УДК 373.21

Развитие функциональной грамотности на уроках окружающего мира

Мишина Елена Владимировна – учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №50» города Чебоксары Чувашской Республики.

Аннотация: Уроки окружающего мира дают учителю шанс для развития у детей не только естественно-научного, но и других компонентов функциональной грамотности. Комплексный подход, метапредметность и сочетание теоретических занятий с практическими позволяют добиться более высоких учебных и воспитательных результатов. В статье рассматриваются типичные проблемы, связанные с развитием функциональной грамотности у младших школьников, а также предлагаются пути решения этих проблем.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, начальная школа, ученики младших классов, окружающий мир, природоведение, практические занятия в начальной школе.

Тема исследования. Проблемы, связанные с развитием функциональной грамотности у младших школьников и пути их решения на уроках окружающего мира.

Цель исследования. Формулирование основных принципов построения занятий на уроках окружающего мира с целью развития функциональной грамотности учащихся.

Проблема исследования. Современные дети, даже обладающие широкими теоретическими знаниями, часто не могут применить их на практике, что является предпосылкой усилить в образовательном процессе использование методик, направленных на повышение именно функциональной грамотности, а не только общей эрудиции.

Метод исследования. Изучение научной литературы и периодики.

Введение

Развитие функциональной грамотности учащихся общеобразовательных школ – одна из целей, которую ставит перед российскими школами государственный образовательный стандарт. При этом необходимо понимать, что функциональная грамотность не может формироваться и развиваться в рамках какого-то отдельного учебного курса или предмета. Её суть – метапредметное, комплексное обучение навыкам практического использования полученных на занятиях теоретических знаний.

Главной задачей развития функциональной грамотности у школьников является формирование у них способности к осознанному поведению в различных жизненных ситуациях, основанному на понимании процессов, происходящих в природе и обществе.

При этом регулярно проводящиеся среди российских школьников тестирования по методикам PISAи TIMSS показывают, что корреляция между теоретическими знаниями и их практическим применением остаётся достаточно слабой. [1] Среди предметов курса начальной школы наиболее близким к повседневной жизни школьников является курс «Окружающий мир», что обуславливает логичность акцентирования развития функциональной грамотности детей именно на этих уроках.

  1. Проблемы развития функциональной грамотности у младших школьников.

Среди наиболее значимых проблем, связанных с низким развитием функциональной грамотности школьников, можно назвать следующие: неспособность соотнести теоретические знания с бытовой ситуацией, неумение работать с комбинированной подачей информации (текст, разбитый схемами, графиками, иным иллюстративным материалом), неразвитость аналитического, ассоциативного и творческого мышления.

Таким образом, часто можно встретить ситуацию, при которой дети, обладающие хорошей памятью и иными когнитивными способностями, не способны применить полученные в школе знания в повседневной жизни, возникает «раздвоение» между школьной и внешкольной жизнью. Главной же целью преподавателя в данном случае является объединение восприятия мира в единое целое и помощь в познании ребёнком окружающей действительности через знания, полученные на уроках.

  1. Развитие компонентов функциональной грамотности на уроках окружающего мира.

Уроки окружающего мира – уникальный предмет, в рамках которого можно эффективно прорабатывать все виды навыков, составляющих в итоге функциональную грамотность ребёнка. Перечислим основные компоненты и способы их развития на занятиях. [4]

Читательская грамотность. Текстовая подача информации – традиционна для большинства школьных предметов. На уроках окружающего мира она может иметь форму занимательных рассказов с описанием проблем или возможностей человека, связанных с законами природы, а также – небольших научных или научно-популярных статей. Дети учатся воспринимать текст, выделять в нём главное. [3]

Математическая грамотность. Большинство природных закономерностей имеют математическое обоснование, следовательно, уместно введение простейших математических формул на уроках окружающего мира уже с ранних классов.

Естественно-научная грамотность. Основной навык, который должен прививаться на уроках окружающего мира. Дети должны осознавать суть законов природы, их влияние на жизнедеятельность человека и возможность влияния на физические и биологические процессы (например, повышение урожайности почвы, очищение природы от вредных веществ и т.д.).

Цифровая грамотность. В случае с младшими классами данный кластер навыков не является основным, однако можно создать основы будущего критического восприятия информации, полученной из интернета, путём формирования привычки анализировать получаемые сведения. Можно предлагать задания, которые будут включать в себя ситуации поиска информации в интернете («Вася прочитал в интернете, что ... влияет на ... . Он решил проверить, так ли это – и провёл эксперимент»), которые будут формировать у детей понимание, что не вся информация в цифровых сетях является достоверной.

