УДК 37.02

Содержание и значение регулятивных действий самоорганизации и самоконтроля в начальной школе

Щербакова Юлия Игоревна – студентка факультета «Дошкольное образование» Государственного гуманитарно-технологического университета

Научный руководитель Толкова Наталья Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета

Аннотация: Статья посвящена вопросам места и значения регулятивных универсальных учебных действий. Автор определяет место и функциональное значение таких регулятивных действий как навык самоорганизации и самоконтроля, а также их значение на этапе обучения в начальной школе. В статье отмечается важность системного последовательного подхода к формированию самоорганизации и самоконтроля, в котором должны принимать участие не только учащийся и педагог, но и родители и значимое социальное окружение. Педагогические условия, необходимые для формирования и развития навыков самоорганизации и самоконтроля включают мотивацию, процессуальный аспект деятельности и индивидуализацию. В качестве результата сформированности самоорганизации и самоконтроля называется формирование самооценки и ответственное отношение к учебе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, регулятивное действие, планирование, волевая самоорганизация, контроль, прогнозирование, учащийся, результат последовательность.

В качестве основы развития личности и цели образовательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт называет формирование универсальных учебных действий [5].

В широком понимании универсальные учебные действия означают способность человека учиться, самообразовываться, получать и усваивать новые социальный опыт.

В узком педагогическом понимании сформированные универсальные учебные действия охватывают материальный и процессуальный аспект образовательной деятельности, в раках которой ученик научается самостоятельно организовывать собственный учебный процесс, совокупность необходимых для этого навыков и умений, а также знания, полученные в результате такой самоорганизации.

Представляется, что ученик, имеющий сформированные универсальные учебные действия вырастет во взрослого, способного не просто к саморазвитию, но самостоятельному освоению новых знаний и профессий, накоплению знаний, определению жизненного пути, преодолению разного рода сложностей и неудач.

ФГОС начального общего образования группирует универсальные учебные действия на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Каждый блок универсальных учебных действий имеет самостоятельное важное значение, однако регулятивные действия определяют, насколько эффективно ученик сможет организовать учебный процесс, насколько его усилия будут результативны. Так, блок регулятивных действий включает следующие навыки:

  • целеполагание, которое состоит в формулировке цели и задачи обучения и включает навык оценки имеющихся знаний и умений и определения знаний и умений, которые необходимо получить и усвоить;
  • планирование, которое позволяет определить объем работы, ее содержание, этапы работы и последовательность выполнения;
  • прогнозирование обеспечивает навык примерного определения конечного результата выполнения учебных задач. Навык прогнозирования формируется на основе имеющегося опыта выполнения сходных учебных задач;
  • контроль промежуточный, который направлен на оценку способа выполнения учебной задачи и сопоставление его с заданными параметрами и определения возможности достижения поставленной цели;
  • коррекция, которая обеспечивает изменение промежуточных задач, действий, имеющихся ресурсов и в целом плана, если спрогнозированный результат, по предварительной оценке, не может быть достигнут;
  • оценка имеющихся знаний, качества навыков и умений, выявление пробелов, которые следует заполнить;
  • саморегуляция как способность формирования внутреннего мотива и побуждения себя к обучению [2].

В совокупности перечисленные регулятивные действия составляют сложный механизм рефлексивной самооценки, лежащий в основе целенаправленного и последовательного освоения знаний, формирования навыков и умений. В ситуации конфликта интересов, которые в начальной школе могут проявляться достаточно часто, регулятивные действия обеспечивают волевую самоорганизацию и привычку верно расставлять приоритеты.

Регулятивные учебные действия определяют потенциальную роль ученика в образовательном процессе, поэтому их формирование на начальном этапе влияет на становление ученика как субъекта образовательного процесса, характеризует его активность и ответственное отношение к получению и усвоению знаний, в противном случае ученик до выпуска из школы останется в пассивной роли принимающего от педагога информацию, поскольку она не трансформируется в знания, навыки и умения [6].

