5-11 классов имеют от одного до трех приобретенных отклонений в развитии организма.
  2. Выявлена низкая мотивация к физической культуре: от 8 до 15% учащихся систематически занимаются физической культурой, 35-55% – не считают нужным заниматься систематически и самостоятельно.
  3. Отмечается пассивность, нежелание учиться школьников физической культурой.
  4. Обнаружен недостаточный уровень физической подготовки: и большинству учащимся проблематично освоить программу на положительную отметку.

Мы считаем, что если скорректировать некоторые аспекты урока по физической культуре с точки зрения развития soft skills («мягких навыков»), то можно сгладить вышеперечисленные трудности. Поскольку коммуникация, критическое мышление, решение проблем, эмоциональный интеллект, управление знаниями, саморефлексия способствуют переосмыслению учащимися и педагогами мотивацию к обучению, повышение интереса к занятиям, дисциплину на уроках и т.д.

Рекомендуем педагогам физической культуры уделить внимание, вышеперечисленным мягким навыкам с помощью игр, коллективных упражнений, заданий на коммуникацию, например:

Задания на «коммуникацию»: «съедобное, несъедобное» - класс делится на несколько групп. Группа выбирает ведущего и ему предоставляется мяч. Ведущий называет слово (съедобное\несъедобное) и кидает мяч одному из участников игры. Игрок должен поймать при съедобном предмете и отбить мяч при несъедобном предмете.

Игра «Стенка» - играют две команды. Первым игрокам добежать до стены, коснуться ее рукой, в это время вся команда кричит его имя. Игрок возвращается и передает эстафету следующему.

Задания на «критическое мышление» - наблюдение за сокомандниками и одноклассниками в процессе выполнения упражнений, игр, разминочных заданий. После выполнения учащимися действий «наблюдающие» должны сказать, что получается и что не получается у других учащихся, и в последующим постараться исправить данные «ошибки».

Игра «Данетки» - как визуальные данетки, где задаются вопросы: «какой предмет я загадал, который находиться в спортивном зале». Данные игры можно предлагать учащимся находящиеся «на скамейке освобожденных»; Ситуативные данетки, когда учащимся предлагается ответить на вопрос «как могло это произойти, как объяснить странное поведение и т.д.», например, «Обучающийся очень любил играть в мяч, но с некоторых пор перестал пользоваться мячом. Почему он перестал? Футболист забил гол, но сокомандники обиделись за это на него. Почему?». 

Задания на «саморефлексию» - предлагать учащимся оценить свои действия во время занятия и поставить себе оценку за урок, прикрепить на рисунок лестницы свой смайлик, где 1 ступенька «плохо занимался», а 5 ступенька «отлично занимался». 

Игра «история мяча» - обучающиеся берут мячи, и ложатся на гимнастические коврики. Детям предлагается ряд дыхательных упражнений, прокатывание на мяче для релаксации и для расслабления мышц, в тоже время обратить внимания для понимания учащихся насколько сильно они устали, какие мышцы больше «зажаты»).

Задания на «решение проблем» - предлагать учащимся задания (после усвоения простого варианта) с усложнениями. Например, при игре в «Вышибалы», игрокам выдаются разноцветные манишки. «Вышибающим» необходимо услышать какой цвет называет учитель и «выбить» такой цвет из игрового поля.

Игра «тонущий корабль» - дети делятся на команды по 5-7 человек. На полу кладется веревка в форме корабля (круга). Команда встает в «корабль» взяв с собой на их выбор ряд спортивных предметов (мячи, скакалки, веревку и т. д.). Задача игроков как можно дольше удержаться внутри и не «выпасть за борт», когда корабль будет постепенно уменьшаться. 

Задания на «эмоциональный интеллект» - игра «зеркало». Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике и движениям. Один ученик встает за спины класса и показывает другому ученику, стоящим перед классом, движения. В свою очередь учащиеся должны угадать эмоцию.

Игра «хоровод» - цель игры заключается в развитии чувства общности, выразительности движений; снятие эмоционального напряжения. Дети встают в круг и берутся за руки. По команде ведущего (или учителя), учащиеся двигаясь по часовой или против часовой стрелки по кругу и изображают «злого волка», «печального зайчика», «веселого медведя» и т.д.

Анализируя набор заданий к изучению soft skills («мягких навыков») мы предлагаем следующие рекомендации:

  • увеличить количество уроков по физической культуре;
  • посещение уроков социального педагога для анализа профориентирования учащихся;
  • посещение уроков психолога для наблюдения за эмоциональным состоянием обучающихся, для проведения исследований по эмоциональному интеллекту;
  • увеличение количества определенно направленных игр на развитие soft skills;
  • внедрение проектной деятельности по различным темам «Мои олимпийские игры», «Мой новый вид спорта», оформление плаката по истории спорта и т.д. для развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции.

Все указанное выше позволяет говорить о возможности развития soft skills («мягких навыками») на уроках физической культуры не только у будущего педагогического состава, но и учащихся общеобразовательной школы, что способствует в будущем благоприятному вхождению в любой коллектив, успешному участию в рабочем процессе и повышению производительности.

Список литературы

  1. Бутенко В.С., Власова В.Н., Цквитария, Т.А., Шатохина И.В. Формирование soft skills педагогических кадров профильного университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-soft-skills-pedagogicheskih-kadrov-profilnogo-universiteta
  2. Lippman L.H., Reberg R, Carney R, Kristin A. (2015), «Workforce connections: key “soft skills” that foster youth workforce success: toward a consensus across fields» - Child Trends Publication, pp.
  3. Гудониса В., Пузанова Б.П. Дефектологический словарь, Том 1. - М. Воронеж: МПСИ. МОДЭК. 2007.г. – 808 с.
  4. Шеенко Е.И., Полынцев С.В., Сундин А.В. Анализ проблем качества современного урока физической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.