Глобальные компетенции. Передача знаний об окружающей среде не должна быть сфокусирована только на ближних горизонтах детского обзора и понимания. Необходим переход от частного к общему и, далее, глобальному описанию мироустройства. Так, урок, посвящённый обсуждению важности утилизации бытовых отходов может включать в себя рассказ о загрязнении мирового океана пластиком за последние десятилетия.

Финансовая грамотность. Современные дети имеют выраженную ориентацию на практическое финансовое мышление. Это также можно использовать на уроках окружающего мира, помогая детям выработать логические связи между процессами жизнедеятельности человека, влияющими на состояние природы, и экономическими процессами на примере конкретной семьи (например, соотношение затрат на удобрения для растений на огороде и увеличением урожая).

Креативное мышление. Это, пожалуй, один из самых важных навыков, которые воспитываются у детей в рамках развития функциональной грамотности. С одной стороны, он является своего рода вершиной пирамиды данного явления, так как его формирование практически невозможно без гармоничного развития других компонентов, перечисленных выше. С другой стороны, именно креативное мышление позволяет ребёнку находить нестандартные, более эффективные способы решения задач – как школьных, так и бытовых, а в конечном итоге влияет на его успешность в профессии, какую бы из них он ни выбрал.

  1. Практические инструменты развития функциональной грамотности на уроках окружающего мира.

Главной особенностью функциональной грамотности является способность ребёнка использовать полученные знания на практике, поэтому в обучающий курс «Окружающий мир» должно быть включено достаточное количество практических занятий, в том числе – с домашними заданиями, которые позволяют связать пространство школьных занятий с бытовой повседневной жизнью. [5] Изучение свойств растений, материалов, законов природы необходимо строить не только на теоретической информации, которую школьники должны запомнить, но и на понимании конкретных явлений, свидетелями которых они становятся каждый день.

Среди практических рекомендаций, направленных на развитие функциональной грамотности детей, можно назвать следующие:

  • ведение различных дневников наблюдений (погодных, ботанических, зоологических, пищевых и т.д.);
  • занятия на открытом воздухе (поиск растений, изучение почвы, занятия в школьной теплице, походы на природу и т.д.);
  • введение в практику обучения пронаучных форм занятий: диспуты, дискуссии, конференции (это не только сделает занятия более разнообразными, но и даст детям возможность почувствовать важность обсуждаемых явлений); [2]
  • обязательное обсуждение предложенных детьми тем и ответы на возникающие вопросы, поскольку это стимулирует самостоятельное мышление и развитие интереса к науке.

Развитию аналитического и практического мышления должно уделяться в педагогическом процессе не меньше внимания, чем усвоению теоретической информации.

Заключение

Развитие функциональной грамотности детей на уроках окружающего мира – критически важный аспект обучения в начальной школе. Именно на этом этапе закладывается понимание ребёнком основных законов природы, взаимосвязи различных антропогенных и природных процессов и явлений, создаётся база для успешного изучения школьных (а впоследствии и вузовских) предметов естественно-научного направления. Кроме того, раннее развитие навыков, относящихся к функциональной грамотности, позволяет сформировать интерес школьников к учебному процессу, как тесно связанному с их реальной жизнью, а не как к отвлечённой сфере, которая заканчивается за порогом школы. Развитие любознательности, научного интереса, проявление будущих профориентационных склонностей – это также последствия работы над повышением уровня функциональной грамотности.

Курс «Окружающий мир» предоставляет преподавателю широкие возможности включения в занятия заданий, развивающих не только эрудицию и мышление, но и функциональную грамотность школьников, тем самым не только повышая их успеваемость, но и развивая интерес к образовательному процессу и создание устойчивой платформы для достижения успеха в практической деятельности в любом выбранном направлении. Использование для этого как авторских разработок, так и методических указаний, созданных другими преподавателями, позволяет значительно расширить диапазон форм ведения уроков (как теоретических, так и практических занятий) и повысить вовлечённость школьников в образовательный процесс.

Список литературы

  1. Порошина С. А. Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/696721 (дата обращения: 28.02.2024).
  2. Летанина Е. В. Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2023/11/16/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah (дата обращения: 28.02.2024).
  3. Неверова Л. И. Приёмы и методы формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира. – URL: https://ferz-obr.siteedu.ru/media/sub/1346/files/priyomyi-i-metodyi-formirovaniya-funktsionalnoj-gramotnosti-u-uchaschihsya-urok-okruzhayuschego-mira-dlya-4-klassa-po-teme-lesa-rossii.pdf (дата обращения: 28.02.2024).
  4. Богатова Н. В. Формирование функциональной грамотности на уроках «Окружающего мира». – URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/59992 (дата обращения: 28.02.2024).
  5. Артюхова Ю. В. Развитие функциональной грамотности на уроках окружающего мира. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-funkcionalnoi-gramotnosti-na-urokah-okruzhayuschego-mira.html (дата обращения: 28.02.2024).