Важнейшими среди универсальных регулятивных действий следует назвать навык самоорганизации и самоконтроля. Так, навык самоорганизации определяет способность ученика поставить учебную цель, разбить ее на задачи и организовать процесс поиска и усвоения необходимых знаний, тогда как навык самоконтроля характеризует способность оценить усвоенные знания изначально поставленным целям [4]. В отличие от контроля со стороны педагога, который определяет, насколько хорошо был усвоен материал и можно ли продвигаться дальше, самоконтроль ученика носит постоянный характер и распространяется как на выполнение отдельных действий (решение задачи, пересказ параграфа), так и в целом на процесс обучения (оценка усвоения темы, ее понимание, навык применения полученных знаний) [2].

Формирование навыка самоконтроля происходит под влиянием семьи и педагога и характеризуется умением объективно (со стороны) критически оценить себя, свое отношение к окружающим, свое поведение, свою роль в происходящем. Самоконтроль выполняет подчиненную образовательным задачам функцию, поскольку он лежит в основе понимания важности получения образования и решения учебных задач, реализуется через усвоение конкретных механизмов и навыков и обеспечивает процесс получения знаний, оценку их усвоения, определения дальнейших учебных действий на основе проведенной самодиагностики [3].

Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля сложный и длительный педагогический процесс, в котором должны быть учтены возрастные и личностные особенности учащихся начальной школы (поскольку окончательное формирование лобных долей мозга, отвечающих за самоконтроль, оценку причинно-следственных связей, завершается к 20-23 годам, данная педагогическая задача представляется не до конца выполнимой в рамках начального этапа обучения в школе), к которому должны быть привлечены родители ребенка и важное для него социальное окружение [7].

В рамках организации образовательного процесса формированию навыков самоорганизации и самоконтроля способствуют:

  • формирование мотивации для осуществления самоконтроля и самоорганизации, положительное побуждение выполнения данных задач, характерных для взрослой деятельности;
  • обеспечение участия в формировании навыков самоконтроля всех участников образовательного процесса, педагога, ребенка, его родителей, действия которых в совокупности будут обеспечивать самостоятельность ученика в процессе обучения;
  • интеграция механизма самоорганизации и самоконтроля в образовательный процесс на постоянной основе;
  • мониторинг эффективности формирования навыка самоорганизации и самоконтроля;
  • на этапе формирования навыков необходимо обращать внимание ученика на процессуальный аспект самоорганизации и самоконтроля, поскольку результативный аспект пока не может быть им оценен в полной мере;
  • ндивидуализация самоорганизации и самоконтроля позволяет ученику сознательно обращать внимание на собственные действия и собственные результаты, а не ориентироваться на результаты других учеников [1].

Таким образом, самоорганизация и самоконтроль как универсальные регулятивные действия играют важную роль в формировании и психологическом взрослении учащихся в начальной школе. Именно данные навыки позволяют им ответственно отнестись к процессу обучения, понять, что образование является их личным жизненным проектом, определяющим всю их будущность. Развитые навыки самоорганизации не просто повышают успеваемость, но и формируют самооценку учащихся, более широкий взгляд на обучение и ответственное отношение к школе.

Список литературы

  1. Габеева Л.Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. Вып. 15: Теория и методика обучения. С. 102-107.
  2. Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 171 с.
  3. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кузнецова Ольга Владимировна. Ярославль, 2015. 24 с.
  4. Кузнецова О.В. Этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 1. Том 2. Педагогические науки. С. 42-46
  5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru 05.07.2021. (дата обращения: 20.02.2024)
  6. Резапкина Г.В. Самооценка и уровень притязаний учащихся в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.17-25.
  7. Сидоров И.В. Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Вестник науки. 2023. № 6 (63). С. 402-406.

Интересная статья? Поделись ей с другими: